Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX-XX в.в., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др
Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято и исследовано вне контекста исторического развития.
Общество – это исторически развивающаяся система, изучение которой является предметом комплекса социально-гуманитарных наук. В концепции классического подхода история общества мыслилась как процесс всемирного масштаба, которому присуще единство на основе действия универсальных объективных законов, фундирующих его прогрессивную направленность. В неклассической философии в центре исторического познания оказалась не только реальная история (человек в истории), но и проблемы методологии человеческого познания (история в человеке). В философии историческая динамика общества конкретизирует предмет особой области знания – философии истории, изучающей природу исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума, а также осуществляющей рефлексию над самим историческим познанием и осмысливающей статус исторического знания, его репрезентативность и достоверность.
Всем известно, что мир соткан из противоположностей, свидетельствующих о его неоднородности и многообразии, между которыми существует постоянная борьба, т. е. противоречие(– это одно из основных положений диалектики как концепции универсального развития). Поэтому можно сделать естественный вывод о том, что источником общественного развития выступает социальное противоречие, борьба между субъектами исторического процесса за реализацию своих интересов. Существует два пути изменений в обществе: эволюция и революция, - которые противопоставлены друг другу.
Революция – предполагает радикальные изменения, переход на новое качество всех составляющих системы.
Эволюция – это постепенное изменение общества. Переход преобразований из одной сферы в другую, часто занимаемый длительное время, однако изменения происходят полностью по всей системе. (предпочтительна эволюция).
Однако, разница не только в длительности, но и еще в степени радикальности изменений. Изменения могут протекать постепенно – преобразование общества в целом, в рамках устоявшегося социального порядка. Этот путь предполагает разного вида реформы: экономическая, политическая, духовная, социальная. Минус эволюции в его длительности. Революционные движения охватывают широкие массы, общественные классы. Причина революции – глубокие социально-экономические разногласия, разрешение которых осуществляется путем ниспровержения общественного строя.Кардинальное изменение в обществе сразу во всех сферах. Как правило, революция происходит быстро, но время не является важнейшим, определяющим её фактором (неолитическая революция – 4 тыс лет).
Типы революций:
1. Социально-цивилизационная (изменение численности, возможно полное исчезновение или смена цивилизации, часто под действием экологического кризиса).
А) мезолитическая (40 тыс лет назад)
Б)неолитическая (8-10 тыс лет до н.э.)
В) ноосферная (нельзя её допускать, иначе необратимые последствия)
Социально-историческая
Социально-политическая
4. Революция в отдельных областях (промышленная, научная, культурная).
Среди множества факторов, влияние которых сказывается на особенностях исторического развития общества в целом и отдельных социально-культурных сообществах, рассмотрим несколько основных и охарактеризуем их.
Факторы социальной динамики:
*)Объективные – независимые от воли и сознания людей феномены и обстоятельства, необходимые для возникновения, изменения определенного исторического явления :
o Социально - экономические - изм экономики, прогресс в научно-технич сфере
o Геоклиматический фактор – климат, ландшафт, природные ресурсы
o Демографические – смена поколений, качество и количество народонаселения
O Технико-технологические
*) Субъектные – представлены сознательной деятельностью различных социальных субъектов, направленной на изменение, развитие или сохранение общественного порядка. В качестве соц субъектов могут выступать индивиды, соц группы, политические институты, элиты, толпа, человечество в целом.
ПОДРОБНЕЕ:
Геоклиматический фактор. Влияние на характер и темпы развития не только человечества, но прежде всего региональных сообществ(локальных цивилизаций, социально-культурных регионов, отдельных народов и этнических групп) размера занимаемой ими территории, географического расположения, климата, рельефа местности, удаленности или близости к коммуникативным (торговым, транспортным, культурным) путям и т.п.
Демографический фактор. Составляющие этого фактора – численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам (известно, что население планеты, прежде всего развитых стран, стареет, что создает проблемы с воспроизводством его работоспособной части), соотношение численности городских и сельских жителей и т. д.
Технико-технологический фактор. А)воздействии техники на содержание и темпы социодинамики. Б) Влияние технологий на образ жизни человечества и его деятельность. В первую очередь имеются в виду трудовые технологии. В) Формирование особого стиля мышления. Разум нивелирует аксиологические смыслы человеческого бытия, остается рационально просчитанная цель, которая, в свою очередь, редуцируется к решению прагматических задач.
Среди других факторов обычно называют производственно-экономический, политический, национально-психологический, культурно-исторический, в котором иногда специально выделяют моральный, религиозный и т. д.
47. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории.
· Опр О
· Опр история О
· Ф истории
· Линейные интерпретации
· Нелинейные интерпретации
ВСЕ НЕ НАДО, ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ:
- система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;
- система взаимодействия (интеракции)между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;
- система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры;
- система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;
- система отношений между большими (макросоциальными) группами – классами, этносоциальными общностями и выражающими их коренные интересы учреждениями;
- система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;
- система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.