Руководство по чтению санскрита 1 страница

Для передачи текста сутр, а также санскритских стихов Шри Кришнамачарьи, в книге использована система транслитерации санскрита буквами кириллицы с диакритическими знаками.

Такие гласные, как а, и, у, о и согласные к, г, т, д, н, п, б, ч, м, р, в, Ш, с сходны с аналогичными русскими (однако после согласной в произно­сится как английское iv).

Е (э) произносится как в слове это; а, п, у вдвое длиннее соответству­ющих кратких гласных. Дифтонги аи, ау звучат как в словах май и аудитория.

Слогообразующие р, л можно произносить как ри и ли.

Дж произносится слитно, как в слове Джим. Джн по звучанию при­ближается к гь. Церебральные т, тх, д, дх, н отличаются от зубных тем, что кончик языка завернут назад и нижней стороной прикасается к переднему нёбу (на слух m, d воспринимаются как английские альвеольные t, d).

Особенность придыхательных кх, гх, чх, джх, дх, вх, тх, дх, пх, бх в том, что основной взрывной элемент сопровождается слабым звуком типа аглийского h. Носовое н звучит как в слове Конго, мягкое н — как в слове коал.

Неносовые сонанты и, ш напоминают русские и и мягкое ш (иена, общ­ность). Хих (висарга) соответствуют звонкому и глухому английским h, а л — английскому l; м — носовой призвук после гласной, как во француз­ском bоп.

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

САМАДХИПАДА

«Сутры» Патанджали подразделяются на четыре главы. Первая называется «Самадхипада» (глава о самадхи). В этой главе дается определение йоги, приводятся ее характеристики и разбираются проблемы, с которыми приходится сталкиваться на пути к состоянию йоги, а также методы решения этих проблем. Каждая сутра представлена сначала шрифтом деванагари, затем идет транслитерация санскритского текста, перевод (курсивом) и комментарий.

1.1

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

атха–йоганушасанам

В первой сутре, в соответствии с устной традицией, объявляется тема. В контексте древней санскритской литературы первое слово («атха») имеет дополнительный оттенок молитвы о счастливом начале и об успешном завершении предстоящей работы.

Здесь начинается авторитетное наставление по йоге. Патанджали указывает, что, хотя предмет данной работы имеет древнее происхож­дение и не является его собственным творением, он глубоко изучил этот предмет под руководством своего учителя и уже достаточно компетентен, чтобы поделиться сво­им пониманием с учениками. Его стиль рассчитан на то, чтобы они, в свою очередь, тоже могли напрямую передать знание своим ученикам с помощью традиционных устных методов.

1.2

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

йогаш читта-вртти-ниродхах

Что такое йога? Это слово имеет много интерпретаций и скрытых смыслов. Па­танджали дает определение, отражающее его собственное понимание данного слова.

Йога — это способность направлять ум целиком и полностью на один объект и придерживаться этого направления, ни на что не отвлекаясь.

Объект может быть конкретным — либо внешним по отношению к нам, либо являющимся частью нас самих. Объектом также может быть сфера интереса, идея или что-либо, находящееся за пределами эмпирического уровня, например Бог.

1.3

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

тада драштух сварупе вастханам

Тогда есть возможность полного и правильного понимания объекта.

В состоянии йоги различные предубеждения и плоды нашего воображения, которые могут мешать пониманию или искажать его, контролируются, уменьшаются или унич­тожаются. Преодолеваются склонность закрываться от непосредственного понимания и неспособность понимать.

1.4

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

вртти-сарупйам итаратра

Когда ум не находится в состоянии, называемом «йога»,

Способность понимать объект замещается представлением ума об этом объекте или полным непониманием.

Беспокойный ум редко может придерживаться одного направления. Если даже у него это получается, понимание объекта все равно будет ошибочным.

1.5

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

врттайах панчатаййах клиштаклиштах

Что такое ум? Патанджали определяет ум через виды умственной деятельности. Это единственный способ, позволяющий понять ум.

Существует пять видов деятельности ума. Каждый из них может приносить пользу, и каждый из них может быть источником проблем.

Невозможно сразу определить, принесет ли тот или иной вид умственной деятель­ности пользу или станет источником проблем. Результаты проявляются только со временем.

1.6

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

прамана-випарйайа-викалпа-нидра-смртайах

Вот эти пять видов деятельности: понимание, неправильное понимание, воображение, глубокий сон и память.

