Социально-политические теории.

Античная философия.

1. Краткая характеристика.

2. Натурфилософский этап.

3. Классический этап.

4. Философия эпохи эллинизма.

1.Античная философия охватывает 7 век до н.э.-6 н.э. она включает в себя философию Древней Греции и Рима. Главное понятие всей античной философии вообще, это понятие космос, что в переводе на русский язык обозначает мир.

Главный мировоззренческий принцип – космоцентризм ( в центре внимания философии находился мир как целое). Мир понимался как совершенная реальность, доступная нашему пониманию.

2.Натурфилософский этап.

Натурфилософский этап охватывает 7-5 вв до н.э. Всех философов этого этапа называют:

· Физики

· Натурфилософы

· Физиологи

Общий смысл всех этих понятий: эти философы интересовались природой, миром как целым.

Центры, школы, представители:

1. Ионийская философия:

· Милетская школа, основатель – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

· Философ Гераклит.

2. Италийская философия(Сицилия и Южная Италия):

· Пифагор и школа пифагорейцев;

· Элейская школа, основатель ее – Ксенофан, его последователи Парменид, Зенон (элеаторы или эллейцы).

3. Афинская философия:

· Школа Атомистики. Основатель – Левкипп, его последователь – Демокрит, Гераклит.

На данном этапе решались следующие проблемы:

1. Что является первоначалом мира. Общая идея: мифологические Боги к созданию мира не причастны. Согласно Фалесу первоначалом является вода как влага. По мнению Анаксимандра первоначалом мира является Апейрон ( в переводе на русский означает неопределенный, беспредельный) – это неопределенная материя, которая органами чувств не воспринимается. Согласно Аноксимену – все возникло из сгущения и разрежения воздуха. По мнению Гераклита первоначалом является огонь или огненная энергия. Все эти философы считали, что вещи возникают из первоначала и в него же превращаются; сколько бы вещей не возникало количество первоначала не изменяется. Первоначало находится в движении, в мире все полно противоположностей. Согласно Пифагору первоначалом является число: весь мир выразим в числовых отношениях. Думал, что числа – особые идеальные сущности, проявлением которых является весь мир и все, что в нем есть. Существует математически выразимая гармония вселенной, которую Пифагор назвал Тетрактида. Тетрактида – 1+2+3+4=10. Числом 1 обозначается точка, числом 2 – линия, числом 3 – плоскость, числом 4 – геометрическое тело. Атомисты полагали, что все возникло и состоит из атомов. Их свойства: 1)свойство неделимости; 2)неизменность; 3)атомы отличаются по форме и величине. Атомы движутся, сталкиваются и возникает их устойчивое соединение, это и есть вещи (любые). Аноксиманд и Демокрит утверждали, что мир не только вечен, но и бесконечен в пространстве. Исключая Демокрита, остальные считали, что мир – это живой одушевленный божественный организм – АНТРОПОМОРФИЗМ (человекоподобный) – характеристика мира по аналогии с человеком. Исключая Пифагора, остальные мыслители были стихийными материалистами. Стихийный материализм, в буквальном смысле, понимание материи как конкретной природной стихии; по сути это интуитивная догадка о материальности первоначала.

2. Проблема закономерности в мире. Общая идея: мир мифологическими богами не управляется. Однако, в мире действует естественная закономерность, т.е. она не является произволом отдельных богов. Действие заключается в том, что она делает мир целостным, упорядоченным, гармоничным. Соответственно, в мире обнаруживаются причинно-следственные связи.

· Анаксимен предполагал, что миром правит Нус (от греч. «ум»), под которым он имел ввиду универсальный космический ум.

· По мнению Гераклита: в мире все совершается благодаря Логосу. Логос – космический принцип внутренней упорядоченности и гармонии мира (закономерность).

· По мнению Демокрита: в мире господствует необходимость - Ничего случайного не бывает, случайным мы называем то, причин чего не знаем. Рассуждал так, что действие необходимости простирается на человека, у которого нет свободы воли.

3. Проблема динамики бытия. Противоположные картины мира разработали Гераклит и Парменид.

