Становление и развитие марксистской философской традиции советского периода. Философия, культура и общественно-политическая жизнь Беларуси в современных условиях
20 век. Беларусь входит в состав СССР. В рамках господствовавшей философии марксизма развиваются исследования по истории западной и белорусской истории философии, работы по этике, эстетике, активно исследуются философские вопросы естествознания, в частности, под руководством В.С.Степина, а также социальная проблематика.
В целом следует отметить преобладание социальной проблематики в белорусской философской мысли.
Философская мысль Беларуси на современном этапе.
Если рассматривать современное состояние белорусской философии, то стоит отметить, что оно оставляет желать лучшего.
На протяжении трех последних десятилетий рейтинг ценности философского мышления значительно снизился.
Философия на некотором этапе потеряла отношение к себе как объединяющего начала в понятии и осмыслении сущности человеческой жизни, государственного и общественного строя, социально-культурного и природного развития в целом.
Причин можно привести много, но главная - это то, что в самой философии акцент понимания событий и явлений сместился с критического на абстрактный. В философских исследованиях был сделан крен в сторону философии и методологии науки, проблем теории научного познания, как наиболее нейтрального направления в отношении к раскрытию закономерностей социально-культурного, а тем более общественно-политического и государственного развития.
В начале 90-х гг. и это направление исследований начинает терять свое значение по причине общего критического отношения общественного сознания к научному мировоззрению вообще и к философскому в особенности. На первый план выходят другие формы сознания, которые обусловлены стремлением человека найти определенную нишу душевного спокойствия среди множества проблем и трудностей.
Это направило внимание подавляющих масс на другие системы мировоззрения: различные религиозные, мистические, и т.д. Примером может служить огромный интерес к различного рода астрологическим прогнозам, предсказаниям.
В начале 1990-х гг. современная белорусская философия в непростых условиях начала формироваться во многом заново. Основной причиной трудностей является то, что зарождавшаяся национальная философская школа первой половины ХХ в. была подавлена.
В Беларуси второй половины ХХ вв. Развитие философии шло в рамках марксизма-ленинизма. В к. 70-80-х гг. появились оригинальные исследования Н. Жукова, В. Степина А. Михайлова, Е. Бабосова, П.А.Водопьянова, А.С.Майхровича и др.
Новая волна в исследованиях в первую очередь, была вызвана новыми явлениями как в общественно-политической, так и в научной жизни. Такие явления как вычислительная техника, понятие информации, новые направления прикладной математики нашли отражение в трудах Н. Жукова.
Академик Е. Бабосов на основе большого фактического материала, связанного с крупнейшей катастрофой XX века — аварией на Чернобыльской АЭС, исследует теорию и практику катастроф.
Также стоит отметить, что уже 7 лет, при непосредственном участии представителей Беларуси, осуществляется многотомный беспрецедентный международный проект «Гуманитарная энциклопедия», не имеющий аналогов на постсоветском пространстве (научные редакторы – А. Грицанов, Т. Румянцева, В. Абушенко и др.). Объемы книг издания – по тысяче и более страниц энциклопедического формата. В рамках проекта увидели свет: «Новейший философский словарь» (три переиздания – 1999, 2001 и 2003 гг.), энциклопедии «Всемирная энциклопедия. Философия» (Москва – Минск, 2001), «Всемирная энциклопедия. Философия ХХ век» (Москва – Минск, 2002), «Постмодернизм» (2001), «История философии» (2002), «Эзотеризм» (2002), «Социология» (2003).
В проекте приняли и принимают участие более 300 авторов из Беларуси и десятков зарубежных государств. Проект содержит ряд принципиально новых статей, отражающих новации в мировой философии ХХ – начала ХХ I века.
Одной из основных проблем современной белоруской философии является определенная разобщенность между представителями официальной национальной школы и национально-ориентированой прозападной школы. Публикации говорят об отсутствии диалога между этими двумя группами, кроме заочной критики, что не оставляет возможности сотрудничества.
К достоинствам последних стоит отнести философскую литературу, изначально обдумывавшуюся и создававшуюся на белорусском языке и отражающая горизонты и реалии современного философского лексикона Европы (тексты Акудовича, Антипенко, Бобкова, Рязанова, Булгакова, Дынько и др.).
Таким образом, несмотря на сложности, современная белорусская философия начинает медленно, но подниматься. В ней исчез налет партийности и догматизма, абстрактных теоретических схем. Явственно происходит поворот к принципам объективности, научности, гуманизма и либерализма. Универсальные человеческие ценности становятся центром внимания философского анализа совместно с вопросами особенностей белорусской культуры и менталитета.
1. Бобков И. Познав многое, осуществить наилучшее // СБ. Беларусь Сегодня. 23 февраля 2005. С. 16.2. Грицанов А. Философия Беларуси: насколько верны диагнозы? // Наше мнение (http://www.nmnby.org) 3. Козел А.А. Философская мысль Беларуси. – Мн.: Амалфея, 2004. – 352 с.4. Лазарэвіч А. Крытычная функцыя філасофіі, крытычнае мысленне // Фрагменты. № 7. (http://www.lib.by/frahmenty/)
Чтобы сократить объем информации к экзамену, выберите из текста главное и заполните таблицу:
Белорусская философская мысль
Основные представители и их Основные философские взгляды | Период Средних веков | Период Возрождения | Период Нового времени 17-18 века | Период 19 века | 20 век |