Этика.Нравственность, мораль, право. Характеристика способов регуляции поведения человека.
Этика– (от греч. ήθος) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Термин «этика» происходит от греческого слова «ethos» (впервые употребляется Аристотелем), что означает - совместное жилище. Термин «мораль» имеет латинское происхождение: «moralitas» и обозначает - характер, обычай, нрав. Возникновение этики как специальной дисциплины связано с именем Аристотеля, который впервые употребил этот термин и написал 3 работы по этике, наиболее известной из которых является «Никомахова этика».
Этика изучает: природу и внутреннюю структуру морали; её происхождение и историческое развитие; место морали в системе общественных отношений;
моральные ситуации, коллизии нравственного поведения.
Понятие и структура морали. Моральное сознание и поведение являются важнейшими характеристиками человека как социального существа. В философском контексте мораль есть духовно-практический способ освоения действительности, определяющий отношение человека к другим людям, к обществу, к самому себе. Мораль призвана утверждать в обществе идеалы Добра, Гуманизма, Любви, Справедливости, Взаимопомощи. Только в обществе, основанном на этих ценностях, человек может раскрыть свой духовный потенциал, обрести смысл жизни и быть по настоящему счастливым. В более узком смысле мораль – это совокупность норм, ценностей, правил поведения, которые направляют и регулируют действия людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и моральные убеждения личности, в ее основе лежит ориентация на высшие ценности: Жизнь, Свободу, Счастье. Основная функция морали – регулятивная, так как нормы морали регулируют все сферы жизни общества. В структуру морали в качестве основных элементов входят моральное сознание и нравственное поведение. Моральное сознание составляют представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношении с другими людьми. Моральное сознание включает:
нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости, долге, счастье);
нравственные принципы (наиболее общие требования, определяющие линию поведения);
нравственные нормы (образцы поведения);
нравственные чувства.
Основными категориями морального сознания являются такие понятия, как добро и зло, справедливость, долг, совесть, счастье, любовь, милосердие, гуманизм, толерантность и др., выступающие нравственной основой человеческого бытия. Нравственное поведение – это реализация высших ценностей в процессе жизнедеятельности, нахождение оптимальных способов утверждения принципов Гуманизма, Добра, Справедливости в конкретных жизненных ситуациях.
3. Основные концепции происхождения морали.Исторически сложились различные взгляды на проблему природы и происхождения морали. Такрелигиозная концепция выводит истоки морали за пределы человеческого общества. Сторонники данной концепции считают, что мораль имеет божественное происхождение. В рамках данной концепции можно рассматривать взгляды религиозных мыслителей, представителей русской религиозной философии (Вл. Соловьев, С. Франк и др.), представителей философии объективного идеализма (Платон, Г. Гегель).
^ Натуралистическая концепция объясняет происхождение морали исходя из биологической природы человека, а также на основе предшествующей эволюции человека и животного мира. Данные взгляды развивали представители различных философских и естественнонаучных направлений ХХ века: психоанализа (З. Фрейд), этологии и социобиологии (К. Лоренц, А. Уилсон) и др.
^ Социально-историческая концепция подчеркивает социальную природу морали и указывает на общечеловеческий характер моральных ценностей. Источник морали находится в человеческом обществе, а моральные нормы формируются в процессе социального бытия (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.).
1. Место морали в духовной жизни общества. Моральные ценности, принципы и нормы регулируют отношения между людьми во всех сферах человеческой деятельности. Следовательно, мораль носит всеобъемлющий и универсальный характер. Различные области культуры (политика, экономика, религия, наука, и др.) удовлетворяют многообразные потребности и реализуют различные устремления современного человека. Философия, обращаясь к проблеме сущности человека и его бытия в мире, фиксирует базовые ориентиры и ценности человеческого существования. Учитывая, что в основе системы ценностей общества в любую эпоху лежат, прежде всего, нравственные ценности, именно мораль является главным воплощением духовной жизни, так как отвечает на «высшие запросы духа» (по А.А. Радугину), - о справедливости, счастье, любви, долге, смысле жизни. Следовательно мораль является ведущей сферой духовной жизни общества.
2. Мораль и право.
Актуальность самой проблемы соотношения морали и права определяется следующими современными тенденциями: расширением области действия судебной власти1, криминализацией экономической сферы, ростом коррупции, появлением открытых моральных проблем современности. Следует отметить, что формирование правосознания и высокой правовой культуры в современном обществе не возможно без создания условий для полноценного существования и функционирования морали. Поэтому мораль и право тесно взаимосвязаны. Вместе с тем на вопрос о сущности морали и права и их соотношении существуют различные взгляды.
В древнем мире отношения между людьми регулировались на основе обычаев, а источником норм морали и права признавался божественный закон. Древнегреческий общественный деятель и законодатель Ликург (VIII век до н.э.) разработал «Кодекс законов, нравов и обычаев». Римский юрист Цельс первым дал определение права: «право – есть наука о добром и справедливом». Отсюда следует, что в древнем мире мораль и право были неразделимы. В позднеантичном обществе начал формироваться новый тип человека, способный на самостоятельные поступки и личную ответственность. Отчасти этому способствовало возникновение римского права, что привело к относительному разделению морального и правового регулирования. В определенном смысле этот процесс был связан и с распространением христианства, которое провозгласило идею равенства (всех людей перед богом, а следовательно и перед законом).
В эпоху Возрождения и Реформации, с одной стороны, происходит относительное разделение морали и права. Правовые институты становятся относительно самостоятельными, что способствует развитию и обогащению правосознания. С другой стороны, возникновении концепции общественного договора, теории естественного права (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) подчеркивает глубокую связь морали и права.
Для понимания сущности и специфики морального и правового регулирования следует уяснить черты сходства и различия между моралью и правом.Сходства: а) мораль и право выполняют регулятивную функцию и выступают механизмами регулирования поведения индивидов и социальных групп; б) мораль и право выполняют оценочную функцию. Покушение на жизнь, свободу, собственность, насилие и хулиганство осуждается как правом, так и нормами морали; в) мораль и право способствуют поддержанию в обществе стабильности и порядка. Различия: право регулирует отношения, связанные с собственностью, властью, защищают жизненно важные потребности человека. Мораль опирается на внутренние убеждения индивида и на авторитет общественного мнения, право требует только соблюдения установленных законов.