· Гераклит утверждал, что «Все течет, все изменяется». Смысл: в мире нет ничего стабильного, все находится в движении, изменении. Источник этого является единство и борьба противоположностей. Противоположности сталкиваются, борются, превращаются друг в друга. По мнению Гераклита, этот процесс является непрерывным. Любые явления и процессы взаимосвязаны и переходят друг в друга. Все вещи обладают относительными свойствами, зачастую противоположными. Мысль Гераклита: «Движущийся предмет существует и не существует одновременно». Смысл: с одной стороны, поскольку предмет есть, он остается собой; но с другой стороны, поскольку он изменяется, он перестает быть собой. Движение или изменение - это единство бытия и небытия.

· Против взгляда Гераклита выступал Парменид. Он утверждал, что бытие является неподвижным и неизменным, всегда тождественным самому себе. В самом бытии нет никаких противоположностей. У самого бытия нет его противоположности небытия. Парменид сформулировал принцип тождества мышления и бытия: «Мыслить и быть это одно и то же». Смысл данного утверждения: существует только то, о чем мы можем мыслить, соответственно, то, о чем не может быть представления, того не существует. Вывод из этого: поскольку образа небытия у нас нет, то его не существует.

· Зенон попытался доказать, что бытие неподвижно. Для этого Зенон разработал Апории (логически трудно разрешимые задачи). «Мы можем предположить, что движение существует, но разум и логика нам показывают, что это невозможно». Вывод: Гераклит является основателем диалектики, как учение о развитии. А Парменид был сторонником метафизики, как учение о стабильности и неизменности бытия.

4. Проблема делимости или неделимости бытия. Противоположные картины мира разработали Парменид и Гераклит.

Парменид Демокрит
1.Парменид утверждал, что небытия не существует. 2. Бытие неподвижно. 3. Бытие неделимо. 1.Небытие существует. 2. Движение существует. 3. Бытие делимо.

· Парменид создал так называемую Континуалистскую картину мира. Ее суть: бытие целостно, неделимо, непрерывно. Оно не имеет частей, пустот, промежутков. Парменид полагал что, бытие является сплошным и представляет собой некую глыбу – монолит. Он утверждал так, органы чувств нам говорят, что существует множество вещей, но разум нам доказывает, что существует только бытие.

· Демокрит разработал дискретную картину мира. Он утверждал, что бытие делимо на огромное количество атомов, которые должны двигаться в какой-то среде. По мнение Демокрита, бытие не является монолитом.

5. Проблема познания человеком мира. Две познавательные способности человека, а именно органы чувств и разум противоположны. Разница в следующием: органы чувств дают только мнения о мире, и только разум дает знание истины. Согласно Пармениду органы чувств показывают, что существует множество вещей и движение, но разум доказывает обратное. По Демокриту, только разум дает нам знание об атомах, пустоте, необходимости. Несмотря на то, что органам чувств доверять нельзя, Демокрит попытался объяснить источник возникновения ощущений. Демокрит разработал теорию эмонации, или истечения. Суть теории: от любой вещи отрываются эйдолы,они же так называемые атомные флюиды. Они воздействуют на атомы органов чувств и у нас появляются ощущения, а потом мысли.

На семинар: натурфилософский этап. План:

1. Учение милетской школы ( фалес, аноксимандр,аноксимен).

2. Философия Гераклита.

3. Концепция бытия эллейской школы.

4. Атомистика Демокрита.

18.09.2012 лекция

3. Классический этап античной философии.

Он охватывает 7-5 в. До н.э. в это время философия развивалась в Афинах. Именно Афинский центр был лидирующим. К этому этапу относятся:

· СОФИСТЫ – Сократ, Платон и Аристотель.

Софисты. Они были учителями красноречия, поэтому занимались риторикой. Они разработали диалектику как метод мышления. Суть – диалектика у софистов это искусство ведения спора. Крупнейшим представителем софистов являлся: Протагор. Софисты были противниками натурфилософии. Мысль софистов: «Быть значит являтся». Смысл- за вещами нет никакой скрытой мысли. Огонь – скрытая сущность. Софисты отвергли поиски первоначала мира. Они утверждали, что все явления относительны. Протагор утверждал «человек есть мера всех вещей». Смысл высказывания: человек – это индивидуальный субъект восприятия. В следствии этого, получается: о любом предмете можно высказать два противоположных суждения и оба будут истины. Это означает, что никаких определенных знаний быть не может. Получается, что у любого человека есть мнение и это мнение истинно. Истина это всегда чье-то мнение. Критерий истины очень прост. Критерий – польза, выгода, интерес конкретного человека. Из этого следуют два принципа: 1) гносеологический релятивизм: все наши знания относительны, абсолютной истины нет. 2)этический релятивизм: учение, что все моральные нормы и ценности относительны, нет абсолютных ценностей, с которыми согласились бы все люди.