Каждый вид ментальной деятельности имеет свои характеристики. Хотя они не все­гда видны на поверхности, каждую из них можно распознать. Они воздействуют на наше поведение и на наши взгляды; это то, что формирует личность.

1.7

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

пратйакшануманагамах праманани

Каждому виду умственной деятельности дается определение.

Понимание основано на прямом наблюдении объекта, логических выводах и ссылках на надежные авторитетные источники.

Ум может регистрировать объект посредством органов чувств. Когда доступная ин­формация не полна или недостаточна для того, чтобы обрести понимание на основе эмпирического опыта, можно достичь более полного понимания объекта с помощью других средств, таких, как память и логика. Когда прямое понимание невозможно, допустимо опосредованное понимание, основанное на информации, полученной из на­дежных авторитетных источников, которыми могут быть письменный текст или человек, которому вы доверяете. Таким образом мы обретаем знание о местах, людях или идеях, находящихся вне сферы нашего непосредственного опыта. Понимание в состоянии «йога» отличается от понимания в обычном состоянии. Оно ближе к истин­ной природе объекта.

1.8

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

випарйайо митхйа-джнанам атад-рупа-пратиштхам

Неправильное понимание — это такое понимание, которое принимается за правильное до тех пор, пока более благоприятные условия не позволят раскрыть истинную природу объекта.

Этот вид умственной деятельности считается наиболее распространенным. Он мо­жет возникать в результате неправильного наблюдения или неправильной интерпретации увиденного. Причина кроется в нашей неспособности проникнуть вглубь того, что мы видим. Часто это является результатом прошлого опыта и воспитания. Ошибка может быть найдена позже или не найдена никогда. Цель занятий йогой — научиться распознавать и контролировать источники неправильного понимания (см. вторую главу «Сутр»).

1.9

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

шабда -джнананупатп васту-шунйо викалпах

Воображение — это понимание объекта на основе одних только слов и фраз, при отсутствии самого объекта.

Это происходит, когда нет возможности непосредственного восприятия. Воображе­ние ведет к пониманию, опираясь на значение, подтекст или скрытый смысл описания объекта. Этому может дополнительно помочь поэтическое или ораторское использование слов. Такой вид понимания может также основываться на других источниках: на снах, ощущениях и эмоциях. В данную разновидность ментальной деятельности час­то вносит вклад хранящийся в памяти прошлый опыт.

1.10

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

абхава-пратйайаламбана тамоврттир нидра

Глубокий сон — это состояние, в котором ум объят тяжестью, и нет ничего, кроме глубокого сна.

Сон — обычная, регулярная деятельность ума, для которой есть свое время. Но тяжесть может также возникать от скуки или истощения — они тоже приводят ко сну. Сон — нормальное состояние для всех живых существ.

1.11

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

апубхута -вишайасампрамошах смртих

Память — это сохранение в уме сознательного опыта.

Всякий сознательный опыт оставляет после себя впечатления, которые сохраняются в памяти личности. О воспоминаниях нельзя сказать, являются ли они истинными, лож­ными, неполными или воображаемыми.

Все эти функции ума вместе взятые и каждая из них в отдельности являются доказательством существования ума. Они настолько взаимосвязаны и сложны, что любая из них (кроме разве что сна) может рассматриваться скорее как матрица или род деятельности, чем как отдельный объект с ограниченным набором индивидуаль­ных характеристик. Любая из них может, в зависимости от времени и обстоятельств, приносить пользу или вред. Они могут давать немедленные прямые результаты или проявляться опосредованно, в виде будущих последствий.

1.12

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

абхйаса -вайрагййбхйам тан –ниродхах

Как мы приходим в состояние «йога»? Что мы должны делать и чего не должны?

Ум может достичь йоги с помощью практики и отрешенности.

1.13

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

татра стхитау йатно бхйасах

Каковы основные черты практики и отрешенности? Хотя здесь не описаны конкрет­ные техники, в двух последующих сутрах определяются их качества.

Основа практики — правильные усилия, необходимые для движения к состоянию «йога», для его достижения и сохранения (см. 1.2).

Выбранные техники следует правильно изучить и выполнять под руководством ком­петентного учителя, понимающего индивидуальные особенности ученика и знающего о его социальном окружении. Следует подобрать и выполнять практику, которая под­ходит данному конкретному ученику, иначе шансы достичь успеха невелики.

