ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К зачету ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ ДЛЯ МАГИСТРОВ (ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

1.Философия науки, ее предмет и основные проблемы, взаимосвязь истории и философии науки.

2.Наука и философия. Функции философии в научном познании.

3.Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

4.Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества.

5.Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание.

6.Наука и искусство. Проблемы взаимодействия науки и искусства в современном мире.

7.Наука и религия. Проблема совместимости науки и религии, веры и разума.

8.Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.

9.Генезис науки и проблема исторической периодизации. Преднаука и наука.

10.«Пранаука» традиционных цивилизаций древности.

11.Культура античного полиса и становление первых форм теоретического знания в эпоху архаики; античная натурфилософия.

12.Достижения античной философии и науки в классический период: античная метафизика, космология, логика, классификация наук.

13.Античная философия и наука в эллинистический и римский периоды. Расцвет «александрийской» науки.

14.Наука и философия в эпоху Средневековья. Формирование системы образования в западноевропейской культуре этого периода. Достижения арабской науки и организация науки в средневековых университетах.

15.Оксфордская школа и становление идеалов опытного знания в эпоху позднего Средневековья. Номинализм и реализм.

16.Перестройка основ научного мышления в эпоху Возрождения. Реформация и ее влияние на науку.

17.Научная революция XVI – XVII вв: формирование основ экспериментально-математического естествознания.

18.Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени.

19.Классическая наука XVIII – XIX вв: основные идеи, методы и проблематика. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.

20.Становление науки как профессиональной деятельности в новоевропейской культуре. Формирование дисциплинарно-организованной науки.

21.Научная революция в естествознания конца XIX – начала XX вв. и становление идей и методов неклассической науки.

22.Позитивистская традиция в философии науки (О. Конт, Дж-С. Милль, Г. Спенсер). Первый позитивизм.

23.Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус). Второй позитивизм.

24.Неопозитивистская концепции науки (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, «Венский кружок»). Третий позитивизм.

25.Постпозитивистские концепции философии науки: концепция роста научного знания К. Поппера; методология научно-исследовательских программ и И. Лакатоса.

26.Постпозитивистские концепции философии науки: концепция научных революций Т. Куна; эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

27.Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Классификация наук.

28.Эмпирический уровень научного знания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

29.Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического познания.

30.Общелогические методы и приемы научного исследования.

31.Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научных исследований, их социокультурная размерность.

32.Научная картина мира, ее исторические формы и функции.

33.Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм.

34.Эволюционно-кумулятивистскаяиреволюционно-антикумулятивистская модели развития науки.

35.Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знаний. Нелинейность роста научных знаний.

36.Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки.

37.Становление развитой научной теории.

38.Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.

39.Главные характеристики современной постнеклассической науки.

40.Самоорганизующиеся «синергетические» системы и новые стратегии научного поиска.

41.Принцип глобального эволюционизма и его влияние на современную науку.

42.Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия.

43.Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.

44.Роль науки в решении глобальных проблем современности.

45.Современная наука и проблемы развития информационного общества.

46.Наука как социальный институт. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

47.Научная коммуникация как совокупность форм и методов профессионального общения в научном сообществе.

48.Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм.

49.Наука и экономика. Проблемы инновационной экономики.

50.Наука и власть. Проблемы государственного регулирования науки.

Наши рекомендации