Сократ. В след за Софистами Сократ тоже отверг натурфилософию. Он утверждал, что предметом философии является не природа, а только человек (антропологический поворот философии).всех натурфилософов именуют также ДОСОКРАТИКИ. Они так называются потому что они считали предметом философии природу, а Сократ человека. В то же время Сократ являлся противником софистов. Сократ утверждал, что существуют абсолютные истины и ценности общие для всех людей. Он утверждал «Мнений может быть много, но истина одна».каждый человек может вести себя добродетельно, а причина в том, что в душе изначально заложены нравственные принципы. Отсюда афоризм Сократа: «Познай самого себя и стань им». Свою задачу Сократ видел в том, чтобы помочь людям это сделать. Себя Сократ мудрецом не считал. «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Сократ разработал целую стратегию. Стратегия: 1.ЭЛЕНКТИКА: разрушение устоявшихся представлений. Сократ использовал приемы:1) ИРОНИЯ – сомнение в общепринятых мнениях. 2)ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА – с помощью вопросов Сократ заставлял собеседника усомниться в своих знаний. 2.МАЙЕВТИКА: поиск человеком истины.1) индукция как наведение на мысль от единичного к общему.2) положительная диалектика: с помощью вопросов Сократ подталкивал собеседника к самостоятельным выводам. Жанром философствования Сократа является диалог. В результате диалога собеседник должен был сформулировать понятие добродетеля. Сократ придерживался принципа «ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ». Смысл принципа: главная добродеятель – это знание, полученное с помощью разума. Источником зла является невежество незнания. Знания добродетеля, реализованные в жизни человека, ведут его к счастью.

Платон.Последователь Сократа. В учении о бытии являлся сторонником объективного идеализма. В учении о человеке – сторонник психизма. В теории познания – рационалист.

По мнению Платона, бытие состоит из двух противоположных миров: 1)мир идей – духовная сверхъестественная реальность (мир Эйдоса). 2) мир вещей (см.табл.1.) – материальная земная реальность. Материальный мир вторичен по отношению к миру духовному (идеализм). Идеей образуют особый мир существующей независимо от сознания человека (идеализм объективный). Любой предмет – это слабая тень подобия идей. Платон думал так, если предемет исчезнет, то идея продолжит существовать, потому что она вечна. Варианты соотношения идей и вещей:

1. Вещи сходны с идеями и возникли в подражание им.

2. Идеи присутствуют в вещах (принцип присутствия).

3. Вещи причастны идеям как идеальным образцам.

Вещи по мнению Платона возникают из материи. Она является бесформенной и неопределенной и чем-то конкретным становится при соприкосновении с идеей. По мнению Платона «мир идей устроен как пирамида». В ее основании лежат идеи простых вещей, ближе к вершине нравственные идеи, на самой вершине находится идея единого, как высшего блага.

Учение о человеке. По мнению Платона человек принадлежит к обоим обоим мирам одновременно. Материальное смертное тело относится к миру вещей и соответственно нематериальная душа к миру людей. Земное бытие человека – это плен души человека. Выводы: смерть – это освобождение души. Душа человека разумна и способна к познанию истины.

Учение о познании. С помощью органов чувств, человек познает мир вещей, и приходит к мнению. С помощью разума познается мир идей и достигается истина. Платон разработал теорию АНАМНЕЗИСА. После смерти тела душа перемещается в мир людей и познает их, а затем она воплощается в новом теле. При вселении в тело душа забывает все, что она познала. Отсюда задача – необходимо вспомнить эти знания. Анамнезис – это припоминание или воспоминание. Платон был убежден в том, что в душе каждого человека изначально заложены все знания, их надо только вспомнить. В процессе припоминания разум движется от основания пирамиды идей к ее вершине. Конечная цель – познание идеи единого, которая стоит на верху.

