Проблема бытия. Формы бытия. Материя и субстанция

Проблема бытия является одной из самых основных проблем философии и имеет объективные основания, поскольку связана с самой природой (сущностью) человека. Предпосылкой ее постановки является объективное противоречие между динамически изменяющемся миром и необходимостью для человека воспринимать его систему. Если действительно “все течет, все меняется”, то системно мир увидеть невозможно, он будет представлять собой абсолютный хаос, поскольку изменения зафиксировать будет невозможно. Они фиксируются в том случае, если существует нечто неизменное, относительно чего можно фиксировать изменения. Эта проблема возникла и осознавалась вместе с возникновением и развитием человеческого мышления. В более ранних формах сознания она решалась в рамках мифологии и религии, и занимала там одно из центральных мест. Неизменными элементами, относительно которых фиксировались изменения там были духи и божества. Позднее, с возникновением философии эта проблема стала носить философский характер и ее решение было уже не конкретным, а абстрактным. Так появляется представление о бытии. Бытие - свойство существовать, взятое само по себе “в чистом виде” без соотнесения с какими-либо конкретными формами. Полностью оторвать это свойство от реальности невозможно, поэтому разные философские системы по-разному отвечают на вопросы о признаках, свойствах и критериях бытия, но особенно на ранних этапах развития философии все философские системы рассматривали бытие как некую неизменную абстракцию (содержащую неизменность), привязанную к нашему мышлению. В этом смысле бытием обладает все, что мы способны мыслить и можно говорить о тождестве бытия и мышления в форме “всякое бытие есть мышление (но только некоторое мышление есть бытие)”. В качестве неизменных структур мышления фигурирует принципы гармонии, совершенства, порядка, симметрии.

Все объекты мышления человека условно можно разделить на три группы и каждой из этих групп будет соответствовать своя форма бытия. 1. Это окружающая действительность, которую человек воспринимает посредством органов чувств. 2. Внутренний мир человека, который он воспринимает “внутренними чувствами (эмоциями)”. Мир человеческого сознания. 3. Социум, который человек воспринимает в процессе коммуникации, как внешними, так и внутренними чувствами. В соответствии с этим первой формой бытия является бытие природы (окружающего мира), которую можно разделить на первую и вторую природу. Первая природа - все, что имеет естественный характер, то есть возникло и существует без участия человека. Вторая природа - все, что возникло и существует при участии человека. Это разделение относительно. Бытие первой природы является основной формой бытия, а бытие второй природы есть трансформированное человеком бытие первой природы. Внутренний мир человека образует бытие нашего сознания. В нем можно выделить, как субъективную составляющую, как форму бытия, связанную исключительно с личностью носителя сознания, так и объективную составляющую, связанную с социальной природой человека, к которой могут быть отнесены религия, мораль, право, наука, искусство и т.д. Третьей формой бытия является социальное бытие. В некотором смысле она связана и с первой, и со второй, однако имеет самостоятельное значение, поскольку представляет собой взаимодействие между людьми во всем многообразии обстоятельств этого взаимодействия. Эти три основные формы бытия внутри себя могут быть разделены также на некоторые подвиды.

Одной из основных характеристик бытия является его субстанциональность. Как философский термин его впервые ввёл Аристотель под названием сущность (субстанция - латинизированная сущность). Под сущностью понималось и понимается совокупность основных системообразующих свойств конкретной формы бытия, которые не зависят не от чего и являются совершенно автономными. Как философская категория она появляется в эпоху расцвета античной философии, однако, как атрибут бытия она характерна и для мифологии и для религии. Если рассматривать все три формы бытия, то по крайней мере две из них связаны непосредственно с чувственным восприятием и существенным образом зависят от него. С развитием философии способность воспринимать реальность через органы чувств выделяется в отдельную философскую категорию и называется материей. Под Фматерией понимают всю объективную реальность, которую человек непосредственно или опосредовано способен воспринимать при помощи органов чувств. За время существования философии и науки понятие материи претерпело значительные изменения.

Современные представления о фундаментальных физических свойствах материи достаточно самосогласованны, но, вместе с тем, не завершены, что говорит о возможности их дальнейшего познания и возможности изменения представлений о физической структуре материи. Элементарные частицы создают частицы из которых состоят макротела и космические объекты. Уровень организации материи с макротелами и космическими объектами относится к физическому уровню организации материи, а структуры организации из атомов и молекул к химическому уровню. Химические структуры обладают качественно новыми свойствами, что позволяет им организовывается более сложным образом и, в частности, эта организация допускает возможность трансформации химических структур, в том числе с выделением теплоты. Некоторые из сложных химических соединений в результате своего дальнейшего усложнения приобрели способность целенаправленно усовершенствоваться и копировать самих себя. Так произошел биологический уровень организации материи, который прошел сложнейшую эволюцию - от простейших форм до сложных био- и экосистем. Один из биологических видов приобрел способность к дальнейшему эволюционном развитию и усложнению уровня организации и получилась социальная форма организации материи, то есть общество. Она характеризуется взаимосвязь ее основных элементов - людей. Социальная форма организации является самой сложной з всех известных нам, но не исключена возможность существования и других, еще более сложно организованных уровней материи.

Наши рекомендации