Идея невежества как причины религии.
ЛЕКЦИЯ №1.
Предмет «философии религии»
План.
1. Понятие "философия религии" как составной части историко-философского процесса.
2. Религия как социально-историческое явление. Социальные, исторические, гносеологические и психологические основы процесса развития религии.
3. Структура религиозной системы и ее элементы. Понятия "религиозная вера" и "религиозное чувство".
4. Функции религии.
5. Религиозная культура и мораль. Место религии в развитии духовной культуры общества.
Вопрос 1. Понятие «философии религии».
Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию, а ее осмысление - составная часть историко-философского процесса. Философия религии как специальная область философствования складывается в 18 - 19 вв., благодаря трудам английского.философа Д. Юма. (Гольбах, Кант, Фихте, Соловьев).
Зарождение и развитие происходит в рамках западного просвещения (содержание обусловлено рационализмом и свободомыслием, а последующем переходит к иррационализму).
Содержание философии религии:
- философские понятия;
- установление логики религиозных систем и учений;
- философские концепции многообразны, где интерпретация религии осуществляется на основе какого-то субординирующего принципа: натурализма, прагматизма, материализма, неотомизма, персонализма, экзистенциализма и т.д.
Философия религии - мышление, в котором религия выступает как источник и база построения мышление, где объект - религия.
Задача философии религии - объяснить выполнение религией своей роли духовной формы жизни в данной культуре (например: вопросы этики веры).
Проблемы, которые изучает философия религии:
ü изучение сущности религии;
ü разработка философского понятия «религия» и раскрытие возможных принципов подхода к ее определению;
ü анализ особенностей религиозного мировоззрения, онтологии, гносеологии, мышления и языка;
ü раскрытие содержания теистических учений о Боге, обоснований его бытия;
ü выявление специфики и содержания религиозной философии.
Предмет философии религии – это отражение и философский анализ религиозного феномена как духовно-практического явления, с рассмотрением таких мировоззренческих проблем человечества: онтологических, антропологических, аксиологических и гносеологических проблем мировоззрения.
Специфика предмета философии религии состоит в том, что берутся за основу изучения нереальные, объективные структуры и закономерности мира, окружающего мира человека (как в естественно-научных дисциплинах), а такие гносеологические аспекты, как «религиозная вера», «сверхъестественное», «чудо», «Бог» и т.п. Это свидетельствует о том, что предмет философии религии имеет методологическое значение в познавательном процессе человека для сопоставления религиозных и других систем знаний, в ходе обеспечения и эффективного функционирования как практического, так и духовного потенциала человечества.
Религиозная вера – совокупность религиозных представлений и образов в сознания верующих, их уверенность в реальном существовании сверхъестественного (Бог, потусторонний мир и т.п.).
Сверхъестественное – это сверхчувственная реальность, необъяснимая разумом, иррациональное, неподдающееся научному объяснению область непознанного, имеющая таинственный и символический смысл (потусторонний мир, бессмертие души, чудесное исцеление, воскресение из мертвых); наделение свойством реальности существ, которые являются продуктом воображения, фантазии, веры человека (в язычестве – лешие, русалки, черти; в христианстве – Бог как абсолютное совершенство, высший разум, всемогущий, всевидящий, всезнающий).
Религиозное чувство – это чувство верующих, в основе которого лежит представление о всемогущем милосердном Боге, помогающим людям в их добрых делах и наказывающем за грехи. Это чувство благоговения, одновременно страха и священного трепета. Появлению и закреплению религиозного чувства способствует величественная архитектура храмов, художественно выполненные иконы, картины на библейские сюжеты, церковные пения и музыка, театрализованные представления, демонстрация чудесных явлений, святых мощей.
Существует ряд идей, в которых философы рассматривают причины возникновения религии.
1. Натуралистическая идея (Эпикур, Лукреций, Демокрит, Боккаччо).Религия - порождение грозных сил природы, в виде:
- обоготворения явлений природы
- почитание сил природы
- олицетворение отдельных явлений (демонизм)
- сил, их производящих (политеизм)
- аллегории звездного неба
Лукреций: «Религия - чрезвычайно вредное, пагубное для человека явление».
Лукиан: «Боги - те же люди, вознесенные человеческой фантазией на Олимп», (обличает ничтожество этих существ, как жалких людей и даже животных: ложь и хвастовство)
Идея невежества как причины религии.
П. Гольбах: «Сверхъестественное - это причины явлений, которые не понимает человек».
3. Психологическая идея страха:Петроний, Спиноза, Ванини, Гольбах, Гоббс. Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.
Причины страха:
- разъяренные стихии природы
- общественные явления (Спиноза) - неумение составить план, игра фортуны, боязнь неблагоприятных событий.