Аристотель.Аристотель занимает в философии особое место. Он полностью освободил философию от влияния мифологии. Он создал логику, как учение о формах и законах мышления, обосновал многие философские понятия. «Платон мне друг, но истина дороже»: Аристотель отверг учение Платона об идеях. Его возражения:

1. Идеи бесполезны для объяснения сущности вещей.

2. Учение об идеях не объясняет возникновение и гибель вещей, а также существующее в мире движение.

3. Идея как сущность вещи не может находиться за пределами самой вещи. Сущность вещей нужно искать в них самих.

Аристотель предложил понятие СУБСТАНЦИИ – бытие, существующее в себе самом, но не в чем-то ином. Благодаря себе, но не чему-то иному. Любой предмет субстанциален, если содержит в себе свою сущность. Аристотель утверждал, что существуют четыре причины бытия любой вещи:

1. Форма или благодаря чему возникает вещь.

2. Материя или из чего возникает вещь.

3. Движение или как возникает вещь.

4. Цель или для чего возникает вещь.

Связь причин: Форма, по мнению Аристотеля, это первая сущность вещи. Форма вечна, активна, представляет собой общее. Однако, общее само по себе существовать не может. Форма сама по себе субстанцией не может быть. Логическая связка: нужно, чтобы к форме присоединилось что-то еще. Любой предмет это единство формы и материи. Свойства материи: пассивность, бесформенность, материя только возможность, но не действительность. Движение – это переход от возможности к действительности. Движение всегда имеет цель. Целевое содержание движения называется Энтелехия. Цель существует до того, как предмет появился, но как возможная. С появлением предмета цель из возможной превращается в действительную.

Аристотель утверждал, что объясняя сущность всех вещей эти причины сами по себе не действуют, т.е. должна быть какая-то сила. Аристотель отвечал, что миром управляет высшая сущность, под названием перводвигатель:

1. Высшая форма, лишенная материи.

2. Перводвигатель – источник движения, но сам он неподвижен.

3. Перводвигатель – источник целей для всего существующего.

Перводвигатель стремится к двум целям:

1. Реализовать заложенные в материи возможности.

2. Создать гармоничный мир, в котором у всего будет свое место и роль.

В понимании Аристотеля бытие – это иерархия уровней. Верхний – перводвигатель, а нижний уровень – это материя. Они вечны. Между ними располагаются сначала неживая природа, потом живая природа, человек и общество.

Эйдос – это идея по Платону.

Философия эпохи Средних веков и эпохи Возрождения.

1. Основные принципы и этапы Средневековой философии.

2. Ключевые проблемы Средневековой философии.

3. Основные принципы философии Возрождения.

4. Направления философии Возрождения.

1.Хронологические рамки: 2-14 вв.н.э. Главный мировоззренческий принцип философии Средних веков – ТЕОЦЕНТРИЗМ. Смысл принципа: представление, что Бог является главным звеном бытия. Главным считалось отношение Бог-человек. Средневековье отличалось от античности в двух моментах.

· В античной культуре существовало многобожие, а в Средневековье господствовало христианское единобожье.

· Античная философия высоко ценила возможности разума, а Средневековая на первый план поставила веру и откровение.

Особенности Средневековой философии:

1. Ярко выраженный религиозный характер.

2. Догматизм – убежденность в наличии незыблемых истин, которые суду разума не подлежат и принимаются только на веру (догматы Библии).

3. Авторитаризм – вера в непогрешимость любого духовного авторитета. Обладала Библия абсолютным авторитетом.

4. Традиционализм.

24.09.2012г практика

02.10.2012

Основные понятия средневековой философии:

1. Креационизм – учение о сотворении мира и человека Богом.

2. Супранатурализм – учение о сверхприродной сущности Бога.

3. Теизм - учение, что Бог постоянно управляет миром.

4. Сотериология – учение о спасении души как смысле жизни человека.

5. Аскетизм – учение о телесном и материальном самоограничении человека, в пользу его духа.

6. Провиденциализм – учение о том, что в истории действует божий промысел

7. Эсхатология – учение о конце света и страшном суде.

