Композиционные особенности повести
Рассказ ведётся от первого лица, что придаёт большую степень интимности, достоверности.
Куприн использует излюбленный приём русских писателей – контраст, антитезу: скучная жизнь Ивана Тимофеевича и внезапно вспыхнувшее ярким светом чувство; ширь и простор природы (среда обитания Олеси) – и «маленькие конуры», дома-клетки (среда героя).
Ещё один характерный художественный приём – передача внутреннего состояния человека в его связи с состоянием природы: в начале повести – ветер, метель, беспокойство соответствуют скуке и тревоге героя; затем, после первой встречи с Олесей, - яркая и свежая весна; в конце – гроза с лучом солнца, то есть страх, печаль и надежда одновременно.
Интересно также, что реально развернувшаяся история взаимоотношений героя и героини практически полностью подтверждает те предсказания, которые талантливая и суеверная Олеся сделала в сцене гадания.
Ещё один интересный приём Куприна – наличие в повествовании своего рода ключевых фраз, определяющих идейную сущность рассказанного. К таким ключевым фразам можно отнести, например, следующие:
· «с тобой и правда опасно шутить»;
· «человек ты хотя и добрый, но только слабый»;
· «злой у нас народ здесь, безжалостный».
Анализ рассказа «Гранатовый браслет» (1911)
Это классический любовный рассказ, навеянный духом прежней литературы – дневника Печорина, пушкинскими «Повестями Белкина», тургеневскими повестями о любви, рассказами Чехова, а также особенностями новой литературной эпохи начала ХХ века.
Первая глава погружает нас в описание необычно тревожной для черноморского курортного городка погоды, которая затем вдруг переменилась к лучшему, оставив на даче главную героиню – княгиню Веру Николаевну Шеину. Здесь сразу начинает звучать одна из излюбленных в литературе этого времени тема – тема ухода русского дворянства, жизнь которого стала скучной и бесцельной, а высокая культура, уходя вместе с дворянами, оставляла лишь внешние приметы: звание, элитарность, высокомерие.
Вольно или невольно в конце 1 главы упомянуто щебетание птиц на телеграфных проводах – ведь именно бедным телеграфистом будет несчастный Желтков, который нарушит покой размеренной и отлаженной будничной жизни клана Шеиных. В описании этой жизни во второй главе мы узнаём, что «прежняя страстная любовь давно уже перешла (у Веры) в чувство прочной, верной, истинной дружбы», а также то, что Вера ведёт размеренную, спокойную жизнь, со всеми «строго проста, холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».
Это исходное состояние героини в рассказе, несмотря на то, что история влюблённости Желткова, как мы также узнаём, длится уже 7 лет. Суть рассказа – в стремительной эволюции героини, во взрыве размеренного и привычного спокойствия, происшедшем в дни Вериных именин.
Интересна символика предметов во время этой эволюции. Вот в третьей главе сестра дарит Вере символ благополучной старины – молитвенник с золотой цепочкой, переделанный в записную книжку. Затем Вера получит присланный Желтковым гранатовый браслет, камешки которого напомнят Вере капельки крови. «Серебряный» век привнёс элементы символики и в классическую купринскую прозу: красная шапка посыльного, принесшего подарок, футляр красного плюша и сами гранаты соединяют темы любви и смерти.
Изменения в Вере начинаются с «неожиданной тревоги», с того, что, несмотря на неудовольствие, она дочитала письмо Желткова до конца; наконец, с реакции на письмо, нежелании смеяться над несчастным, как это неизменно повторялось прежде.
Следующий этап – в 6 главе, во время традиционного насмешливого рассказа Василия Львовича о любви телеграфиста к Вере. Она вначале пытается предотвратить рассказ, а в конце не отреагировала, как это бывало прежде, а искусно перевела тему разговора.
Центр композиции рассказа – вставные новеллы старого и любимого Верой генерала Аносова о сильной, как смерть, любви. Эти несколько историй взволновали героиню, что тонко показано автором в деталях, привели её к мысли об аналогии этих историй с тем, что совершается в её жизни. Не случайно она в ответ рассказывает Аносову свою историю, а он говорит ей: «Может быть, твой жизненный путь… пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
Следующий этап – 9 глава. Когда Николай Николаевич и Василий Львович собираются к Желткову, Вера произносит нерешительно: «Мне почему-то стало жалко этого несчастного».
В 10 главе, в сцене посещения Желткова, мы видим, как слабый и робкий поначалу Желтков при угрозе обратиться к власти вдруг мгновенно переменился, стал даже внешне сильным и дал отпор высокомерному хамству Николая Николаевича, опираясь на порядочность Василия Львовича. В конце главы Вера, отвернувшись от мужа, пророчески говорит: «Я знаю, что этот человек убьёт себя». Возможно, дар предчувствия подарил ей тот самый зелёный гранат в центре браслета, о котором писал ей Желтков.
В 11 главе Вера узнаёт о самоубийстве Желткова. Автор отмечает сильное беспокойство героини, а затем пишет, что прощальное письмо Желткова она развернула «с нежностью, которой в себе не ожидала».
После письма вопрос, сумасшествие или любовь, уже не стоит. Потрясённая героиня идёт впервые увидеть, пусть мёртвым, человека, который любил её так, как любили герои рассказов Аносова.
Блаженное и умиротворённое лицо покойного ассоциируется в сознании Веры с масками великих страдальцев – Пушкина и Наполеона. Эти ассоциации вместе со звучащей в конце «Аппассионатой» Бетховена возвышают любовь героя. Героиня поняла, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё», но она стала всё-таки свидетелем и объектом «вечной исключительной любви».
Раздвоенность сознания Веры во время исполнения сонаты, когда её мысли словно сливаются с чувствами Желткова и 5 раз повторяется лейтмотив «Да святится имя твое», слёзы героини и финальная фраза: «Он меня простил теперь. Всё хорошо», - всё это говорит о счастье открытия героиней непостижимых прежде тайн любви, разрушающей привычно повторяющуюся повседневную пошлость.
И.А. Бунин. Рассказы