Культурные элементы представителей типологического подхода
Основоположники цивилизационных теорий | Названия культурных элементов |
Сорокин П. | суперсистемы, крупные культурные системы и суперсистемы |
Данилевский Н. | культурно-исторические типы |
Шпенглер О. | высокие культуры |
Тойнби А. | цивилизации |
Кребер А. | модели культуры |
Нортроп Ф. | культурные системы, мировые системы |
Бердяев Н. | великие культуры |
И соответственно, пытаются дать и различные характеристики им. Даже количественный подсчет культур оказывается различным. Если попытаться охватить все описанные локальные культурные элементы, то их можно насчитать не более тридцати. Об этом говорит П. Сорокин в работе «О концепциях основоположников цивилизационных теорий».
Реальная интернационализация, глобализация современной жизни и культуры человечества привносит и новый опыт видения
и владения своими и чужими ценностями, а вместе с ними и тяготение к художественному, мифопоэтическому, метафорическому, философскому и т.п. многоязычию, «полистилистике» чуждого опыта иной культуры.
Названные философы каждый по-своему обозначают также фазы жизненного цикла культурных типов (Таблица 3):
Таблица 3
Жизненные циклы культурных типов
Рост | - весна (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) |
- умозрительный тип (П. Сорокин) | |
- преобладание религиозности (А. Кребер) | |
- преобладание эстетического начала (Г. Беккер) | |
Упадок | - упадок (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) |
- перезрелый чувственный тип (П. Сорокин) | |
- героическая цивилизация (Шубарт) | |
- теоретическая фаза (Ф. Нортроп) | |
- секулярная фаза (А. Кребер) | |
- цивилизационный упадок (А. Швейцер) | |
- кризис цивилизации (Х. Ортега-и-Гассет) |
Трансформация общества и образа мира, как и производимых им типов личностей, их отношений к действительности, к природе, друг к другу порождает потребности в новых мировоззренческих ориентациях, которые обеспечивали бы адекватную передачу
последующим поколениям необходимого мировоззренческого потенциала и переход к новым, более совершенным формам социального бытия.
Процесс взаимодействия культур максимально расширяет культурное пространство и извлекает присущие им специфические смыслы. Проблема типологии культуры рассматривается как диалектически противоречивый процесс перехода от одного образа культурно-исторического мира в другой.
Таким образом, на сегодняшний день существует два основных подхода к проблеме рассмотрения истории, культуры, цивилизации. Это рационалистический подход, при котором история рассматривается как однонаправленный процесс, этот подход предполагает линейную модель истории и культуры и культуpно-типологический подход, усматривающий циклический характер культурно-исторического процесса и многообразие своеобразных, уникальных культурных типов.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Культурной картины мира. Историческая типология культуры. Концепции типологии культуры. Жизненные циклы культурных типов. Трансформация общества. Процесс взаимодействия культур.
Литература
Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1910.
Виндельбанд В. Философия культуpы и тpансцендентальный идеализм // Cб.ст. Культуpология. ХХ век. Антология. М.:Юpист. 1995.
Гадамер Г. Истина и метод. М.: Наука. 1988.
Гайденко П. Экзистенциализм и проблема культуры, М., 1963.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. М.
Глобальные вопросы. Электронный журнал ЮСИА, том 2, № 3, июнь 2005.
Гобино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М., 2006.
Грязнов М.П. Классификация, тип, культура. – В кн.: Теоретические основы советской археологии. М. 1969
Гулыга П.С. Философское постижение человека / Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М. Издательство политической литературы. 1991.
Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.;
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994.
Драч Г.В. Основы теории культуры // Человек, культура, общество. Ростов н/Д: РГУ, 1993.
Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях. Ростов н/Д: РГУ, 1993.
Зинченко А.И., Шмаков А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. Вестник МГУ сер.14, 4/1987.
Ильин В.Н. Религия революции и гибель культуры. Париж 1987. М.: Интрада, 1996.
История и культурология. М., 1999.
Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. М.: Политиздат, 1990.
Кребер А. Избранное: природа культуры. Пер. с англ. М. 2004.
Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
Кун Т. Структура, научной революций. М., 1977.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту. 1970.
Лотман Ю., Успенский Б. О семиотическом механизме культуры. – В кн.: Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. т. 5.
Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Природа, 1988, № 11.
Марков Б.В. Человек и глобализация мира // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. СПб.: Петрополис, 2001.
Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М. 1988.
Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. М.: Центр, 2001.
Розанов В.В. Религия и культура. М., 1990.
Сорокин П. О концепциях основоположников цивилизационных теорий. В кн.: Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия / Под ред. Ерасова Б.С. М.: Аспект Пресс. 2001.
Тайлор Э. Миф и обряд в первобытной культуре. М.: Русич. 2000.
Типология и классификация в социологических исследованиях. М. 1982.
Типология и классификация в социологических исследованиях / Под ред. В.Г. Андреенкова. М., 1982.
Фукуяма Ф. Конец истории. Минск. 2005.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.