Модель мира в философии неопозитивизма

Онтология Модель мира в философии неопозитивизма - student2.ru Коммуникация   Гносеология
Мир   Язык   Знание

Для гносеологии позитивистов характерен эмпиризм, основанный на принципах редукционизма (сведения теоретического знания к эмпирическому) и верификации (утверждение, что истинность знания можно доказать путем эмпирической проверки, то есть сведения любого теоретического положения к высказываниям о фактах).

Неопозитивизм, сознательно ограничив круг философских проблем, сконцентрировав все внимание на методологии науки, внес большой вклад в развитие логики, математики, информатики. Лингвистики и других конкретных наук.

Экзистенциализм

Экзистенциализм (от existentia - существование) – философия существования – иррационалистическое направление в современной философии. Родиной экзистенциальных идей считается Россия – Федор Достоевский, Лев Шестов, Николай Бердяев. После мировой войны экзистенциализм развивается в Германии – М. Хайдгер, К. Ясперс, М. Бубер; и после Второй Мировой Войны классические формы приобретают в сочинениях французов – Ж.П. Сартр, Г. Марсель. А. Камю.

Что отличает философию экзистенциализма?

Поворот к человеку.

“Много писали оправданий бога

Но наступает пора писать оправдание человека -

антроподицеею”.

Н. Бердяев

“Главная проблема философии - это проблема

самоубийства”.

А. Камю

“Существование человека - вот первая проблема

философии”

Э. Мунье

Особенность экзистенциального подхода к человеку заключается в том, что изучается не человек вообще (человеческий род), а конкретный единичный живой человек трагичность существования человека в том, что он всегда чем-то поглощался какой-то тотальностью - родом, государством, церковью; в XX веке человек поглощается технической цивилизацией, которая ведет с собой обезличивание связей, мировые формы и катастрофы. Отсюда идея конечности, абсурдности человеческого бытия, его потерянность в этом мире и пессимистическая окраска всей экзистенциальной философии. Например, существом экзистенции называется, рождение, смерть, судьба, любовь, отчаяние, раскаяние, модусами существования: забота, страх, решимость, совесть, вера, ненависть, тоска. Одна из центральных проблем в философии экзистенциализма - проблема жизни и смерти. Угроза смерти, конечности бытия человека заставляют его задуматься о смысле жизни, повернуться от быта, от повседневности к самому бытию, экзистенции.

2. Трактовка свободы вытекает из понимания сути человеческого бытия. Свобода это существо экзистенции. Это проявляется в том, что человек сам творит, создает себя. Ж.П. Сартр по этому поводу пишет: “...Человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это, прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень, и не цветная капуста”[110]. У человека существование предшествует сущности; он сначала существует, а потом обретает свою сущность. Но если это так, то человек полностью ответственен за то, что он есть Экзистенциализм, - говорит Сартр, - отдает каждому человеку на владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Человек осужден быть свободным.

3. Иррационализм. Иррациональные способы постижения действительности. Существование (экзистенция) - это внутреннее, субъективное бытие человека; оно не поддается рациональному познанию, и единственный способ постигнуть его состоит в том, чтобы его пережить и описать так, как оно открывается в непосредственном переживании внутреннему чувству. Познание как переживание бытия. Отсюда особенности стиля экзистенциалистов: литературно-художественный стиль; роман, эссе, миф. Если неопозитивизм повлиял на развитие науки в XX веке, то экзистенциализм - на искусство (театр, литература), сформулировал оригинальную эстетику экзистенциального искусства, для которого характерен тонкий психологизм. Глубокое проникновение во внутренний мир личности.

Индивидуальные задания

Характер задания: анализ философского текста. Прочитав предложенный Вам фрагмент текста, ответьте на вопросы:

Какое направление в философии представляет автор?

Какие философские проблемы отражены в тексте?

Как эти проблемы решаются в других философских концепциях?

Задание 1.

