Xii. о бойкости

Следующая ходячая школьная притча заслуживает, однако, вниманиячеловека вдумчивого. Однажды Демосфена спросили: какой дар всего нужнееоратору? Тот ответил: "Жест". А затем? -- "Жест". А еще? -- "Опять-такижест". Так говорил тот, кто лучше всех мог судить об этом, хотя сам природойне был предназначен для успеха в том, что так восхвалял[55]. Нестранно ли, что этот дар, внешний и относящийся, скорее, к искусству актера,ставится выше других благородных талантов: воображения, дара речи и прочих,и даже как бы объявляется единственным. Причина, однако ж, ясна.Человеческой натуре вообще более сродни глупость, нежели мудрость; а потомуи качества, пленяющие людскую глупость, имеют наибольшую силу воздействия. В прочих житейских делах такую же точно силу имеет бойкость. Что нужнеевсего? -- Бойкость. А что во-вторых и в-третьих? -- Опять-таки бойкость. Амежду тем бойкость -- дитя низости и невежества и не идет в сравнение сдругими талантами; и все же она прельщает и покоряет всех, кто либо слабразумом, либо робок духом -- а таких всегда много; в минуты же слабостиподчиняет себе и мудрых. Вот почему бойкость творит чудеса принародовластии, но меньше при сенатах и монархах; и всегда бойкие достигаютбольшего при первом своем появлении, чем в дальнейшем, ибо бойкость плоходержит свои обещания. Как есть шарлатаны, обещающие исцеление телу, так есть и шарлатаны вполитических исцелениях. Они сулят чудеса и бывают, быть может, удачливы разили два, но, не зная основ всей науки, не могут удерживаться долго. Не разприходится бойким свершать чудо Магомета. Магомет уверил народ, что призоветк себе гору и с вершины ее вознесет молитвы за правоверных. Народ собрался.Магомет вновь и вновь взывал к горе; когда же гора не тронулась с места, он,ничуть не смущаясь, сказал: "Если гора не идет к Магомету, Магомет придет кгоре". Так и эти люди, посулив чудеса и потерпев постыдную неудачу, умеют,если вполне овладели искусством бойкости, ловко отвести глаза, да на том икончить дело. Конечно, для людей мыслящих бойкость представляет забавное зрелище, даи в глазах толпы она смешна; ибо если смешным почитается нелепое, то крайняябойкость с нелепостью почти неразлучна. Особенно забавно видеть, как бойкийбывает приведен в смущение и как лицо его при этом вытягивается идеревенеет; оно и неудивительно: кто скромен, тому не привыкать смущаться;но на бойких в подобных случаях находит столбняк -- вроде пата в шахматнойигре, когда и мата нет и с места сойти нельзя. Последнее, впрочем,составляет скорее предмет сатиры, нежели серьезных наблюдений. Надо хорошенько помнить, что бойкость всегда слепа: она не различаетопасностей и препятствий, а потому непригодна советнику, но нужнаисполнителю; так что бойких лучше не выдвигать на первое место, но ставитьпод начало других, ибо при обсуждении дела полезно видеть все его опасности,а при выполнении лучше не видеть их, разве когда они очень уж велики.

Наши рекомендации