Фирменный стиль должен быть понятным.
Очень часто «креативный полет» дизайнера заходит настолько далеко, что идеология, которая должна быть заложена в фирменный стиль, становится непонятной его «читателю». Вы, как владелец бизнеса (или его уполномоченное лицо), должны быть уверены в том, что графическое исполнение фирменного стиля действительно соответствует той идеологии, которая в него закладывалась. Как минимум просто спросите своих сотрудников, знакомых, близких о том, что приходит им в голову при взгляде на стиль вашей компании.
Фирменный стиль должен быть универсальным.
При создании фирменного стиля не забывайте о том, что элементы этого стиля будут использоваться на самых различных рекламных (и не только) носителях. Все элементы вашего стиля должны без проблем адаптироваться под любые носители, будь то наружная реклама, реклама на транспорте, рекламная полиграфия, ТВ и пр.
Пожалуй, это самые основные правила грамотного фирменного стиля, которые вам необходимы для контроля над работой, выполненной рекламным агентством. Что же касается красоты исполнения фирменного стиля, то это понятие настолько эфемерное, что о нем говорить просто бессмысленно. Единственное, о чем мы хотим вас предупредить, – не пытайтесь добиться всеобщего признания фирменного стиля вашей компании. Вы можете либо ориентироваться на свой вкус, либо полагаться на профессионализм обслуживающего вас рекламного агентства. Фирменный стиль, как и любая творческая работа, не может нравиться всем. Принимайте фирменный стиль, если он отвечает описанным нами требованиям, а также вашему личному вкусу. Потому что именно вам работать с этой стилистикой, а работать с тем, что вам не нравиться, как известно, очень сложно и неэффективно. Чем грозит компании безграмотный фирменный стиль? Если говорить о внешней среде, то основная опасность заключается в следующем: безграмотный фирменный стиль искажает (или вообще стирает) те идеологию, миссию, философию, которые компания в него вкладывала, о которых хотела рассказать потребителю. При этом те качества компании, которые действительно отличают ее от конкурентов и которые могли бы заинтересовать потенциального потребителя, будут просто сведены к нулю. Безграмотность фирменного стиля (которую можно соотнести с его отсутствием) также опасна и с точки зрения внутренней среды компании. Исходя из того, что фирменный стиль «говорит» не только с потребителем, но и с сотрудниками организации, безграмотный фирменный стиль может повлиять на снижение уровня корпоративной культуры, либо вовсе свести ее к нулю еще до начала ее появления в компании. Каким образом? Как мы уже сказали, фирменный стиль очерчивает те ценности и цели компании, которые собирают под ее крышей людей, разделяющих эти ценности. Любой сотрудник, который разделяет ценности компании, работает эффективнее, с большей самоотдачей, поскольку чувствует себя (или хочет чувствовать) частью коллектива, который работает на «общее дело». Безграмотный фирменный стиль лишает сотрудников возможности понять ценности и цели компании, возможности гордится своей компанией, желания работать с удвоенной силой ради достижения «общей цели».
Брендостроительство
Брендинг и брендостроительство – это пошаговая деятельность по разработке уникального имиджа компании, отличающей его от конкурентов, воплощение этих разработок в различные образы для формирования нужного нам образа компании, товара, персоны и долгосрочного предпочтения к нему:
Общая концепция бренда, миссия — описание бренда и его «благородное предназначение», создание теории возможности долгосрочных отношений бренда и потребителя.
Позиционирование бренда — определение конкурентных преимуществ бренда, стратегия дифференциации бренда в сознании потребителя относительно других игроков и рынка в целом. • Ценности бренда — создание у потребителей определенных ожиданий от продукта или услуги. • Индивидуальность бренда — визуальное и вербальное выражение бренда• Ассоциации бренда — представление, возникающее у потребителя при контакте с продуктами бренда. • Суть бренда — главная идея бренда, выявление и культивирование его уникальных ценностей, являющихся глубоко значимыми для определенной целевой аудитории и дифференцирующих его от конкурентов• Нейминг — разработка названия компании, товара или услуги. • Бренд–аудит — бренд-аудит и бренд-аналитика; выявление слабых мест и упущения в построении бренда, выработка стратегий по исправлению допущенных ошибок и дальнейшему продвижению бренда на рынке. • Ребрендинг — глубинные изменения изменение имиджа компании, идеологии бренда: изменение названия, логотипа, визуального оформления, качества услуг; результат ребрендинга – это изменения, произошедшие не только на рекламных материалах, но и в сознании потребителя.
Составными частями бренда является идея возникновения продукта или услуги компании на рынке (легенда), его позиционирование, ассоциации в сознании потребителей, данные о качестве продукта и прочих характеристик, которые соединяются в единую структуру. Это схоже с представлением о личности человека, которое складывается из ассоциаций с его именем, узнаваемости чертам лица, уникального склада характера, звучания голоса и множества неповторимых характеристик.
Фирменный стиль – это комплекс визуальных, информационных средств, совокупность элементов графики и цветовых решений, при помощи которых возможно подчеркнуть уникальность бренда (компании или продукта), отличия и преимущества, рассказать о конкурентоспособности, стабильности, финансовом успехе, ключевых характеристиках и ценностях. Фирменный стиль для потребителя является своего рода невербальным маркером, который даже при беглом контакте дает представление о философии бренда, поэтому необходимо избегать возможных противоречий элементов фирменного стиля с ожиданиями и ценностями целевой аудитории. Правильно разработанный фирменный стиль способен породить настолько глубокие ассоциации, что фирму будут называть образцом даже те, кто никогда в ней не был.
Функции фирменного стиля
Информирование и поддержка узнаваемости. Информирует об организации, услугах, качестве, распространяются как на сотрудников компании, так и на тех, кто воспринимает ее извне. Благодаря фирменному стилю потребители идентифицируют компанию среди множества других, предлагающих сходные товары или услуги, узнают группу людей, их работу, их позиционирование в жизни и бизнесе.
Создание имиджа компании.
Идентифицирует организацию с определенными образами, или с принадлежностью к социальному слою, или с чем-то иным, положительным и способным вызвать доверие. С помощью фирменного стиля есть возможность управлять имиджем компании, грамотно отстрагироваться от конкурентов (“мы — это не они”), это достаточно дешевое средство продвижения.
Привлечение и удержание внимания к компании. Идеальный результат использования фирменного стиля на рынке – удержание клиентов без дополнительных рекламных акций.