“На сцене один играет князя, другой советника, третий слугу, солдата, генерала и т.д. но различия эти имеют чисто внешний характер; во внутренней же сущности такого явления у всех скрывается одна и та же сердцевина; бедный актер с его заботой и нуждой. То же самое в жизни. Различия ранга и богатство каждому отводят свою роль, но ей вовсе не соответствует внутренняя разница в счастье и довольстве: и здесь в каждом скрывается тот же бедняк с его нуждой и заботой. Правда, по своему содержанию эти последние у каждого свои, но по форме, то есть по своей истинной сущности, они у всех почти одинаковы, хотя они и различаются в степени, но различие это вовсе не определяется положением и богатством человека, то есть его ролью. Именно: так же все. что для человека существует и случается, непосредственно существует все-таки лишь в его сознании и случается для этого последнего, то наиболее существенное значение имеет природа самого сознания и в большинстве случаев она играет большую роль, чем те образы, которые в нем возникают. Вся роскошь и наслаждения. Отражающиеся в тупом сознании глупца, очень бедны в сравнении с сознанием Сервантеса, когда он писал “Дон-Кихота” в своей печальной тюрьме”.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992. – С.263-264.

Задание 2.

“Где кончается одиночество, там начинается рынок; а где кончается рынок, там начинается так же шум великих актеров и жужжание ядовитых мух.

В мире лучшие вещи ничего не стоят, раз нет того, кто их впервые представил; этих представителей народ называет великими людьми.

Мало понимает народ великое, то есть творческое. Но он имеет понятие о всех создателях и актерах великих дел.

Мир вертится около изобретателей новых ценностей, невидимо вертится он. Около же актеров кружится народ и слава; в этом заключается “мировое движение”...

Беги, мой друг, в свое уединение, туда, где свежий, здоровый воздух! Не твоя задача быть метелкой для мух.

Так говорил Заратустра”.

Ницше Ф. Собр. Соч. В 2-х т. – М., 1991. – Т.1. – С.41, 43.

Задание 3.

Идеал

Тем идеал священен и велик,

Что мы достичь его вершин не в силах,

Но юноша, и дева, и старик

Перестают томиться им ... в могилах.

Как радуга сияет идеал...

Мы знаем все, что радуга виднее,

Но идеал так мощно б не блистал,

Когда свои мы поняли стремленья...

Он навсегда, как метеор, угас,

Когда мы б все пришли к его вершине...

И вера в жизнь и свет исчезли б в нас,

И мы все умерли б, тоскуя о святыне.

Ницше Ф. Собр. Соч. В 2-х т. – М., 1991. – Т.1. – С.426.

Задание 4.

“Душа человека - своеобразный сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно - частичное, ограниченное эгоистическое, а другое - всеобщее, бесконечное и беспристрастное. Конечная жизнь, которая одинакова у человека и у животных, привязана к телу и взирает на мир с позиции “здесь” и “теперь”. Любовь и ненависть, основанные на служении своему “я”, принадлежат конечной жизни. Любовь мужчины и женщины, родителей и детей, пока она не выходит за рамки инстинкта остается животной, она становится бесконечной, когда она преодолевает инстинкт и перестает подчинятся только целям конечного “я”. Ненависть к врагам и любовь к союзникам люди разделяют с другими стадными животными; они считают Вселенную расположенную вокруг одного центра, одного борющегося “я”. Конечная жизнь содержит в себе все, что отделяет нас от других людей и от Вселенной; она порождает мысли и желания, которых не может быть у других, все заблуждения и ошибки, все амбиции, приводящие к вражде”.

Рассел Б. Почему я не христианин. – М., 1987. – С.23-24.

Задание 5.

“Не помню, кто-то назвал человека животным, создавшим богов и поклонившимся им. Эта характеристика не лишена известной доли верности и как нельзя более подходит в данном случае. Из простого факта последовательности и сосуществования явлений, полученного путем наблюдения над совокупностью фактов, человек создал судьбу, рок закона, с железной необходимостью правящий в себе прошлое, настоящее и грядущее. Как самоед, вырезав из дерева своими реками идола, делает его богом, приносит ему жертвы и падает перед ним ниц, так же и человек, гипостазируя обычные гипотетическое обобщение, создал из него неумолимого Мойру, в книгах которой написано будущее. Этим мы не хотим сказать, что мы отрицаем причинность и открещиваемся от закона, как черт от ладана: плавать в туманных облаках метафизического детерминализма и абсолютной свободы воли - дело безнадежное... Но мы хотим...”.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. – С.515.

Задание 6.

