Русская философия ХVIII века о познании
Феофан Прокопович
Феофан Прокопович (1681 — 1736 гг.) — доверенное лицо Петра Первого, организатор учебных заведений, типографий, библиотек. Организатор Академии наук. Феофан — автор многих трудов, основными из которых являются: "Правда воли монаршей" и "Духовный регламент".
В качестве главного принципа государства Прокопович вводит понятие "общая польза". Он считал, что наряду с другими задачами, государство должно заботиться об образовании, которое улучшит нравы, преодолеет суеверия и невежество, возвысит человеческое достоинство.
Прокопович понимал несостоятельность схоластики. Чтобы совместить научные и религиозные взгляды, тексты Святого Писания следует понимать не в буквальном, а в аллегорическом смысле. Прокопович считал, что творение мира Богом из пустоты является бессмыслицей.
Познание природы предполагает деятельность органов чувств (ощущения) и разума (основанного на логике).
Следуя классическому определению истины, Прокопович считал, что суждение, которое соответствует своему объекту, является определенно истинным. То же суждение, которое не соответствует объекту, является определенно ошибочным.
Татищев
Василий Никитич Татищев (1686 — 1750 гг.) — крупнейший мыслитель "Ученой дружины" Петра Первого, последователь просветительских идей и сторонник теории естественного права. Основанием общественного развития считал уровень знания и степень распространения просвещения.
Татищев утверждал, что в древние времена знания о мире были скудными, умственный рост — едва заметным ("младенческое состояние"). С созданием письмаобщество вступило в "юношество", а с появлением христианства достигло "мужества". Наконец, "тиснение книг" стало базисом культурной зрелости человечества. Он писал, что книгопечатание "великий свет миру открыло и неписанную пользу приносит".
На Руси, отмечал Татищев в своей "Истории Российской", после "обретения письма" и принятия христианства вследствие междоусобия и татарского ига еще долго был недостаток просвещения, а разум человека оставался неразвитым. Татищев положительно отмечает факт, что, ограничив церковников, государство (Петр I) положило начало быстрому росту наук и широкому распространению просвещения. Он вообще объяснял многое невежеством и рассчитывал на просвещение как на универсальное средство улучшения правления страной, нравов, хозяйственной практики.
Татищев много размышлял над проблемой соотношения знания и веры. Он разделял идею "двойственной истины". Он обосновывал размежевание науки и вероучения различием в их предметах и способах постижения истины.Наука опирается на разум, с помощью которого изучает телесное в мире и в человеке: "Наука главная есть, чтоб человек мог себя познать", выяснить, что "полезно и нужно и что вредно и непотребно". Среди наук Татищев ведущее место отводит философии.
Область изучения философии — телесная организация. Компетенция религии — душа. При этом Татищев не разделяет концепции врожденных идей: душа новорожденного неразумна, ее разумные способности вырабатываются на основе деятельности телесных органов, чувств. Важнейшее средство развития разума — широкое распространение знаний, обучения.
Татищев предложил свою классификацию наук. Он выделяет науки: "нужные", "полезные", "щегольские" (или "увеселяющие"), "любопытные" (или "тщетные") и "вредительские". "Нужные" науки — это "речение" (язык), знание экономики, медицины, юриспруденции, логики и богословия. Такие науки необходимы всем людям как база для любого образования. "Полезные" науки — грамматика и красноречие, иностранные языки, физика, математика, ботаника, анатомия, история и география. "Увеселяющие" — поэзия, живопись, музыка, танцы, вольтижирование и т.п. "Любопытные" науки бесполезны для человека, это — астрология, алхимия, хиромантия и т.п. Бесполезны для человека и "вредительские" науки — некромания, чернокнижие.
Татищев предлагал организовать сеть начальных школ. Говорил: "Я же рад и крестьян иметь умных и ученых". Он впервые в России поставил вопрос о женском образовании на втором этапе обучения — в высшей школе.
Кантемир
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 — 1774 гг.) — родоначальник светской русской литературы (В.Г.Белинский). Пропагандировал в своих сатирах светскую культуру, защищал просвещение и науки, здравый смысл и благородные чувства, естественные человеческие отношения. Невежество и суеверия считал одними из самых тяжких пороков русской жизни. Однако, крепостное право и политический режим России, как, впрочем, и Татищев, Кантемир находил вполне соответствующими разуму.
Кантемир — автор многих переводных научных терминов. Он разъяснил смысл главных философских понятий (в комментариях к русскому переводу книги Фонтенеля "Разговоры о множестве миров"). Так, материю Кантемир понимает как вещество, а идею — как отражение внешнего мира. Он придерживался разделения философии на логику, этику, физику и метафизику. Логикаучит "право о вещах рассуждать и известные истины другому правильно доказывать". Этика "представляет правила, по которым доставать себе добродетели и избегать злонравия". Физика — наука о вещественной природе. Метафизика имеет своим предметом сверхъестественное — душу, духов, Бога.
Кантемир также приводит многочисленные сведения по истории науки и философии.
Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1763 гг.) — первый русский ученый мирового значения. По словам А.С.Пушкина, Ломоносов — "Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, стихотворец, он все испытал и все проник ... он создал первый университет (в России — СХ). Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом"
В философии Ломоносов занимался в основном проблемами онтологии. М.В.Ломоносов — деист.
Он считал, что человечество имеет две книги — природу и Священное Писание: "Создатель дал роду человеческому две книги ... Первая — видимый сей мир ... Вторая книга — Священное Писание". Ломоносов разделяет компетенцию науки и религии: "Не здраво рассудителен ... математик, если он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таково же богословия учитель, если он думает, что по псалтыри научиться можно астрономии или химии".
Центральный пункт мировоззрения Ломоносова — атомно-молекулярная гипотеза. Он сформулировал закон сохранения материи и движения.
Ломоносов обращает внимание на проблему первичных и вторичных качеств, выделяет такие свойства, которые "в тончайших и от чувств удаленных частицах свое основание имеют". Он считает объективными как первичные, так и вторичные качества вещей.
В записках "Элементы математической химии" Ломоносов отмечает:
« ... 13. Истинный химик должен быть теоретиком и практиком.
14. Истинный химик, следовательно, должен быть также и философом (здесь и далее выделено мной — СХ) .