Тема 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры

Саратовский государственный технический университет

Как написать докдад по курсу

"Концепции современного естествознания"

Темы контрольных работ и методические указания

К самостоятельной работе

Для студентов всех специальностей

Заочной формы обучения

ОДОБРЕНО

Редакционно-издательским советом

Саратовского государственного

Технического университета

Саратов 2009

Курс "Концепции современного естествознания" введен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов гуманитарных и экономических специальностей.

Главная цель курса - способствовать овладению студентами современной естественно-научной картиной мира, основными принципами и методами исследования в современном естествознании, формированию научно-материалистического мировоззрения, умению синтезировать в единое целое гуманитарный и естественно-научный типы культур, а также осознанию основных внутренних принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной и человека. Это возможно через усвоение основных концепций в области физики, химии, астрономии, биологии и других естественных наук, через получение представлений об основных направлениях и тенденциях в развитии современного естествознания.

Естествознанием является тот раздел науки, который изучает мир таким, как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в ХХ веке, но истинную сущность которых можно понять только через историю становления и развития, именно поэтому естествознание прошлых веков также становится предметом анализа (от идей эволюции Ж.-Б. Ламарка до теории Ч. Дарвина и до современных идей коэволюции; от принципа дополнительности в механике Галилея до принципа относительности в теории А. Эйнштейна).

Изучение универсального эволюционизма, системного подхода, синергетики, общей теории химической эволюции и биогенеза, антропного и других принципов современного естествознания поможет студентам выработать более широкий взгляд на гуманитарную и экономическую науки, на свою будущую специальность.

Очень важная задача студентов - выработать умения и приобрести соответствующие знания, чтобы убедительно аргументировать свою мировоззренческую позицию в различных областях естествознания, а также научиться применять естественно-научные знания и методы при решении своих профессиональных задач.

Для овладения концепциями современного естествознания необходима интенсивная самостоятельная работа студентов, особенно это касается студентов заочного отделения. Установочные лекции, учебная литература, первоисточники, т.е. тексты основоположников современного естествознания являются базой для подготовки контрольной работы по данной дисциплине.

В 1997 - 2000 годах издано уже более десяти учебных пособий. Все они написаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. При подготовке контрольной работы рекомендуется использовать два - три таких издания, чтобы можно было сравнить их содержания, как правило, дополняющие друг друга. Целесообразно использовать учебное пособие Горелова А.А. "Концепции современного естествознания" издания 1999 года, где напечатаны тексты статей и отрывки из книг великих естествоиспытателей А. Эйнштейна, В. Вернадского, В. Гейзенберга, И. Пригожина, А. Пуанкаре и др.

Одной из главных форм самостоятельной работы студентов-заочников является написание контрольной работы. Темы контрольных работ предложены в данной методической разработке. При выборе темы следует руководствоваться правилом: номер темы должен совпадать с последней цифрой зачетной книжки. При этих жестких условиях Вы имеете право выбора, так, если номер зачетной книжки заканчивается, например, на 2, то Вы выбираете из 2, 12, 22, 32, 42, 52-й тем. Приступать к написанию контрольной работы желательно после ознакомления со всем курсом "Концепции современного естествознания". Для этого можно использовать один или несколько рекомендованных учебников. Особое внимание обратите на тот раздел, к которому относится выбранная Вами тема. Прежде всего Вы должны увидеть органическую связь анализируемой проблемы с другими проблемами естествознания и через эту связь выйти на органическое целостное понимание мира.