“Человек чувствует себя товаром, предназначенным привлекать покупателей на самых благоприятных, дорогих условиях. Человек-товар с надеждой выставляет бирку, пытается выделиться из ассортимента, лежащего на прилавке, он старается быть достойным самого дорогого ценника, но если его не замечают, а других берут, то он может быть обвинен в неполноценности и никчемности. Какими бы высокими не были его человеческие качества... С раннего детства человек узнает, что быть молодым значит пользоваться спросом и что ему тоже придется “выйти” на рынок личностей.

Ничего удивительного, что в этих условиях чувство самоценности человека сильно страдает. Условия для самоуважения - не в его власти. В рыночной ориентации человек теряет тождество с собой, он становится отчужденным от себя”.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. – М., 1989. – С.209-210.

Задание 7.

“... Человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это прежде всего проект, переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста...

Если существование предшествует сущности то человек ответственен за то, что он есть. Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование...

Человек - это тревога. Человек ответственный за себя, а значит и за человечество, не может не испытывать тревогу...

Человек осужден быть свободным...

Мы одиноки и нам нет извинений...”

Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989. – С.323

Задание 8.

“Итак, во всех технических прогрессах господствует смысл, который располагает всеми человеческими поступками и поведением, и не человек выдумал или создал этот смысл. Мы не понимаем значения зловещего участия власти атомной техники. Смысл мира техники скрыт от нас. Но давайте же специально обратимся и будем обращены к тому, что этот сокрытый смысл повсюду вас затрагивает в мире техники, тогда мы окажемся внутри области. Которая и прячется от нас, и, прячась, выходит к нам. А то, что показывается и в тоже время уклоняется - разве не это мы называем тайной? Я называю поведение. Благодаря которому мы открываемся для смысла, потаенного в мире техники, открытостью для тайны...”

Если отрешенность от вещей и открытость для тайны пробудятся в нас, то мы выйдем в путь, который ведет нас к новой почве для коренения и стояния. На этой почве творчество может пустить новые корни и принести плоды на века.

Так в другой век и несколько по другому сбываются вновь слова Иогана Петера Гебела:

“Мы растения, которые - хотим ли мы осознать это или нет - должны крепиться в земле, чтобы, поднявшись, цвести в эфире и приносить плоды”.

Хайдгер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991. – С.110-111.

Задание 9.

“Существование человека - не круговорот, просто повторяющийся в поколениях, и не ясное, открывающееся себе существование. человек прорывается через пассивность постоянно вновь возникающих тождественных кругов, и от его активности зависти продолжение движения к незнакомой цели.

Поэтому человек расщеплен в глубине своей сущности. Как бы он не мыслил себя, он противостоит самому себе, он противостоит самому себе и всему остальному. Все вещи он видит в противоречиях.

Каждый раз смысл становится иным. Расщепляется ли он как дух и плоть, как рассудок и чувственность, как душа и тело, как долг и склонность, противопоставляет ли его бытие и его явление, его деятельность и мышление, то, что он делает, и то, что он полагает делать. Решающее в этом - что он все время должен противопоставлять себя себе. Нет человеческого бытия без расщепления. Но он не может на этом остановиться. То, как он себя преодолевает, составляет способ проникновения в себе...”.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С.387.

Задание 10.

“Зрелище - петля, - говорит Гамлет, - чтоб поймать сознанье короля”. Отлично сказано: поймать. Здесь сознание либо стремительно движется, либо замыкается в себе. Его приходится ловить на лету, в тот едва различимый миг, когда оно окидывает самого себя беглым взглядом. Обыкновенный человек не очень-то любит медлить. Напротив, его все торопит. Но, с другой стороны, ничто не занимает его больше, чем он сам, в особенности то, кем он мог бы быть. Отсюда его пристрастие к театру, к зрелищу, где ему предлагается столько судеб, поэзию которых он вбирает в себя, не страдая при этой от заключенной в них горечи. По крайней мере, в таких случаях можно наблюдать бессознательно живущего человека, и то, как он спешит на встречу, невесть какой надежде. Человек абсурда начинается там, где кончается человек. Питающий надежды, где дух. Перестав восхищаться игрой со стороны, хочет сам в нее вступить”.

Камю А. Миф о Сизифе. – М., 1993. – С.517.

Задание 11.

