Философские основанияподразделяются наонтологические,гносеологические, методологические, логические и ценностные (аксиологические).
Онтологические включают гипотезы существования, назначение которых – задание фундаментальных допущений, схем, принципов строения действительности (например, понятие электромагнитного поля как среды, передающей пространственные взаимодействия), (принятые в той или иной науке представления о картине мира, типах материальных систем, законах функционирования и развития и т. д)
Гносеологические основания включают множество допущений о природе познавательного процесса. Является ли естественнонаучное знание систематизацией субъективного опыта или фиксирует закономерные связи объективной действительности, (принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта и т.п).
Методологические основания включают комплекс нормативных представлений, позволяющих оценивать продукты естественнонаучной деятельности по принципу предпочтительности. Является ли несогласие теорий с данными опыта достаточным условием их фальсификации? Возможен ли решающий эксперимент? Каковы основания сравнения конкурирующих теорий?
Логические основания науки - принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий и утверждений и т. п.
Ценностные или аксиологические основания науки - принятые представления о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в общей системе науки, о целях науки, научном прогрессе и т. д.
На конкретном этапе развития науки на нее оказывают влияние не все эти основания, а лишь определенная их часть. К примеру, для науки Нового времени большое значение имело обсуждение в философии методологических проблем. Работы Ф. Бэкона, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница стимулировали рождение методологических оснований науки, формирование методологической рефлексии над основаниями науки. Для классической науки XX в. были значимы гносеологические проблемы, раскрывающие специфику субъект-объектных отношений, а также проблемы понимания истины. Если классическая наука рассматривала истину как нечто неизменное, раз и навсегда данное, то неклассическая наука выявила грани абсолютности и относительности истины, ее абстрактности и наглядности и т.д. Для современной постнеклассической науки интерес представляют аксиологические философские утверждения, проблемы соотношения ценностей и знания, этические проблемы.
Таким образом, философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из обширного поля философской проблематики, возникающей в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. Иначе говоря, философия по отношению к науке сверхизбыточна, ибо обсуждает не только проблемы научного познания. В то же время наука влияет на развитие философии, вносит свой вклад в философские основания. В те периоды, когда наука выходит на исследование принципиально новых областей, философия, аккумулировавшая прежний массив научных знаний, может тормозить развитие новых научных направлений. В этих ситуациях, считал Вернадский, создавая учение о биосфере и ее переходе в ноосферу, следует временно абстрагироваться от господствующих философских представлений, проявить к ним методологический скептицизм. Наука получает возможность вводить научные представления, которые еще не нашли должного философского обоснования. При этом возникает новая ситуация и для самой философии, ибо она должна пересмотреть свои прежние представления и учесть то новое, что вносит наука.
На стыке философии и науки возникает особый слой исследовательской деятельности - философия и методология науки.