XXII. Немесида, или Превратность вещей
Говорят, что Немесида была богиней, которую почитали все, а владыки исчастливцы даже боялись. Она, говорят, была дочерью Ночи и Океана.Изображалась она следующим образом: с крыльями, с венком на голове, в правойруке у нее ясеневое копье, в левой -- чаша, украшенная изображением эфиопов,и восседает она на олене. Парабола представляется мне следующей: само имя Немесиды достаточноясно указывает на возмездие или воздаяние, ибо обязанность этой богини и всеее действия сводились к тому, чтобы, подобно народному трибунупрепятствовать устойчивому и надежному благополучию счастливых людей инакладывать свое veto; и она преследовала не только недостойных: удачи иблагополучие людей честных и скромных она чередовала с несчастьями, как быпоказывая, что смертный может быть допущен на пиры богов только в насмешку.Во всяком случае, читая у Гая Плиния ту главу, в которой он перечисляет всенесчастья и неудачи Цезаря Августа, -- которого я считал счастливейшимчеловеком в мире, обладавшим даже каким-то особым искусством пользоваться инаслаждаться счастьем, характеру которого были совершенно чужды надменность,пустота, слабость, нерешительность, меланхолия, -- такие, что он однаждырешил покончить с собой, я прихожу к убеждению, что это действительновеликая и могущественная богиня, если у ее алтаря была принесена такаяжертва. Родителями этой богини были Океан и Ночь, т. е. превратность вещей итемное, скрытое от всех божественное суждение: ведь Океан с егобеспрерывными приливами и отливами очень удачно олицетворяет превратностьвещей, а Ночь вполне естественно становится изображением тайны провидения.Ведь даже у язычников эта ночная Немесида пользовалась уважением, посколькуим было известно, что суд человеческий отличен от суда божественного: ...упадет и Рипей, один из честнейших, Кто между Тевкров лишь был справедливости лучший блюститель. Боги судили не так...[11] Немесида изображается крылатой -- это означает внезапные,непредвиденные заранее перемены судьбы, ибо на протяжении чуть ли не всейистории случалось так, что великие и мудрые люди всегда погибали отнесчастий, угрозой которых они более всего пренебрегали. Так, М. Цицерон,получив от Децима Брута предупреждение о том, что Цезарь Октавий -- человекне очень надежный и искренний и считает себя глубоко уязвленным, ответиллишь следующее: "Я люблю тебя, Брут, как должно за то, что ты захотелпоставить меня в известность об этих пустяках, как бы незначительны они нибыли". Изображаемый на голове Немесиды венок указывает на завистливую излорадную природу толпы: ибо, когда люди, могущественные и счастливые,терпят крах, это вызывает ликование толпы, и она венчает Немесиду. Копье жев правой руке указывает на тех, кого Немесида поражает и пронзает. Кого жеона не казнит бедствиями и несчастьями, тем она, однако, показывает этомрачное и зловещее видение в левой руке: перспективу смерти, даже если онинаходятся на вершине удачи, болезни, несчастья, предательства друзей, козниврагов, превратность вещей и т. д., подобные этим эфиопам на чаше. Во всякомслучае Вергилий, описывая битву при Акции, вставляет тонкое замечание оКлеопатре: Систром царица родным средь судов призывает отряды И не чует еще двух змей за своими плечами[12]. Но лишь немного спустя, куда бы она ни обратилась, она видела передсобой целые полчища эфиопов. И наконец, весьма мудро говорится, что Немесидавосседает на олене, потому что олень очень долговечное животное; и случаетсятак, что тот, кто в молодости погибает волею судьбы, тот предупреждает иизбегает Немесиду; кому же дается длительное счастье и могущество, тот безсомнения вверяется Немесиде и как бы распростерт перед ней.