“Боги обрекли Сизифа вечно вкатывать на вершину горы огромный камень, откуда он под собственной тяжестью вновь и вновь низвергается обратно к подножию. Боги не без оснований полагали, что нет кары ужаснее, чем нескончаемая работа без пользы и без надежды впереди... можно лишь представить себе предельное напряжение мышц, необходимое, чтобы сдвинуть огромный камень. Покатить его вверх и карабкаться вслед за ним по склону, стократ все, повторяя сызнова; можно представить застывшее в судороге лицо, щеку, прилипшую к камню, плечо, которым подперта глыба. Обмазанную глиной, ногу, поставленную вместо клина, перехватывающие ладони, особенную человеческую уверенность двух рук, испачканных землей. В самом конце долгих усилий, измеряемых пространством без неба над головой и временем без глубины, цель достигнута. И тогда Сизиф видит, как камень за несколько мгновений пролетает расстояние до самого низа, откуда надо снова поднимать его к вершине. Сизиф спускается в долину.

Как раз во время спуска, этой краткой передышки Сизиф меня и занимает. Ведь застывшее от натуги лицо рядом с камнем само по себе уже камень! Я вижу, как этот человек спускается шагом тяжелым, но ровным, навстречу мукам, которым не будет конца. Час, когда можно вздохнуть облегченно и который возобновляется столь же неминуемо, как и само страдание. Есть час просветления ума. В каждое из мгновений после того, как Сизиф покинул вершину и постоянно спускается к обиталищам богов, он возвышается духом над своей судьбой. Он крепче обломка скалы”.

Камю А. Миф о Сизифе. – М., 1993. – С.541-543.

[1] Фейербах Л. Фрагменты и характеристики моей философской биографии Соч., Т. 1. – С. 248.

[2] Трубецкой С.Н. Чему нам надо учиться у материализма // Вопросы по философии 1989. – №5 – С.109.

[3] Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки // Собрание сочинений в 8-ми томах – М.: Правда, 1981. – С. 110.

[4] Анимизм (от лат. Anima – дух, душа) одухотворение природы, наделение ее свойствами, присущими человеку.

[5] Фетишизм (от fetiche – идол, талисман) – поклонение материальным предметам, фетишам, которым приписывается сверхъестественные свойства.

[6] Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989.- С.269

[7] Там же

[8] Термин «метафизика» в философии употребляется в двух значениях: 1) «метафизика» как синоним «философия». Аристотель все науки делил на две группы: физика – наука о природе; метафизика (над физикой) - наука о человеке; 2) метафизика как противоположный диалектический метод познания.

[9] Соловьев В.С. Исторические дела философии //Вопросы философии - 1988. - №8. – С.125.

[10] Бабушкин В.И. О природе философского знании. - М., Наука, 1978, - С.143-189.

[11] Веды – древнеиндийский памятник литературы, сборник текстов, созданных с середины II-го тысячелетия до н.э. по VI в. до н.э.; в них сформулированы понятия, составляющие основу индийского религиозного и философского мировоззрения; брахман и Атман, Рита, сатья, драхма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья.

[12] См.: Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии. – 1988. – №8. – С.119–125

[13] Здесь и далее цит. По: Рогальская П. Основы буддизма // АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. – №4. – 1990. – С.286-306.

[14] Источник: АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. – №4. – 1990. – С.286-306.

[15] Цит. по: Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: ИПЛ, 1991. – С.23.

[16] Подробнее см.: Маслов А.А. Традиции духовного и физического воспитания Китая. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 78 с.

[17] Цит. по Человек. – М.: ИПЛ, 1991. – С.23.

[18] Цит. по Человек. – М.: ИПЛ, 1991. – С.23.

[19] Цит. по Лосев А.Ф.. Страсть к диалектике. – М.: Советский писатель, 1990. – С.57-58.

[20] Платон. Сочинения. – М., 1971. – т.3 – ч.1. – С.539.

[21] Гераклит // Антология мировой философии. – Киев: УМК ВО, 1991. – т.1 – ч.1 – С. 55.

[22] Герцен А.И. Письма об изучении природы // Сочинения в 2-х томах. – М.: Мысль, 1985. – т.1. – С.287.

[23] Телеология – учение об объективной целесообразности.

[24] Источник: Платон. Диалоги. – М.: Мысль, 1986 – 607 с.

