Общие черты мира как развития

Дело философии.

Сущее, бытие, сущность, мышление, истина. Понятие логоса. Рефлективный характер мышления и толкующий характер речи. Предмет, метод, деятель и цель философии. Основные философские вопросы.

Понятие истории философии.

Историчность мира и история философии. Необходимость собеседника для философствования. Понятие сократовского диалога. Одновременное и повременное (синхронное и диахронное) совместное философствование. Предмет диахронного философского диалога: тождественное и изменяющееся в истории мира. Необходимость заниматься философией в обращённости к истории философии.

Историко-философские эпохи.

Понятие исторической эпохи. Названия и временные границы исторических эпох. Начало истории философии в Древней Греции. Основные черты историко-философских эпох: мир как явление (Античность), мир как творение (Средневековье), мир как развитие (Новое время).

Мудрость Древнего востока.

Почему мудрость Древнего востока не входит в историю философии? Философия в эпоху Древнего востока (временные рамки, народы, представители, произведения). Основные понятия Упанишад и философии Лао-Цзы (в сравнении).

5. Мир как явление: общие черты античной философии.

Сущность античного мира. Пространство и время античного мира. Расположение античного человека: фюзис, теория, истина. Основные понятия: материя, форма, действие. Этапы и представители античной философии.

6. Предфилософское понимание материи: понятие стихии.

Понятие материи. Понятие стихии. Качества стихий. Сопряжённость и взаимопревращение стихий. Расположение стихий в пространстве мира.

Вопрос о качестве первоматерии (на примере Милетской школы).

Понятие первоматерии. «Вода» Фалеса. Вода и жизнь. Мир как живое сущее. «Апейрон» Анаксимандра. Изречение Анаксимандра о возникновении и уничтожении вещей. «Воздух» Анаксимена.

Вопрос о бытии и небытии в материи (на примере ранней греческой философии).

Сущее есть и не есть, «раздор — отец всего», логос (Гераклит, по первоисточнику). Сюжет поэмы Парменида «О природе». Взаимосоответствие сущего, мысли и речи. Почему имеет место только бытие? Свойства чистого бытия. «Атом» Демокрита: сущее внутри и снаружи.

Форма (на примере философии Платона, с привлечением первоисточника).

Понятие формы. Отношение формы и материи. Различие сущего на идеи и телесные вещи. Благо как условие бытия и познания сущего. Подобие умозрения и чувственного зрения. Понятие и устройство человеческой души. Притча о пещере как символ оформления телесного сущего идеями и образования человека.

Действие (на примере философии Аристотеля).

Понятие действия. Четыре причины вещи. Измерение возможности-действительности. Понятие движения. Понятие «действительной возможности». Многосторонность формы вещи. Виды движения. Понятие деятельности (энергии).

Общие черты мира как творения.

Сущность мира как творения. Вочеловеченный Бог — главное сущее Средневековья. Библия как Богооткровение. Философия как теология. Народы, этапы, основные мыслительные традиции Средневековья. Представители средневековой философии. Пространство и время мира как творения. Основные события христианской мироистории (от сотворения до «конца света»).

Общие черты мира как развития.

Сущность мира как развития. Понятие развития. Преемственность у предыдущей эпохи. «Естественный свет разума». Пространство и время мира как развития. Назначение человека и наука Нового времени. Представители философии Нового времени. Основополагающие понятия эпохи: «мыслящее Я» и метод.

13. Метод: общие черты (на примере философии Декарта, по первоисточнику).

Понятие метода. Образование метода по ходу научных занятий. Значимость математики для образования метода. Абсолютные и относительные вещи, их расположение в порядке методичного познания.

Наши рекомендации