1.14

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

са ту дпргха-кала-наирантарйа-саткарадарасевито дрдха –бхумих

Успех достигается только в результате не прерывающейся в течение долгого времени практики, осуществляемой с позитивным настроем и рвением.

Мы всегда склонны начинать практику энергично, с энтузиазмом и желанием немед­ленно получить результат. Но постоянное давление повседневной жизни и огромное сопротивление ума подталкивают нас к тому, чтобы уступить человеческим слабос­тям. Это понятно; такие тенденции свойственны всем нам. Данная сутра подчеркивает необходимость подходить к практике серьезно, с позитивным настроем и самодисцип­линой, с долгосрочной ориентацией на будущий успех.

1.15

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

дрштанушравика -вишайа -витршнасйа

ваши-кара-самджна ваирйгйам

По мере развития нашей практики в правильном направлении мы обнаруживаем, что наша способность поддерживать самодисциплину и не обращать внимания на посто­ронние влияния возрастает. В итоге, можно достичь состояния отрешенности:

На высшем уровне нет никаких влечений — ни к объектам чувств, ни к необычному опыту.

Практика дает нам определенные преимущества: физическую силу и ловкость, обостренное внимание и чувствительность. У нас может возникнуть искушение ис­пользовать свои новые способности, чтобы доказать, что мы достигли более высокого уровня. Но это побочные эффекты и соблазны, и если мы будем придавать им слиш­ком большое значение, мы рискуем потерять из виду путь йоги.

1.16

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

тат парам пуруша -кхйатер гуна –ваитршшам

Далее,

Когда индивидуум достигает полного понимания своей истинной природы, его больше не тревожат никакие отвлекающие воздействия, ни внешние, ни внутренние.

Отрешенность развивается с пониманием самого себя. Неизбежное желание от­влечься нельзя просто подавить, потому что, пока оно есть, оно будет всплывать снова и снова.

1.17

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

витарка -вичаранандасмита -рупанугамат сампраджштах

Затем постепенно приходит полное понимание объекта. Сначала оно появляется на довольно поверхностном уровне. Со временем понимание углубляется. И в конце концов оно становится полным. Достижение такой глубины понимания приносит ощущение чистой радости. В это время индивидуум настолько сливается с объектом, что не замечает ничего вокруг.

Такой уровень понимания природы объекта возможен только в состоянии йоги. Часто мы способны понять внешние и наиболее очевидные элементы. Но понимание непол­но, если мы не достигли уровня глубочайшего и безошибочного восприятия.

1.18

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

вирама -пратйайабхйаса -пурвах. самскара -шешо нйах.

Когда ум поднимается до состояния йоги и пребывает в нем,

Обычное беспокойство ума отсутствует.

Но воспоминания прошлого сохраняются.

В этом состоянии восприятие происходит мгновенно, а не постепенно. Воспоми­нания остаются для того, чтобы помогать нам жить в обычном мире, но они не отвлекают нас.

1.19

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

бхава -пратйайо видеха -пракрти –лайанам

Поскольку вместе с нами в этом мире живут миллионы других существ, конечно же

Есть те, кто рождается в состоянии йоги. Им не нужно упражняться или вырабатывать самодисциплину.

Но таких людей очень мало, их невозможно копировать и не следует им подражать.

Некоторые из них могут поддаться мирскому влиянию и потерять свои выдающиеся качества.

1.20

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

шраддхавпрйа -смрти -самадхи -праджнй-пурвака итарешам

Но как быть с остальными людьми? Действительно ли существует шанс достичь состояния йоги?

Устремленность сохраняется за счет веры, которая дает достаточно энергии, чтобы добиться успеха, несмотря ни на что. Достижение цели йоги — дело времени.

Целью является способность направлять ум на объект, ни на что не отвлекаясь, что со временем приводит к ясному и правильному пониманию этого объекта.

Вера — это непоколебимая уверенность в том, что мы можем добраться до цели. Мы не должны самодовольно успокаиваться в случае успеха или отчаиваться в случае неудачи. Следует упорно и настойчиво трудиться, несмотря на все отвлекающие фак­торы, независимо от того, кажутся ли они хорошими или плохими.

1.21

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

тпвра -самвеганам асаннах

Чем сильнее вера и чем больше прилагается усилий, тем ближе цель.