[25] Позже, в эпоху Возрождения и Просвещения термин «схоластика» приобрел негативный смысл и стал означать бесплодное и бессодержательное умствование, пустую словесную игру.

[26] Аверроизм – философское учение, восходящее к идеям арабского философа Ибн Рушда (Аверроэс), материалистическая трактовка учения Аристотеля, утверждается вечность материи и движения, бог рассматривается лишь в качестве первопричины сущего. Рассматривая душу как форму материи, аверроисты отрицали бессмертие индивидуальной души, призывая единство и вечность мирового разума.

[27] Здесь Арабская философия понимается как арабоязычная, включающая в себя все страны, бывшие под влиянием Арабского Халифата.

[28] Фома Аквинский Сумма теологии // Антология мировой философии – М.:, 1969. - Т.1 - Ч.2 - С. 841

[29] Цит. по Боргош Ю. Фома Аквинский – М.: Мысль, 1975. – С.73.

[30] Цит. по Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль, - С.75.

[31] Там же. – С.43.

[32] Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С.159.

[33] Михаил Пселл. О душе и уме // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: ИПЛ, 1991. – С.149.

[34] Библия. Бытие 3; 5

[35] Библия. Второзаконие, 29; 19

[36] Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

[37] Здесь «Источник» будет употребляться в двух значениях: как исторические, общекультурные причины возникновения отечественной философии и как древние философские тексты, служащие нам первоисточником в изучении философии.

[38] См.: например: Введение в философию – М.: ИПЛ, 1989. – Ч.1. – С. 192-223.

[39] Там же: С. 212.

[40] См.: Костомаров М. Книга буття українського народу // Кирило-Мефодіївське товариство: В 3 т. К., 1990. – Т.1. – С. 162-169.

[41] Россия: Энциклопедический словарь. – Л.: Лениздат, 1991. – С.833. (словарь составлен на основе материалов Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона – тт. 5, 4, 55).

[42] Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. – М.: Советский писатель, 1991. – С.74.

[43] Костомаров М.І. Слов’янська міфологія. – Київ: Либідь, 1994. – С.201.

[44] Илларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати // Златоструй. – М., 1990. – С.113-114.

[45] Синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние.

[46] Апокрифы – произведения, написанные на сюжеты Ветхого и Нового заветов, но не вошедшие в канонический текст Библии, признанные официальной церковью “ложными” и запрещенными для чтения.

[47] Кирилл Туровский. Притча о человеческой душе и о теле // Златоструй. – М., 1990. – С.193-194.

[48] Речь философа // Повесть временных лет // Златоструй. – М., 1980. – С.62-63.

[49] Туровский К. Слово о расслабленном // Златоструй. – М., 1980. – С.211.

[50] Туровский К. Притча о человеческой душе и о теле // Златоструй. – М., 1980. – С.199.

[51] Владимир Мономах. Поучение // Златоструй – М., 1980. – С.165.

[52] Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса: Антология в 2 т. – М:., 1981. – Т.1. – С.249.

[53] Монтень. Опыты. – М.: Правда, 1991. – С.61.

[54] Энгельс Ф. Диалектика природа. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.20. – С.346-347.

[55] См.: Там же. – С.346-347.

[56] Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. – М., 1955. – С.23.

[57] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.. 2-е изд. – Т.20 – С.347.

[58] Гелиоцентризм (греч. hlvz – солнце) – солнце в центре системе планет.

[59] Кампанелла Т. Город Солнца // Утопический социализм. Хрестоматия. – М.: ИПЛ, 1982. – С.83-84.

[60] Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. – М., 1990. – С. 75-76.

[61] Бэкон Ф. Новый Органон// Антология мировой философии. – Киев, 1991. – Т.1. – Ч.2. – С. 9-11.

[62] Декарт Р. Рассуждение о методе // Антология мировой философии. – Киев, 1991. – Т.1. – Ч.2. – С. 78.

[63] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – Т.20. – С.349.

[64] Спиноза Б. Избр. произв. в 2-х т. – М., 1957. – Т.1. – С.384.

[65] Гольбах П. Избр. Произв. в 2-х т. – М., 1963. – Т.1. – С.492.

[66] Гольбах П. Система природы // Избр. Произв. – М., 1963. – Т.1. – С.57.

