Назовите пять основных периодов становления античной философии и пять философских школ архаичного периода и те проблемы, которые сформулировали философы этого времени?
Периоды: 1) Критский(критоменойский) 13-12 в до нэ; 2) Гомеровский 12-8 в до нэ – формировалась мифологическая картина мира. 3) Архаичный (древний) 8-5 в до нз ШКОЛЫ: 1-Милетская (под рук. Фалеса, Анаксимандра, Анаксимеда) 8 век Фалес- первопричина в воде. Анаксимандр- первоначало видел «Апейрон»-вечная низменная сущность, кот существует вне пространства и времени. Анаксимед-первоначало в воздухе. Натурфилософы. Впервые вопрос о сущности мира. 2-Эфесская (под рук Гераклита) 6 век Гераклит-создатель первоначальной философск диалектики ( стихийный характер), первоначало в огне, который то раскаляется то гаснет, тем самым обеспечивая непрерывность рождения и исчезновения в природе. 3-Афинская (под рук Демокрита, Лифкиппа) первооснова в атоме (атомарная система) как причина всего существующего. 4-Элиатская (под рук Парменида) первоначало в окруж мире, кот для него представляет еиное вечное бытие. Бытие- то что существует и небытия нет. 5-Кратонская (пифогорийская) Пифагор-заложил основы миропредставления в кот доминирующую роль играло учение о нравственно-религиозном походе к жизни. В основе мироздания лежат числовые отношения которые создают мировую гармонию. 4) Классический (античность) 5 в до н.э основные философские идеи сократа, платона и аристотеля. СОКРАТ-(469-399)-шаг в развитии философск мысли. «познай самого себя» его интересуют вопросы морали и права. Основной принцип-знание есть добродеятель. Система Сократа-этический рационализм-человеку достаточно открыть истину, получить её и он станет добродеятельным. Интеллектуальный характер диалектики. ПЛАТОН (427-347)- ученик сократа. Концепция- объективный идеализм. Суть теории выражается в идеях кот не могут быть поняты рационально а лишь умудрительно (интеллектуально). Первооснова мира- это идеи, представляющие собой образы вещей. Идеализм- философск. точка зрения, согласно кот существует высшие необъяснимые явления, кот не поддаются рациональному обоснованию. Платон считал что существует особый мир, мир идей, существующий независимо от человека и назыв бытием. АРИСТОТЕЛЬ (384-322) ученик платона. Активно занимался кроме естеств. наук политикой, эстетикой. Концепция о существе 4 причин всякой вещи: форма и содержащие (материя), которые достаточно для объяснения реальности, а две другие-деятельная и финальная(сырьевая) причины позволяют объяснить реальность вещей и их развитие. 5) Эленес тический (4-5в нэ) заключит этап развития древнегреч философии ШКОЛЫ: 1-эпикур и эпикурейцы (гедонизм- стремление к наслождению).Лукреций Кар 2- стоики и стоицизм( воспринимать всё как должно и не отрицать его) Аврепий, Селека. 3-скептики (высказывали свои суждения не в точной и определенной форме, но с известным сомнением и нерешительностью) Перрон, Секет 4- неоплатоники (мистическое, интуитивное познание высшего разума, или первосущности) Прокл
12.Какова основная проблематика ранней древнегреческой философии? Досократические школы древнегреческой философии:
Спецификой древнегреческой философии в её начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало - из чего все произошло.
13 Как решались проблема субстанции устройства мира и способов его познания в учениях Сократа, Платона, Аристотеля, Демократа? СОКРАТ-(469-399)-шаг в развитии философск мысли. «познай самого себя» его интересуют вопросы морали и права. Основной принцип-знание есть добродеятель. Система Сократа-этический рационализм-человеку достаточно открыть истину, получить её и он станет добродеятельным. Интеллектуальный характер диалектики. ПЛАТОН (427-347)- ученик сократа. Концепция- объективный идеализм. Суть теории выражается в идеях кот не могут быть поняты рационально а лишь умудрительно (интеллектуально). Первооснова мира- это идеи, представляющие собой образы вещей. Идеализм- философск. точка зрения, согласно кот существует высшие необъяснимые явления, кот не поддаются рациональному обоснованию. Платон считал что существует особый мир, мир идей, существующий независимо от человека и назыв бытием. АРИСТОТЕЛЬ (384-322) ученик платона. Активно занимался кроме естеств. наук политикой, эстетикой. Концепция о существе 4 причин всякой вещи: форма и содержащие (материя), которые достаточно для объяснения реальности, а две другие-деятельная и финальная(сырьевая) причины позволяют объяснить реальность вещей и их развитие. ДЕМОКРИТ (460-370 до н.э.).стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения.
