Общие черты мира как развития
Дело философии.
Сущее, бытие, сущность, мышление, истина. Понятие логоса. Рефлективный характер мышления и толкующий характер речи. Предмет, метод, деятель и цель философии. Основные философские вопросы.
Понятие истории философии.
Историчность мира и история философии. Необходимость собеседника для философствования. Понятие сократовского диалога. Одновременное и повременное (синхронное и диахронное) совместное философствование. Предмет диахронного философского диалога: тождественное и изменяющееся в истории мира. Необходимость заниматься философией в обращённости к истории философии.
Историко-философские эпохи.
Понятие исторической эпохи. Названия и временные границы исторических эпох. Начало истории философии в Древней Греции. Основные черты историко-философских эпох: мир как явление (Античность), мир как творение (Средневековье), мир как развитие (Новое время).
Мудрость Древнего востока.
Почему мудрость Древнего востока не входит в историю философии? Философия в эпоху Древнего востока (временные рамки, народы, представители, произведения). Основные понятия Упанишад и философии Лао-Цзы (в сравнении).
5. Мир как явление: общие черты античной философии.
Сущность античного мира. Пространство и время античного мира. Расположение античного человека: фюзис, теория, истина. Основные понятия: материя, форма, действие. Этапы и представители античной философии.
6. Предфилософское понимание материи: понятие стихии.
Понятие материи. Понятие стихии. Качества стихий. Сопряжённость и взаимопревращение стихий. Расположение стихий в пространстве мира.
Вопрос о качестве первоматерии (на примере Милетской школы).
Понятие первоматерии. «Вода» Фалеса. Вода и жизнь. Мир как живое сущее. «Апейрон» Анаксимандра. Изречение Анаксимандра о возникновении и уничтожении вещей. «Воздух» Анаксимена.
Вопрос о бытии и небытии в материи (на примере ранней греческой философии).
Сущее есть и не есть, «раздор — отец всего», логос (Гераклит, по первоисточнику). Сюжет поэмы Парменида «О природе». Взаимосоответствие сущего, мысли и речи. Почему имеет место только бытие? Свойства чистого бытия. «Атом» Демокрита: сущее внутри и снаружи.
Форма (на примере философии Платона, с привлечением первоисточника).
Понятие формы. Отношение формы и материи. Различие сущего на идеи и телесные вещи. Благо как условие бытия и познания сущего. Подобие умозрения и чувственного зрения. Понятие и устройство человеческой души. Притча о пещере как символ оформления телесного сущего идеями и образования человека.
Действие (на примере философии Аристотеля).
Понятие действия. Четыре причины вещи. Измерение возможности-действительности. Понятие движения. Понятие «действительной возможности». Многосторонность формы вещи. Виды движения. Понятие деятельности (энергии).
Общие черты мира как творения.
Сущность мира как творения. Вочеловеченный Бог — главное сущее Средневековья. Библия как Богооткровение. Философия как теология. Народы, этапы, основные мыслительные традиции Средневековья. Представители средневековой философии. Пространство и время мира как творения. Основные события христианской мироистории (от сотворения до «конца света»).
Общие черты мира как развития.
Сущность мира как развития. Понятие развития. Преемственность у предыдущей эпохи. «Естественный свет разума». Пространство и время мира как развития. Назначение человека и наука Нового времени. Представители философии Нового времени. Основополагающие понятия эпохи: «мыслящее Я» и метод.
13. Метод: общие черты (на примере философии Декарта, по первоисточнику).
Понятие метода. Образование метода по ходу научных занятий. Значимость математики для образования метода. Абсолютные и относительные вещи, их расположение в порядке методичного познания.