[67] Гольбах П. Система природы // Избр. Произв. – М., 1963. – Т.1. – С..112.

[68] Ламетри Ж.О. Человек-машина // Сочинения. – М., Мысль, 1983. – С.183, 221.

[69] Горький М. – // Полн. собр. соч. – Т.7. – С.364.

[70] См. Біднов В. Школа й освіта на Україні // Українська культура: Лекції за редакцією Дмитра Антоновича. з К.: Либідь, 1993. – С. 50-59.

[71] Українська культура. – К.: Либідь. 1993. – С. 55-56.

[72] Цит. по: Українська культура. – Київ, Либідь, 1993. – С.171.

[73] Сковорода Г. Твори в двох томах. – Київ, 1961. – Т.1. – С.536.

[74] Сковорода Г. Твори в двох томах. – Київ, 1961. – Т.1. – С.16.

[75] Сковорода Г. Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни // Антология мировой философии. – К.: УМК ВО, 1991. – Т.1., ч.2 – С.262.

[76] Цит. по: Українська культура. – Київ: Либідь, 1993. – С.174.

[77] Сковорода Г.С. Наркисс // Твори в 2-х т. – К., 1961. – С.41.

[78] Сковорода Г.С. Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни // Антология мировой философии. – К.: УМК ВО, 1991. – Т.1., ч.2 – С.262.

[79] Трансцендентальное (от лат. Truscendens - перешагивающий, выходящий за пределы) – то, что находится за пределами эмпирического бытия; у Канта – за пределами опыта.

[80] Кант И. Сочинения в 6-ти томах. – М.: 1963-1966. – Т.3. – С.591.

[81] См.: Нарский Н. С. Западно-европейская философия XIX века. – М., Высшая школа, 1976. – С.61.

[82] Антиномия – сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование.

[83] См.: Кант И. Критика чистого разума // Антология мировой философии. – К., 1992. – Т.1. – Ч.3. – С.13.

[84] Кант И. Критика практического разума // Соч. в 6-ти томах. – М., 1963-1966. – Т.4. – Ч.1. – С.279.

[85] Гегель Г.В. Сочинения в 14-ти томах. – М., - Л., 1929-1959. – т.VIII. – С.414.

[86] Гегель Г.В. Сочинения в 14-ти томах. – М., – Л., 1929-1959. – т.VIII. – С.414.

[87] Фейербах Л. Избран. филос. произв. в 2-х т. – М., 1955. – т.1. – С.202.

[88] Там же. – Т.II. – С.713.

* Так обозначены работы, написанные совместно с Ф.Энгельсом.

[89] Отчуждение – превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему.

[90] Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.3. – С. 4.

[91] Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти т. – М., 1957. – Т. II. – С.332.

[92] Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти т. – М., 1957. – Т. II. – С.333.

[93] Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти т. – М., 1957. – Т. II. – С.216.

[94] Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.42. – С.290.

[95] Кирилло-Мефодиевское братство – тайное общество, созданное в 1845 году с целью создания федерации свободных славянских республик; в 1847 году по доносу члены общества были арестованы и высланы, среди них: Н. Костомаров, П. Кулиш, Т. Шевченко.

[96] Костомаров М.І. Закон Божий (Книга буття українського народу). – К.: Либідь, 1991. – С.22.

[97] Потебня А. А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - С.180-181.

[98] Цит. по кн.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР в 2-х томах – М., 1956. – Т.11. – С.602.

[99] Цит. по кн.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР в 2-х томах – М., 1956. – Т.11. – С.605.

[100] Франко И. Избр. соч. – Т.1. – С.367.

[101] Франко І. Твори. – Т. 13. – С.324-325.

[102] Франко И. Избр. соч. – М., 1948-1951. – Т.1. – С.145.

[103] Франко І. Зібр. творів: 50 т. – К., 1988. – Т.45. – С.40.

[104] Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе // Философские произведения. – М., Правда, 1990. – С.181.

[105] Цит. по Г. Шад. Философское наследие П.Д. Юркевича // Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990. – С.585.

[106] Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990. – С.634.

[107] Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990. – С.636.

[108] Юркевич П. Д. Философские произведения. – С., 1990. – С.637-638.

[109] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М., 1958. – С.44.

[110] Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989. – С.323.

Наши рекомендации