Исходная мысль этого учения: "в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты» Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям: 1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разъединения 2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте.
14.Особенности средневековой философии. Основные положения патристики и схоластики? Начало эпохи средневековья связано с падением Римской империи (476г). начало средневеков. философии ознаменовано союзом философии и теологии-учение о боге, а завершение-распад этого союза. Основные черты: 1-тесная связь со священным писанием, которое рассматривается как исчерпывающее и универсальная парадигма философск. знаний о божестве, мире, человеке. 2- монотеизм- единый бог который был немыслим в рамках античной философии 3- креацианизм- бог творит мир из ничего без посредников, через свое слово. Идея предопределения (теодицея)-богооправдание, бог не является родоначальником благ. Этапы: 1) Патристика (2-8 в) –учение отцов церкви, главная их цель-защита христианск учений от нападков языческих философов(напады Цельса) и теоритич обоснование христианской религии. Апологеты-защитники (блаженый августин).
2) Схоластика (8-15 в)(от греч школьный) стремились рационально обосновать хрисианск вероучения. Проблема- док-во бытия бога, проблема универсалий-природа общих имен и понятий. Направления: 2-номиналисты(считали что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса, а явл именами для обозначения единичных вещей Бытие непознаваемо, основываются на вере) 2- Рационалисты(считали что подленной реальностью обладают только общие понятия). Заключительный этап- тория двойственной истины-истина веры и разума. Начинается разрыв между философией и теологией.
15.Почему новоевропейская философия означала новый период в развитии философии? В чем проявился её «классический» характер? С 17-18 вв эпоха нового времени связана с началом первых буржуазных революций. От феодализма к капитализму. Философия делает акцент на науку, гносеологические проблемы тесно связанные с экспериментально математическим естествознанием. Философские направления: 1) эмпиризм (Бэкон- «знание-сила», основная задача- научный метод знаний, индукция-от частного к общему. Любое познание должно опираться на опыт. Не отрицал рационализм, а говорил что научное знание должно подтверждаться практикой. От обыденного опыта к эксперименту) 2) Рационализм ( декарт Критерием истинности выступает не опыт а очевидность явления для разума. Центральным понятием рационал метафизики является понятие субстанция-всякая вещь, всякое сущее которое не нуждается для существования ни в чем кроме себя (Бог). Виды-материальная(мир, вещи) и духовная(возрождение идеи, бог, мысли). Спиноза (учение об одной субстанции- природа или бог. Механическое понимание материи. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. ) Лейбниц ( отвергает систему спинозы о единстве субстанции и выделяет учение о множестве субстанций, МОНАДЫ-явления, простые неделимые, нематериальные сущности, в котором присутствует разум и способность чувствовать. Монады: бог, люди, природа)
16. Чем определяется исключительная роль Ф. Бекона в развитии новоевоевропейской философии? эмпиризм (Бэкон- «знание-сила», основная задача- научный метод знаний, индукция-от частного к общему. Любое познание должно опираться на опыт. Не отрицал рационализм, а говорил что научное знание должно подтверждаться практикой. От обыденного опыта к эксперименту)
17. Почему учение Б. Спинозы получило название "пантеизм", а философия Р. Декарта — «дуализм»? ПАНТЕИ́ЗМ (от греч. pan — "всё" и theos — "Бог") — философское учение о том, что все существующее есть Бог, отождествляющее Вселенную, природу и абсолютное начало бытия. Спиноза (учение об одной субстанции- природа или бог. Механическое понимание материи. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. ) декарт Критерием истинности выступает не опыт а очевидность явления для разума. Центральным понятием рационал метафизики является понятие субстанция-всякая вещь, всякое сущее которое не нуждается для существования ни в чем кроме себя (Бог). Виды-материальная(мир, вещи) и духовная(возрождение идеи, бог, мысли).
18. Какой вклад внес основоположник классической немецкой философии И. Кант в развитие философии? Основоположник немецкой классической философии (сер18-сер 19 века) Творчество Канта: 1) докритический(рассматривал натурфилософские идеи, где выдвигает космогоническую гипотезу о вращении земли и развитии природы) 2) критический (1- Критика чистого разума- гносеология, вопросы познания, как возможна наука и философия. Чистый-свободный от опыта, от рождения.; 2- Критика практического разума- вопросы этики, морали и нравственности, быть всегда нравственным и честным перед собой, максима канта; 3- Критика способности суждения- вопросы эстетики, как возможно прекрасное в природе.)