Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
Понятия "гражданское общество" и "правовое государство" - концептуальные категории философии, политологии, социологии.
Гражданское общество - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.
Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII - началу XIX вв. Гегель рассматривал гражданское общество как сферу материально-экономической жизни, в основе развития которой он видел "мировой дух", "абсолютную идею". К гражданскому обществу он относился как к инобытию духа, идеи; во взаимодействии государства и гражданского общества отдавал приоритет государству (особенно отчетливо это выражено в его философии права).
Маркс и Энгельс развили идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства. Концептуальное значение имеет выдвинутый ими тезис о диалектике государства и гражданского общества, который сводится к следующему: не государством обусловливается и определяется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство. В общество как важнейший элемент политической надстройки входит государство.
Если государство знает различные формы правления господствующих классов - демократические, монархические, диктаторские, то для гражданского общества характерна демократическая форма существования. Поэтому, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти.
В процессе своего развития гражданское общество проявляет тенденцию к охвату все более широких слоев населения. В рабовладельческом обществе раб был совершенно бесправен, его можно было продать, купить, убить. Несколько иное положение было у феодального крестьянина: оставаясь в ряде случаев объектом купли-продажи, он обрел уже право на жизнь. С возникновением буржуазного государства пролетариат, постепенно включаясь в структуры гражданского общества, стал гражданином государства с определенным объемом прав и обязанностей. Буржуазное государство было вынуждено не только считаться с возникшими общественными ассоциациями, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений со всем населением, существенно перестроить свои собственные властные структуры.
Передовые мыслители XVII XVIII вв. - Локк, Монтескье и другие сформулировали принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых должна быть, во-первых, относительно самостоятельной; во-вторых, уравновешивать другие. Принцип разделения властей послужил основой (фундаментом) для теории правового государства.
Признаки правового государства отрабатывались и совершенствовались человечеством веками. К ним относятся:
1)господство права, его приоритет над государством. Это означает, что правовой закон, принятый парламентом, не может быть изменен отменен, приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями. Государственный орган, издавший закон, также не вправе его нарушать;
2)четкое разграничение компетенции властей на законодательную, исполнительную и судебную при условии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках правового закона, на основе конституционно-правовой регламентации разделения властей;
3)незыблемость свободы личности, ее прав, чести, достоинства их охрана и гарантии. Это важнейший вопрос для любого демократического правового государства;
4)взаимная правовая ответственность личности и государства Это означает, что человек становится центром, вокруг которого функционирует весь общественный механизм. Но и личность ответствен перед государством;
5)наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией правовых .законов, других нормативных актов.
Из этого следует, что первооснова правового государства заключается в его современном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в неукоснительном осуществлении прав граждан, в их уважении и соблюдении со стороны государства. Итак, правовое государство - это правовая форма организации деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.
Гражданское общество — сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. Разнообразие взглядов и подходов, мотивов и интересов, предельная индивидуализация форм общения и поведения в гражданском обществе не только допустимы, но и необходимы. Лишь полное и разумное самовыражение каждого человека рождает в обществе тот потенциал, который обеспечивает его динамичное развитие. В таком обществе призваны действовать многообразные политические силы, которые, прежде всего путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопонимания и т.д., должны достигать своих целей.