8. Теократия – учение о превосходстве церкви над государством.

Этапы средневековой философии:

1. Апологетика (2-4 вв эпоха Древнего мира) – защита крестьянства от язычества и рационализма античной философии. Считалось, что языческие верования нелепы, а ориентация на разум ошибочна. Только вера в единого Бога дает человеку истину. Единственной философией является только христианская теология. Вера многократно превосходит разум. Крупнейшим представителем является Тертуллиан.

2. Патристика (5-10 вв н.э.) – философия отцов церкви или наиболее авторитетных богословов. Историческая роль: в рамках патристики было создано целостное философское учение с христианской точки зрения. Был обоснован принцип теоцентризма, который был применен к различным философским проблемам. Патристика разделилась на две ветви: 1)Восточная (Византийская) империя: Василий Великий, Григорий Богослов.2)Западная(Латинская): Аврелий Августин.

3. Схоластика (11-14 вв) – школьная философия; филофствование на основе толкования библии; тип религиозной философии, для которой характерно подчинение разума догматам веры при одновременном использовании средств разума для обоснования этих догматов. В схоластике действовал принцип: «Философия – служанка богословия», что означает знание может быть двух уровней: верхний уровень – сверхъестественное знание, нижний – естественное знание, добываемое с помощью разума. Схоласты считали, что Библию нужно правильно понять и извлечь из нее все божественные истины. Сделать это можно только рациональными средствами. Схоласты использовали логику Аристотеля для толкования Библии. Основателем схоластики считается Боэций. Он использовал философские понятия Аристотеля в своих богословских трудах. Крупнейшим представителем схоластики был Фома Аквинский. Он был систематезателем схоластики и всей средневековой философии.

Основные проблемы средневековой философии:

1. Соотношение веры и разума:

a. Тертуллиан считал «Верую ибо абсурдно» , что означает что вера и разум несовместимы. Вера не нуждается в доказательствах разума. Все, что разум считает нелепым, для веры есть истина. Тертуллиан поставил вопрос: «Академия или церковь, Афины или Иерусалим». Ответ Тертуллиана является однозначным: приоритетом обладает только вера. Тертуллиан противопоставил Сократа как воплощение разума и Иисусу как воплощению веры.

b. Аврелий Августин в след за Тертуллианом предполагал, что вера выше разума. «Верую, чтобы понимать». Догматы веры сверхразумны. В тоже время Августин полагал, что у разума роль есть, которая заключается в том, что разум может доказать бытие Бога. Само понятие Бога как совершенного существа уже предполагает его существование – онтологическое доказательство. Смысл утверждения – если имеется понятие о Боге, то существует и реальность этим понятием обозначаемым.

c. В Схоластике в 11-12 вв. возникло иная позиция, чем у Августина. Пьер Абеляр. Согласно ему «Понимаю, чтобы верить». Разум может быть частично обособлен от веры и быть ее условием. Сомнением подлежит авторитет отцов церкви. К 13му веку сложились две позиции. Абеляр и и Августин. По данному вопросу предложил Фома Аквинский компромисс – теория гармонии веры и разума. Вера и разум нацелены на познание Бога, но различаются пути в том, что вера опирается на откровение, а разум на доказательство. Но поскольку объект познания общий, разум и вера могут друг друга дополнять и не противоречить друг другу. В след за Агустином Фома считал, что разум может доказать бытие Бога и тем самым укрепить веру.

d. В поздней Схоластике 13-14 вв проблема вера или разум была решена иначе. Иоанн Дунс Скот обосновал теорию двойственности истин философии и богословия. Двойственность заключается в том, что их истины могут несовпадать друг с другом, потому что разум имеет определенную автономию от веры. Уильям Оккам обосновал принцип, который получил название «Бритва Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости. Иными словами: все, что не проверяется в опыте и не соответствует интуиции из мышления нужно устранить. Роджер Бэкон. Он утверждал, что главной задачей человека является познание природы опытным путем. Получается, что сознание может быть естественным и объективным, лишенным религиозной окраски. Имело место серьезная эволюция: если у Тертуллиана роль разума минимальна, то к 14му веку возникла идея об автономии разума от веры, что означает что роль разума является значительным.

