Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
После Возрождения в европейской истории наступает эпоха Нового времени, начальный этап которой принято определять как период становления современной науки. При всей сложности и противоречивости происходящих в данный период процессов, XVII ст. чаще всего называют великим веком науки, первым этапом научной революции XVII–XVIII вв.
Мощный толчок развитию науки дала астрономическая революция, началом которой принято считать появление в 1543 г. сочинения Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер». Гелиоцентрическая идея, сформулированная польским ученым, со второй поло-вины XVI в. начинает прокладывать себе дорогу.Причем теория гелиоцентризма в том виде, как она была изложена в труде Коперника, претерпевает существенные изменения в работах его последователей – датчанина Тихо Браге, немца Иоганна Кеплера, итальянца Галилео Галилея и англичанина Исаака Ньютона.
Великие открытия, сделанные в ходе научной революции, позволили передовым ученым того времени осознать, что познание процессов, связанных с движением планет, должно направляться на выявление их числовых величин и математ. функций. Эти мысли получают наиболее четкое и систематическое выражение в творчестве Галилея. Он закладывает основы нового рода науки – математического естествознания, базирующегося на данных эксперимент.метода, результаты которого должны проверяться на опыте. Галилей первым сделал эксперимент и математ. анализ интегральной частью своей научной деятельности.
К великим достижениям Ньютона относятся: открытие и формулировка закона всемирного тяготения, основного закона «небесной механики», разработка трех основных законов классической механики, изобретение дифференциального и интегрального исчисления.
Все эти ученыедумали, что с помощью одних только физико-математ. методов можно дать исчерпывающее объяснение мира и всего того, что в нем происходит. Но против этой тенденции выступили виднейшие философы XVII в. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза и другие. При всей их увлеченности научными изысканиями они отстаивали мысль об автономности философского знания. На передний план в ф-и выдвигается проблема поиска «истинного» метода познания, используя который наука может прийти к достижению абсолютной истины. Основу этого метода философы, правда, видят по-разному: то в чувственном опыте, в несомненности эмпирического, индуктивного знания, то в логико-дедуктивном, рационалистическом знании. Эмпиризм:Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Рационализм: Рене Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Бэкон осуществлял настойчивый поиск научного метода на базе механического мышления. Задача человека – правильно истолковать природу. Познавательному процессу мешают идолы рода (предрассудки нашего разума), идолы пещеры (предрассудки познавательной деятельности, обусловленные нашим индивидуальным положением в обществе), идолы рынка (связаны с неточностью языка, с использованием слов с готовыми значениями), идолы театра (человек подчиняется авторитетному мнению).
У истоков рационализма стоит Рене Декарт. Он считал, что незыблемым основанием для становления науки является идея «Мыслю – следовательно, существую». У него на 1-м месте не объективно-мыслительный процесс, как это было в античности, а субъективный. Он разделяет мир на объект и субъект, чего не знала ни античность, не средневековье. Это расщепление на протяжении 500 лет являлось методологической основой научного познания, т.к. оно ориентировано на поиск объективной истины.
Просвещением принято называть период между Английской буржуазной революцией 1688–1689 гг. и Великой французской революцией 1789–1794 гг. В ряде стран (Россия, Германия и США) Просвещение продолжалось до первых десятилетий XIX века.Просвещение началось в Англии, где его признанным вождем в конце XVII века стал Дж. Локк.Наиболее значительный вклад в пропаганду и развитие либеральный и эмпирических теорий внес выдающийся английский философ Дэвид Юм. В своих работах он защищал агностицизм и подвергал критике некоторые доказательства бытия бога, отрицал чудеса и утверждал, что религиозный фанатизм в истории являлся источником раздоров между людьми.