Тема – проблема – позиция автора
Как написать сочинение-рецензию (блок С). 11-й класс
Цель:отрабатывать умение учащихся создавать собственный текст; совершенствовать речевую практику в формулировании проблемы, позиции автора, комментировании проблемы, аргументации собственной позиции.
Задачи:
- образовательные: формировать у учащихся речевые умения и навыки, составляющие основу коммуникативной компетенции
- развивающие: развивать умение понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём), формулировать основное содержание своего высказывания; выстраивать композицию письменного высказывания; развивать навык самоконтроля – соблюдать при письме нормы русского литературного языка
- воспитательные: способствовать формированию умения работать в группе; способствовать развитию интереса к родному языку.
Оборудование:тексты, таблица для заполнения формулировок тем текстов и проблемных вопросов, памятка для написания сочинения – рецензии
Тип урока:обобщение и закрепление изученного материала
Вид урока:урок–мастерская
Ход урока
Формулируем тему – проблему – позицию автора, учимся комментировать текст.
Задание 1.
Определите тему текста, сформулируйте проблему по предложенным отрывкам из текста и запишите формулировки в таблицу. Учащимся раздается таблица только с формулировками позиции автора, после обсуждения вариантов формулировок учащихся показывается слайд с предполагаемыми ответами.
Тема(о чем текст?) | Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор. | Позиция автора –что думает сам автор по данному вопросу |
“Обыкновенность и обособленность составляют два полюса шекспировской судьбы. Как все и совершенно не как все – это Шекспир” (Д.Урнов) |
Предполагаемый ответ:
Тема(о чем текст?) | Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор | Позиция автора –что думает сам автор по данному вопросу |
О судьбах великих людей | В чем обыкновенность и обособленность судеб великих людей? | “Обыкновенность и обособленность составляют два полюса шекспировской судьбы. Как все и совершенно не как все – это Шекспир” |
(См. таблицы полностью в Приложении 1)
Тема – проблема – позиция автора