2. Спор об универсалиях или общих понятиях. понятие универсалия предложил Боэций. И он же постаивл вопрос: «Понятия – этоо продукты нашего мвшления, либо они имеют какие- то высшие основания». По данному вопросу возникло два направления:

a. Реализм: общее понятие существуют до вещей в уме Бог и образуют особый идеальный мир. Эта идея опирается на учение Платона о мире идей. Реализм опирается на это учение. Возникла теория скрытых качеств вещи.

b. Фома предложил компромисс: общее понятие существует в трех формах, а именно: 1)до вещей в уме Бога. 2)в вещах в качестве их сущности; 3) после вещей в человеческом уме. В средневековой философии возникла идея о немалых возможностях разума. Эту идею .

3.Общая характеристика.

Для Италии Возрождение это 14-16 век – Южное возрождение. В средние века к античности существовало негативное отношение. В эпоху возрождение средневековье были названы темными веками.

30.10.2012 лекция

Философия нового времени.

Рационализм.

Основатель ренеи декарт. У него были общ идеи с ф. беконом.

1. Необходимость познания природы.

2. Критика схоластики, как препятствие в этом деле.

3. Глав орудие познания – наука.

4. Оба рассуждали что у науки должен быть правильный метод.

5. Человек должен стать господином природы.

Если Бекон обосновал экспериментально- индуктивный метод, то Декарт – дедуктивно-аналитический метод.

По декарту знание должно быть очевидным и достоверным для разума, необходимо рациональное сомнение или проверка тех знаний, которые у нас есть. Однако абсолютное сомнение невозможно. Нужно найти очевидную и достоверную идею в которой усомниться невозможно. «я мыслю, следовательно я существую» это абсолютно очевидная и достоверная идея из которой можно вывести любые истины.

Разум сам формирует знания и он же определяет его истинность. При этом чувственное познание не играет решающую роль . по декарту наша душа разумна, в ней имеются доопытные врожденные идеи ( в бога, чисел и фигур, принципы математики и логики). «познание исходит из врожденных идей». Эти идеи настолько просты и очевидны, что разум с помощью интеллектуальной интуиции сразу устанавливает их истинность. Затем с помощью дедукции из врожденных идей строится знание.

Дедукция – это движение мысли от общего к частному. Из врожденной идеи чисел рождается алгебра, а из врожденной идеи фигур – геометрия. Математика это наука чисто рациональная, из опыта не выводимая.

Первое звено врожденные идеиà Интеллектуальная интуицияà ДедукцияàЗнание: Декарт выдвинул четыре правила метода науки:

1. Начинать с простого и очевидного.

2. Критерий истины – интуиция, высматривающая врожденное начало.

3. С помощью дедукции получать сложные идеи.

4. Сохранять непрерывность цепочки умозаключений.

Эти идеи развивали Спиноза и Лейбниц. Они принижали роль чувственного познания. По Спинозе познание можно начинать прямо с разума, минуя органы чувств. Аргумент в пользу: тождество мышления и бытия «Порядок и связь идей в разуме соответствует порядку и связи вещей в природе». Лейбниц к идеи сенсуализма «Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в ощущении, кроме самого разума». Вывод: разум может действовать автономно от органов чувств.

Спиноза и Лейбниц признавали, что в разуме имеются врожденные принципы. По Спинозе это общее понятие, по Лейбницу – задатки мышления. Ими являются принципы логики и математики. Математика - это образец научной строгости.

Врожденные принципы усматриваются интеллектуальной интуицией, а затем из них путем дедукции выводится знание.

Правда Лейбниц все-таки стремился синтезировать сенсуализм Локка и рационализм Декарта. По мнению Лейбница истины факта добываются в естественных науках опытным путем и в этих науках допустима индукция. Истины разума опираются на врожденные задатки мышления. Однако, эти задатки сами по себе не раскрываются. Чтобы это произошло необходимо, чтобы органы чувств подхватили разум поиску определенных истин.

В 18 веке сенсуализм Локка получил разное толкование. С одной стороны, французские материалисты 18го века, например Клод-Адриан Гельвеций поддерживали основные идеи Локка., но с другой стороны, сенсуализм Локка получил субъективно-идеалистическую интерпретацию в учениях Джорджа Беркли и Девида Юма. Локк защищал идеи:

1. мир существует объективно, независимо от нашего сознания.

