I. ПАТАНДЖАЛИ — ФИЛОСОФ И ЙОГИН
Большинство йогинов, как и основная масса людей, не склонны к интеллектуальным занятиям. Но йогины , в отличие от обычных людей, обращают это в благо, пестуя у себя мудрость и своего рода психические и духовные переживания, которые рациональный ум склонен отрицать и избегать. И все же всегда находились такие приверженцы йоги, что в равной мере оказывались и блистательными мыслителями. Так, Шанкара начала восьмого века н. э. запомнился не только как величайший выразитель индуистской монистической метафизики, иначе адвайта-веданты, но и как великий знаток йоги. Буддийский учитель Нагарджуна, живший во втором веке н. э., был не только прославленным тантриком-алхимиком и чудотворцем (сиддха ), но и мыслителем первой величины. В шестнадцатом веке н. э. Виджняна Бхикшу (Виджнянабхикшу) написал блистательные комментарии на все основные школы мысли. Он был выдающимся мыслителем, оказавшим глубокое воздействие на немецкого индолога-новатора и основателя сравнительной мифологии Макса Фридриха Мюллера [1823–1900]. Наряду с этим он был духовным подвижником первой величины, последователем ведантской джняна-йоги.
Равным образом и Патанджали, автор или составитель Йога-сутры, несомненно был тем знатоком йоги, который обладал выдающимся умом. Как пишет исследователь йоги Кристофер Чеппль:
Кое-кто говорит, что Патанджали не внес особого филосо‹])ского вклада явленной им школой йоги. Напротив, я полагаю, что его непревзойденный вклад заключается в непредвзятом изложении различных практик благодаря той методологии, которая глубоко коренится в культуре и традициях Индии [335].
Йога Патанджали представляет собой вершину длительного развития йогической техники. Из всех многочисленных школ, которые существовали в первые века нашей эры, только школа Патанджали получила признание как авторитетная система (даршана) традиции йоги. Имеется много сходства между йогой Патанджали и буддизмом, и непонятно, вызвано ли это просто одновременным становлением индуистской и буддийской йоги, либо же это стало следствием особого интереса к буддизму со стороны Патанджали. Если Патанджали жил во втором веке н. э., как предполагается здесь, в то время он мог испытать на себе большое влияние буддизма. Но, возможно, верны оба объяснения [336].
К сожалению, мы почти ничего не знаем о Патанджали. Индуистская традиция отождествляет его со знаменитым грамматистом с тем же именем, который жил во втором веке до н. э. и написал Маха-бхашью. Но ученые сходятся на том, что это не так. И содержание, и терминология Йога-сутры убеждают в том, что второй век н. э. — наиболее вероятная дата для Патанджали, кем бы он ни был [337].
Что же касается грамматиста, то в Индии известно несколько разных Патанджали. Это имя упоминается как родовое (готра) имя ведийского жреца Асураяны. Древняя Шата-патха-брахмана упоминает некоего Патанчалу Капью, коего немецкий ученый девятнадцатого века Альбрехт Вебер ошибочно пытался связать с Патанджали [338]. Затем был санкхьяик с таким именем, чьи взгляды нашли отражение в Юкти-дипике (конец седьмого или начало восьмого века н. э.). Вероятно, еще одному Патанджали принадлежит Йога-дарпана («Зерцало йоги»), неизвестно когда написанное сочинение. Наконец, был наставник йоги Патанджали, относившийся к — традиции южно-индийского вишнуизма. Его имя, возможно, отражено в названии произведения четырнадцатого века Патанджала-сутра Умапати Шивачарьи, касающегося литургии в храме Шивы-Натараджи в Чидамбараме, штат Тамилнад.
Индуистская традиция считает, что Патанджали был воплощением Ананты, иначе Шеши, тысячеглаво-го владыки змеиного рода, который, по преданию, охранял потаенные сокровища земли. Само имя Патанджали дано было Ананте потому, что тот хотел учить йоге на земле и упал (пата) с неба в ладони (анджали) добродетельной женщины по имени Гоника. Многочисленные головы змеиного владыки олицетворяют бесконечность или вездесущность. Связь Ананты с йогой легко угадывается, поскольку йога и есть потаенное сокровище, или эзотерическое знание, по существу. И поныне многие йогины, прежде чем приступить к своим повседневным занятиям йогой, совершают поклон Ананте.
В напутствующем стихе во вступлении Йога-бхашьи, комментария к Йога-сутре, владыка змей Ахиша приветствуется следующими словами:
Да защитит вас тот, кто, оставив свою извечную форму, владычествует над миром [живых существ], различными способами выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю] совокупность аффектов (клеша), обладатель страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения (джняна), змеиная свита которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в сосредоточении.
Все, что мы в состоянии поведать о Патанджали, носит умозрительный характер. Резонно допустить, что он был великим знатоком йога и, вероятней всего, главой школы, где обучение (свадхьяя) рассматривалось как важный аспект духовной практики. При составлении своих кратких изречений (сутра) он пользовался имеющимися трудами. Его собственный философский вклад, насколько можно судить по самой Йога-сутре, был довольно скромным. Он, похоже, был скорее составителем и систематизатором, нежели оригинальным мыслителем. Вполне возможно, что он написал и другие труды, которые не сохранились.
Хираньягарбха
Западные поклонники йоги часто рассматривают Патанджали родоначальником йоги, но это неверно. Согласно послеклассическим традициям, создателем йоги был Хираньягарбха. Хотя в некоторых текстах и говорится о Хираньягарбхе как самоосуществившемся подвижнике, жившем в древности, такое представляется сомнительным. Само это имя означает «Золотой Зародыш», и в ведантской космологической мифологии его связывают с утробой творения, первым существом, появившимся из непроявленной тверди мира и чревом всей тьмы форм творения. Поэтому Хираньягарбха — это скорее первичная космическая сила, нежели некая личность. И говорить о нем как о создателе йоги имеет смысл, если понимать, что йога в действительности существует в виде измененных состояний сознания, посредством которых йогин настраивается на необычные планы реальности. В этом смысле йога предстает как вечное откровение. Хираньягарбха же — олицетворение силы, или милости, посредством которой запускается и претворяется процесс духовного становления.
Позднейшие комментаторы йоги полагали, что действительно был человек по имени Хараньягарбха, который написал некий трактат по йоге. На этот труд, действительно, ссылаются многие авторитеты, но там не обязательно речь идет о Хираньягарбхе. Наиболее подробные сведения об этом сочинении приведены в двенадцатой главе Ахирбудхнья-самхиты («Собрание глубоководного змея»), произведении средневекового вишнуизма. Согласно этому труду, Хираньягарбха написал два произведения по йоге — один по ниродха-йоге («Йога прекращения»), а другой по карма-йоге («Йога действия»). Первое, похоже, имело дело с высшими стадиями духовного процесса, особенно экстатическими состояниями, тогда как последнее было посвящено духовным склонностям и формам поведения.
Вполне возможно, что существовал труд подобного рода по йоге, а если это так, он мог предшествовать труду Патанджали. В любом случае произведение Хираньягарбхи не упоминается как Сутра, хотя, вероятно, до появления произведения Патанджали имелись другие Сутры по йоге. Однако, факт остается фактом — Йога-сутра затмила собой все более ранние Сутры внутри традиции йоги, возможно, благодаря своей доходчивости или систематическому изложению.