1.22

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

мрду-мадхйадхиматратват тапго пи вишешах

Имеем ли мы все одинаковые шансы достичь цели?

Неоспоримый факт, что глубина веры различается у разных людей, а также у одного и того же человека в разное время. Эти различия отражаются на результатах.

Эти различия — неотъемлемая часть человеческого существования. Они являются порождением культурной среды и способностей индивидуума.

1.23

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

пшвара -пранидханад ей

Патанджали признает, что наши попытки достичь состояния йоги наталкиваются на многочисленные препятствия разной величины. Но для тех, кто имеет врожденную веру в Бога или способен развивать ее годами,

Регулярное вознесение молитв Богу с чувством подчинения его силе гарантирует достижение состояния йоги.

В следующей сутре Патанджали дает свое определение Бога.

1.24

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

клеша -карма -випакашаир апарамрштах пуруша-вишеша пшварах

Бог — это Высшее Существо, чьи действия никогда не бывают основаны на неправильном понимании.

1.25

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

татра ниратишайам сарва-джна-бпджам

В чем уникальность Бога?

Он знает все, что познаваемо. Его знания находятся за пределами всех человеческих представлений.

1.26

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

са эша пурвешам апи гурух каленанаваччхедат

Связан ли Бог, о котором говорит Патанджали, временем или для него времени не существует?

Бог вечен. Он — высший учитель. Он учитель всех учителей прошлого, настоящего и будущего.

1.27

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

тасйа вачаках пранавах

Как мы должны обращаться к Богу?

Таким способом, который лучше всего соответствует качествам Бога.

Разные культуры и религии используют для описания Бога и его качеств разные слова. Самое главное — обращаться к Богу с величайшим уважением и без каких бы то ни было внутренних противоречий. В этом большую помощь может оказать учитель.

1-28

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

тадж-джапас тад-артха-бхаванам

Что нас связывает с Богом?

Чтобы быть связанным с Богом, необходимо регулярно обращаться к нему соответствующим образом и размышлять над его качествами.

Патанджали говорит, что необходимо постоянно размышлять над качествами Бога. Этому может помочь повторение имен Бога, а также молитва и созерцание. Но меха­ническое повторение имен и молитв бесполезно; и то, и другое должно сопровождаться сознательным рассмотрением и размышлением в духе глубокого почтения.

1.29

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

татах пратйак-четанадхигамо пйантарайабхаваш ча

Тем, кто верит в Бога, такие размышления обязательно принесут пользу.

В свое время индивидуум познает свою истинную природу. Ему больше не будут мешать препятствия, которые могут возникать на пути к состоянию йоги.

1.30

. руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

вйадхи -стйана -самшайа -прамадаласйавирати -бхранти -даршаналабдха -бхумикатванава –стхитатвани

читта-викшепас те нтарайах

Что это за препятствия?

На пути к чистоте ума есть девять видов препятствий: болезнь, апатия, сомнения, невнимательность, усталость, невоздержанность, иллюзии относительно .истинного состояния своего ума, нехватка упорства и регресс. Они являются препятствиями, потому что нарушают равновесие ума и заставляют егб отвлекаться.

Чем мы уязвимее для этих факторов, тем труднее нам достичь состояния йоги.

1-31

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

духкха -даурманасйангам -эджайатва -шваса -прашваса

викшепа -сахабхувах

Можем ли мы обнаружить действие или зарождение этих препятствий?

Все эти препятствия вызывают один (или несколько) из следующих симптомов: внутренний дискомфорт, негативизм, неспособность чувствовать себя свободно в разных позах, трудности с контролем дыхания.

Любой из этих симптомов может иметь дальнейшие последствия. В следующих восьми сутрах дается ряд рекомендаций по контролю над перечисленными препятствиями и их симптомами. Эти рекомендации полезны как тем, кто глубоко верит в Бога, так и неверующим.

1.32

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

тат -пратишедхартхам эка -таттвабхйасах

Если человек в состоянии выбрать подходящие методы успокоения ума и практиковать их, несмотря на любые провокации, препятствия не могут зародиться.

1.33

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

маитрп -каруна-мудитопекшанам сукха -духкха -пунйапунйа -

вишайанам. бхаванаташ читта-прасаданам

В повседневной жизни нам встречаются люди, которые более счастливы, чем мы, и люди, которые менее счастливы. Есть люди, которые делают хорошие дела, и есть люди, которые создают проблемы. Каким бы ни было наше обычное отношение к этим людям и их поступкам, если мы можем радоваться за тех, кто счастливее нас, и сострадать несчастным, быть веселыми с теми, кто делает добрые дела, и не выходить из себя из-за чужих ошибок, наш ум будет совершенно спокоен.