Работа над контрольной начинается с подбора литературы. К каждой теме предлагается список литературы, при необходимости его можно дополнить или же заменить предлагаемые источники не менее содержательными. В любом случае Вам следует поработать с каталогом в библиотеке, а также посмотреть периодические издания последних лет. Подобрав литературу, Вы приступаете к конспектированию. Конспект (лат. conspectus - краткий обзор) - краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции. Способы конспектирования могут быть различными, или это, как в переводе, краткое изложение текста своими словами, или это выписывание наиболее существенных, содержательных мест, в виде цитат и т.д., главное, чтобы была схвачена и понята основная идея прорабатываемого материала. Конспект можно делать по статьям или же подбирать материал по каждому вопросу плана раскрываемой темы. Вполне возможно, что при чтении литературы Вы обнаружите различные способы рассмотрения и решения одной и той же проблемы, это вполне закономерно, так как для науки присущ плюрализм. Только после завершения работы с первоисточниками приступайте к изложению темы контрольной работы. Начинайте с введения, постановки проблемы как таковой, затем раскрывайте тему по плану, Вам предложенному, и заканчивайте работу обязательно заключением, выводами. Важно не только изложить сущность проблемы, но и провести её научно-теоретическое обоснование, раскрыть историю становления и тенденцию развития. Необходимо четко определить понятийный аппарат, если есть необходимость, воспользуйтесь словарями. Понимание языка науки позволит Вам проникнуть в сущность анализируемой проблемы. Такой же четкости требует и определение законов. При раскрытии некоторых тем Вам потребуется обратиться к биографиям выдающихся ученых, поскольку история науки - это история жизни людей науки (мы не можем представить становление химии без Д. Менделеева, генетики без Г. Менделя, синергетики без И. Пригожина).

Как уже отмечалось, курс «Концепции современного естествознания» предполагает синтез естественно-научного знания для выработки целостного представления о мире, поэтому при раскрытии любой темы необходимо использовать ранее приобретенные знания из области физики, химии, биологии и т.д., а при необходимости использовать соответствующие учебники. Высоко оцениваются умение студента связать рассматриваемую в контрольной тему с практической и профессиональной деятельностью, его собственные мысли, соображения по этой проблеме, умение анализировать, делать выводы. Вопросы плана контрольной работы должны быть рассмотрены с достаточной полнотой и обоснованностью. Контрольная работа открывается планом и заканчивается списком использованной литературы. В тексте контрольной работы должны быть сноски на используемую литературу (например, Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. С. 49). Работа должна быть или напечатана или написана четким разборчивым почерком.

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

1. Борщов А.С. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.С. Борщов, Д.И. Заров, И.В. Боровская и др. М.: Издательство «Экзамен», 2005. 192 с.

2. Белкин П.Н. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / П.Н. Белкин. М.: Высшая школа, 2004. 335 с.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.А. Горелов. М.: Владос, 1999. 512 с.

4. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.

5. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Я. Дубнищева. - 7-е и зд., стер. М.: Академия, 2006. 608 с.

6. Канке В.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В.А. Канке. М.: Логос, 2004. 368 с.

7. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебник / С.Х. Карпенков. - 7-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2005. 535 с.

8. Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов и др. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 303 с.

9. Липовко П.О. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / П. О. Липовко. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 512 с.

10. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В.М. Найдыш. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа; М: ИНФРА-М, 2004. 622 с.

11. Рау В.Г. Общее естествознание и его концепции: учеб. пособие / В.Г. Рау. М.: Высшая школа, 2003. 192 с.

12. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. М.: Гардарики, 2006. 303 с.

13. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В.Г. Торосян. М.: Высшая школа, 2003. 208 с.

14. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Е.Ф. Солопов. М.: Владос, 1999. 232 с.

15. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания: пособие для сдачи экзамена / О.Н. Стрельник. М.: Юрайт, 2005. 224 с.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры

1. Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур.

2. Связь образования и формирования культур.

3. Статья Ч.П. Сноу «Две культуры».

Литература

1. Крылов Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылов. М., 1990.

2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. М., 2006.

3. Болл Ф. Критическая масса / Ф. Болл. М., 2008.

4. Сноу Ч.П. Две культуры / Ч.П. Сноу. М., 1973.

5. Моисеев Н.Н. Идеи естествознания и общественные науки / Н.Н. Моисеев. М., 1991.

6. Жидков В.С. Две культуры на пороге третьего тысячелетия / В.С. Жидков // Экология и жизнь. 1998. № 4.

7. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке / В.А. Лекторский // Вопросы философии. 2004. № 3.

8. Менский М.Б. Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами / М.Б. Менский // Вопросы философии. 2004. № 6.

Наши рекомендации