2. В основе бытия мира лежит материя.

3. Мир познаваем. Берклии утверждал, что мир существует субъективно и никакой материи нет. Согласно Юму: мир непознаваем.

Джордж Беркли.

Его цель была опровергнуть материализм, доказав, что понятие материя лишено оснований. Для этого он пересмотрел три идеи Локка.

1. Согласно Локку, наш разум образует абстрактные общие понятия. Беркли на это возразил, что это невозможно. Он рассуждал: все существующее единично. В единичных вещах общее и особенное слито воедино и общего выделить нельзя. Любую общую идею заменяет единичная идея, сходная с ней (Теория репрезентативного мышления).

2. По Локку опыт бывает внешний и внутренний. Берклии рассудил, что реален только внутренний опыт, т.е. деятельность нашего сознания. Все единичные вещи это идеи нашего сознания.

3. По мнению Локка качество вещей бывает первичное (объем, форма) или вторичное (вкус, цвет, запах). По Беркли все качества вторичны и зависят от нашего сознания. «Существовать значит быть воспринимаемым»: существует только то, что дано в нашем сознании, материю как нечто общее мы не воспринимаем, следовательно, ее не существует.

Дэвид Юм.

В отличии от Беркли, он считал, что мир возможно существует объективно, но он не познаваем ( идея агностицизма). Мир – ощущения – человек. Логика Юма: человек воспринимает мир не напрямую, а через ощущения. Эти ощущения могут быть недостоверны. Однако, мы не можем выйти за пределы этих ощущений и проверить их, т.е. мы ими ограничены и ничего поделать не можем. Поэтому получается, что познание ограничивается только видимым, кажущимся и в следствии этого Юм пришел к выводу: природа держит человека на почтительном расстоянии от своих тайн. Агностицизм Юма проявился прежде всего в учении о причинности. Ведущая мысль Юма: мы не можем знать причинно-следственных связей. Если явление Б, следует во времени за явлением А, это не значит, что А – причина Б. Иначе говоря, после не значит поэтому. Люди верят в знание причин только по привычке восприятия.

Онтологические концепции.

В новое время формируется механистический материализм (Томас Гоббс). Главная мысль этой доктрины: природа это совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением. Движение – это механическое передвижение тела в пространстве. К механическому движению сводится любое движение. Например: любое живое тело – это машина, функционирующая по законам механики; государство – это механическое чудовище. Этот взгляд в целом поддерживали Декарт, франц.материалист 18го века Пьер Гольбах, русский философ Михаил Ломоносов.

В новое время получило разработку проблема субстанции и сформировались все подходы к ее решению, а именно: монизм, дуализм и плюрализм.

Дуализм получил обоснование в учении Декарта. Он считал, что существуют две противоположные, независящие друг от друга субстанции – материальная и духовная. Разница между ними: материальная – протяженная и делима, духовная наоборот. Материальная субстанция – это природа, подчиненная законом механики, а духовная субстанция – это мыслящая человеческая душа. Получилось так, что в человеке обе эти субстанции как бы сошлись. Соотношение души и тела, по мнению Декарта, это психофизиологическое взаимодействие. Тело влияет на душу, а душа со своей стороны, волевым усилием управляет силой.

Спиноза был сторонником МОНОНИЗМА, и утверждал, что существует только одна субстанция, а именно это Бог-природа (пантеизм). Спиноза думал, что Субстанция вечна, является причиной самой себя, она неподвижна и неизменна, действует самостоятельно. Согласно Спинозе, способ действия субстанции называется атрибут. Он думал так, что у субстанции атрибутов много, но мы знаем главных два – это протяжение и мышление. В отличие от Декарта, у Спинозы – это атрибуты нет двух, а одной субстанции. Мышление свойственно всей природе, по его мнению. «И камень мыслит», т.е. вся природа является мыслящей. Мышление человека- это особый случай мышления всей природы. Субстанция порождает единичные вещи, или модусы, один из них это человек. Субстанция действует только с необходимостью, поэтому ничего случайного нет. Он рассудил, что все модусы, в том числе человек, подчинены необходимости. Принцип Спинозы: «Свобода – это осознанная необходимость» .