1.34

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

праччхардана-видхаранабхйам ва пранасйа

Когда мы обнаруживаем препятствие или его симптом,

Нам может помочь выполнение дыхательных упражнений с удлиненным выдохом.

Однако необходимо, чтобы вас правильно научили этим техникам и контролировали их выполнение.

1.35

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

вишайаватп ва праврттир утпанна манасах стхити-нибандхинп

Роль таких чувств, как зрение или слух, в обеспечении ума информацией может иметь далеко идущие последствия. Чувства — это врата восприятия, и мы часто становимся их рабами. Но разве мы не можем посмотреть, что в нас еще сильнее, чем чувства? Разве мы не можем сделать их более острыми и подчинить себе?

Путем регулярного исследования роли органов чувств мы

можем уменьшить ментальные искажения.

1.36

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

вишока ей джйотишматп

Одна из величайших загадок жизни — сама жизнь.

Задаваясь вопросом о том, что такое жизнь и что позволяет нам жить, мы можем найти возможность успокоить ум.

Рассмотрение чего-то более великого, чем мы сами, помогает нам увидеть себя в ис­тинном свете.

1.37

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

вита -рога -вишайам ва читтам

Когда мы сталкиваемся с трудностями, нам может оказать большую помощь совет человека, который уже справился с похожими проблемами.

Такой совет можно получить непосредственно от живого человека, а можно найти посредством изучения жизни кого-то ныне живущего или уже умершего.

1.38

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

свапна-иидра-джнаналамбанам ва

Если мы считаем, что много знаем, то можем возгордиться. А это способно вывести

нас из равновесия. На самом же деле даже самые обычные повседневные происшествия

не всегда понятны нам до конца.

С некоторыми из наших проблем можно разобраться путем исследования сновидений и сна и того опыта, который получен в этих состояниях или с ними связан.

Как освежает хороший ночной сон! И какую тревогу может вызвать дурное сновидение!

1-39

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

йатхабхимата -дхйанад ей

Любое интересное исследование может успокоить ум. Иногда самый простой объект исследования, например первый крик младенца, помога­ет успокоению ума. Иногда помогают сложные исследования, например рассмотрение Какой-нибудь математической гипотезы. Но эти исследования не должны заменять собой главную цель. Этой целью остается постепенное изменение состояния ума от рассеянности к сосредоточенности.

1.40

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

параману -парома -махаттванто сйа вашп-карах

К чему приводит достижение состояния йоги?

Когда человек достигает этого состояния, ничто не остается за пределами его понимания. Ум способен отслеживать и понимать простое и сложное, бесконечно большое и бесконечно малое, постижимое и непостижимое.

Реальный процесс этого понимания объясняется ниже.

1.41

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

кшина-врттер абхиджатасйева манер грахптр-грахана-

грпхйешу тат-стха-тад-анджаната самапаттих

Когда ум свободен от рассеянности, все ментальные способности могут участвовать в исследовании объекта. Если человек остается в этом состоянии определенное время, он постепенно полностью погружается в объект. После этого ум, подобно совершенному алмазу, отражает только черты объекта и ничего больше.

Вначале в процесс постижения объекта вовлекаются все способности ума, кроме сна. Но со временем остаются задействованными только те из них, которые необходимы для правильного, безупречного понимания.

1.42

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

татра шабдартха-джнавикалпаих самкпрна

савитарка самапаттих

Однако это состояние не возникает внезапно. Все происходит постепенно. Вначале, из-за прошлого опыта и наличных идей, наше представление об объекте искажено. На наше восприятие влияет все, что мы слышали, читали или чувствовали. Некоторые из этих влияний необоснованны. Другие излишни.

1.43

руководство по чтению санскрита 1 страница - student2.ru

смрти -паришуддхау сва -рупа -шунйевартха -матра -нирбхаса

нирвитарка

Когда поддерживается концентрация ума на объекте, старые идеи и воспоминания постепенно исчезают. Ум становится кристально чистым и сливается с объектом. В этот момент нет чувства «я». Это чистое восприятие.

Наши рекомендации