Лекция 8. философия эпохи возрождения

Вопросы:

1. Феномен Возрождения: всемирно-историческая переориентация культуры.

2. Антропоцентризм: человек как творец самого себя и господин мира.

4. Социально-политические учения Возрождения.

Эпоха Средневековья в Западной Европе сменяется эпохой Возрождения или Ренессанса (XV–XVI вв.). Представители этого движения задались целью возродить идеалы античности, античную культуру, античный образ жизни. Мировоззрение Возрождения явилось своеобразным сплавом христианского восприятия мира и античного, языческого мирочувствования. В сочинениях ренессансных мыслителей ссылки на античных философов соседствуют со ссылками на Священное писание и отцов церкви.

В этом мировоззрении, сформированном деятелями Возрождения, иным по сравнению со средневековьем было прежде всего восприятие человека. Если в Средние века подчеркивалась слабость человека, его несоизмеримость с Богом, а также его греховность, испорченность его природы, то теперь упор делается на подобии человека Богу, на том, что он – высшее и самое совершенное создание Бога. Подчеркивается могущество человека, то, что он, наделенный разумом, назначен повелевать всей природой. Восхваляется его творческий потенциал – в способности человека к творчеству усматривается его богоподобность. Реабилитируется человеческая телесность, вновь, как в античности, восхваляется красота человеческого тела. Подчеркивается, что природа человека причастна и земному, и божественному, объединяет в себе то и другое. Человек рассматривается как центр Вселенной, микрокосм, вбирающий в себя весь мир. Данная установка философии Ренес­санса называется антропоцентризмом.

Возрожденческий идеал склоняется к деятельному, активному в мирской жизни человеку, и в этом сказывается влияние новой социальной реальности и проявляется новое в трактовке человека по отношению не только к Средним векам, но и к античности. В античности в целом выдерживался идеал созерцательного человека, мудреца, проникающего умственным взором в тайны мира и постигающего суть бытия, – активность человека в сфере повседневной практической жизни ценностным содержанием не наделялась.

Таким образом, возникла новая система ценностей, где на первом ме­сте стоят человек и природа, а затем религия с ее пробле­мами. Человек – природное существо. Отсюда другая осо­бенность ренессансной культуры и философии – «секуляризация» – освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки пе­рестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существо­вание, законы которого могут изучаться светскими наука­ми. Сказанное вовсе не означает, что религиозные пробле­мы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внима­ния философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе.

В эпоху Возрождения формируется и набирает популярность пантеистическая натурфилософия. Крупнейшими представителями данного направления были Н. Кузанский, Дж. Бруно, М. Фичино, Пико Делла Мирандола.

Природа, включая и человека, представлялась Н. Кузанскому (1401 – 1464) производной от Бога, который рассматривался как высшее абсолютное бытие. Однако, развивая идеи пантеизма, Кузанский фактически отрицает сотворение мира. Сближая Бога с природой, он приписывает последней божественные атрибуты и, прежде всего, бесконечность в пространстве. При этом он делает оговорку, что мир не является бесконечным в том смысле, в каком бесконечен Бог как «абсолютный максимум», но «все же нельзя считать его конечным, потому что он имеет границы, между которыми заключен». Он также высказал мысль, что все вещи в мире связаны друг с другом и находятся в непрерывном движении.

Бесконечность, введенная им в мир, приводит к важнейшим изменениям в понимании самого процесса познания. Означая безграничное совершенствование человеческих знаний, процесс познания включает в себя, по мнению Кузанского, три ступени. Первая ступень – ощущения – дает лишь смутные образы вещей. Над ними возвышается рассудок, который мыслит противоположности, из которых состоят все вещи, в соответствии с законом противоречия, противопоставляя их друг другу. Более высокой ступенью познания является разум. Философ считает важнейшей чертой разума – способность мыслить бесконечное. А бесконечность заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность. В этой связи Кузанский и развивает свое диалектическое учение о «совпадении противоположностей». Примеры такого совпадения он черпает из области математики: по мере увеличения радиус окружности все больше и больше совпадает с касательной к ней и исчезает противоположность прямого и кривого: аналогичным образом сливается с прямой и треугольник, если беспредельно увеличивать угол, противолежащий основанию. В миропонимании Кузанского отразились в полной мере противоречия эпохи Возрождения: гуманистическая устремленность, энциклопедизм, научное дарование, средневековый традиционализм.

Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих проблем нашло отражение в творчестве таких мыслителей позднего Возрождения, как Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Николай Коперник (1473–1543), создавший гелиоцентрическую систему мира, фактически начинает освобождение естествознания от теологии. Его учение о мире укрепило и усилило убеждение в способности человеческого разума постичь истину. Мыслителем, философски обосновавшим учение Коперника, является Джордано Бруно (1548–1600). Признавая первичность материи, он развивает мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Существуют, говорил Д. Бруно, бесчисленные солнца и бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц подобно нашей планете. Ни один из этих бесчисленных миров бесконечной, но в то же время единой Вселенной не создан Богом. Вселенная вечна. Доказывая вечность Вселенной, Бруно подчеркивал необходимость исторического рассмотрения ее составных частей. Эта замечательная идея свидетельствует о наличии в его философии элементов диалектики.

Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно к мысли о безграничности познания. Источником познания бесконечного он считает разум. Чувства, по его мнению, не способны воспринимать бесконечность. В теории познания он стоит ближе к рационализму.

Коренной перелом во взглядах на природу сопровождался пересмотром традиционных представлений об обществе. Возникали первые попытки идеологического и теоретического обоснования идеи гражданского, причем независимого от религиозных санкций, общества. Наиболее типичной в этом отношении были социальные утопии Т. Мора (1478–1535) и Т. Кампанеллы (1568–1639), политическая доктрина Н. Макиавелли (1469–1527).

В своей работе «Государь» Макиавелли высказал новые идеи о государстве и политике, широко опираясь на труды античных историков, философов и современный ему политический опыт.

Государство имеет в качестве материала человека, а обыч­ный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Эти качества, к сожалению, не­гативные: жадность, мстительность, изменчивость и т.д. Макиавелли прославляет гражданскую позицию человека, находящую выражение в заботе об общем благе, об интересах государства. Примеры и образцы высокой гражданственности он, как и другие мыслители Возрождения, черпает прежде всего в античности. Единство и прочность государства являются для него безусловным приоритетом. Он исходит из того, что хорошо организованное и сильное государство является благом для живущих в нем людей. Политические симпатии Макиавелли склонялись, в общем, в сторону пополанов – зажиточных слоев городского населения, цеховой верхушки. Нобилей (аристократию) он осуждает за их высокомерие, пренебрежение к народу, стремление действовать самовластно, что вызывало возмущение народа и приводило к социальной борьбе. Определенно негативное отношение у Макиавелли к народным низам, к черни, которую он порицает за непостоянство, склонность устраивать беспорядки, пренебрежение государственными интересами, готовность к разрушительным действиям.

Опорой власти является сила, другой опорой служит умело создаваемый культ личности государя, третьей опорой выступает сильный бюрократический аппарат и т. д. Но в любом случае государство должно строиться с уче­том реальных фактов и явлений. Главный факт состоит в том, что чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее поте­рять. Абсолютного властителя легко заменить на другого тако­го же. Другой факт заключается в том, что политический компромисс, устра­ивающий всех, невозможен, поскольку интересы людей разнятся. Значит, власти всегда угрожают те, чьи интере­сы задеты больше всего. Религия и мораль, по Макиавелли, – это только инструменты политики. Но жить государство по правилам религии или морали не может.

Политическая жизнь и политические решения должны при­ниматься только исходя из анализа самих политических фак­тов. Макиавелли при этом не отрицает ни религии, ни морали. Просто у политики свои законы, государь не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, насилие, жестокость, вероломство), – вполне допустимо в политике.

Таким образом, эпоха Возрождения сформировала новые идеалы, систему ценностей, представления о человеке, о смысле и предназначении его в мироздании, заложила основы научной рациональности. И все же философия Возрождения не доходит до радикального отказа от схоластических стереотипов миропонимания. Дальнейшее освобождение мысли от наследия средневековья выпала на долю новоевропейской философской классики.

Литература

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

Соколов В.В. Европейская философия ХV–ХVIII веков. М., 2002.

Наши рекомендации