В чем сущность рационализма и монизма Б. Спинозы?
Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 – 1677) – нидерландский философ, последователь Рене Декарта, яркий представитель европейского рационализма, автор наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии (Нидерландов) Нового времени. Предметом философских исследований Спинозыбыли: проблема субстанции, теория познания и этика (вопрос соотношения свободы и необходимости).
В философских воззрениях Бенедикта Спинозы можно выделить следующие основные направления:
1) Критика декартовской теории субстанции. В целом Спиноза был согласен с теорий о субстанции Декарта, но старался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную. Основным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, усматривая в нем противоречивость. Она заключалась втом, что, по Декарту, субстанция – это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя. Однако все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни вчем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то или чем-то иным – высшей и единственной истинной субстанцией – Богом и в своем существовании полностью зависит от него. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции – Бога.
2) Учение о единой субстанции. Спиноза полагал, что нет различия между высшей субстанцией – Богом и сотворенными им другими субстанциями. Существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее. Эта субстанция содержит в себе окружающий мир и Бога. Природа и Бог – едины. Не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой. Бог внутри нее. И только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» – единичные вещи, которые существуют не сами по себе, а являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции – Природы-Бога. Внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых – мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение – свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта); бесконечна в пространстве и времени; несотворима, неуничтожима и неподвижна.
3) Теория познания. В процессе изучения проблемы гносеологии Спиноза осознал необходимость выделения трех ступеней познания:
1)«познание в чистом виде», непосредственно исходящее из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, – высший вид познания;
2) познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), – второй уровень, менее истинный;
3) чувственное отражение окружающего мира, согласно Спинозе, полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.
4) Этика. Центральными в этике Спинозыявлялись проблемыдетерминизма (обусловленности всего в природе) и соотношения свободы и необходимости. Философ пришел к выводу о том, что свобода и необходимость в субстанции соединяются водно целое. Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости. Модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости. Желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью. Путь к свободе заключается в нахождении условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю, поскольку свобода – это и есть познанная необходимость. Но чтобы достичь большей степени свободы человеку необходимо: во-первых, максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога), а, во-вторых, освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.), так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости. В связи с последним стал популярен девиз Спинозы:«Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».