Лейбниц был сторонником ПЛЮРАЛИЗМА, он полагал, что субстанций существует множество. По его представлению, в основе всего лежат простые элементарные начала – монады. Лейбницу, идея простых начал не принадлежит.

Демокрит Лейбниц
1.Согласно Демокриту, атомы – это материальные частица. 2.Атомы приводятся в движение внешней необходимостью. 3.Атомы взаимодействуют путем столкновений. 1.Монады – это духовные субстанции. 2.Источник движения монад в них самих, т.е. они самодвижутся. 3.Монады совершенно независимы друг от друга.

Другие свойства монад:

· Вечность;

· Непроницаемость;

· Способность к восприятию;

· Способность к деятельности.

· Все монады созданы Богом как верховной монадой.

Монады независимы друг от друга, но они действуют согласованно. Причина в том, что каждая монада – это зеркало вселенной. Это означает, что каждая воспринимает действие всех остальных. Существует предустановленная Богом гармония монад. Наш мир наилучший из всех возможных миров, поэтому наш мир наилучший из всех миров. Человеческой монадой является разумная душа и соотношение ее с телом – это психофизиологический параллелизм, т.е. тело и душа друг на друга не воздействуют, но в человеке образуют гармонию, потому что это предустановленно Богом.

Социально-политические теории.

В эту эпоху ключевой являлась теория общественного договора, объясняющая возникновение государства (Боббс, Локк, Руссо). Кроме того, в эту эпоху зарождается доктрина либерализма. Основателем которой был Локк. В 18 веке идеи Локка развивал французский мыслитель Шарль Луи Монтескье. Бобс и Локк: возникновение природы государства они понимали неодинаково.

Бобс Локк
Утверждал, что существовало догосударственное естественное состояние, в котором шла война всех против всех. Эгоизм людей и неограниченная свобода вели к розни. Утверждал, что причина возникновения государства в следствие договора между людьми – это обеспечение мира и безопасности. Государство обуздывает эгоизм людей. Утверждал, что люди передают государству всю полноту своих прав. Государство – это абсолютный суверент (источник власти). Наилучший строй – это абсолютная монархия. Естественное состояние не было конфликтным и имело место свободное сосуществование равных индивидов, которые смогли согласовать интересы. По его мнению, причина возникновение государства – это защита прав человека, его собственности от своеволия, которым может обернутся свобода. Люди передают государству только часть своих прав (право на правосудие, внешние связи), а большую часть оставляют за собой (свобода слова, веры, собственности). Только народ является сувереном. Наилучший строй – конституционная монархия.

Локк в рамках доктрины либерализма обосновал свободу частных лиц и их право на жизнь и обладание собственностью. Он утверждал, что государство обязано защищать естественные права людей, подчиняясь закону. «Где нет законов, там нет свободы». Именно с Локком связано возникновение идеи правового государства с верховенством закона. Чтобы государство не нарушало права граждан, оно должно быть сбалансировано, а это значит, что власть должна быть разделена на три части: законодательная, исполнительная (включая судебную), федеративная. Если государство нарушает естественные права граждан, то народ имеет право свергать безответственное правительство. В 18м веке теорию разделения властей и верховенство закона поддерживал Монтескье, но немного ее исправил: существуют три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Практика 09.11.2012

Эпоха Возрождения.

Контрольный рубеж: лекционные темы. История философии 1. Таблицы к лекциям.

30 вопросов: 0-5 ошибок – «5» 20 баллов. 6-10 ошибок – «4» или 15 баллов. 11-15 ошибок – «3» или 10 баллов. 16- и более – «2» или 5 баллов.

25 вопросов с 1 ответом. 2 – 2 ответа, 1- 3 ответа. 1 – вариантов не имеет, ответ сами пишем. 30й – вопрос на установлении соответствия (хотя бы 3 соответствия).

Разрешается 3 подсказки ( не в соответствии и который пишем сами).

Макиавелли утверждал, что она распоряжается только половиной наших дел, остальную предоставляя о них самих. Что это? Ответ: судьба или фортуна.

Наши рекомендации