Требования к результатам освоения содержания дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
- способность анализировать мировоззренческие, социальные и личностнозначимые философские проблемы (ОК-2)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· что такое философия, исторические типы философствования, структуру философского знания, какую роль выполняла и выполняет философия в жизни человека и общества в конкретные исторические эпохи;
· как философия осмысливала человека, природу, сущность, смысл его существования и место в системе природы,
· как развивалась познание человеком окружающего мира, какую роль играли в этом процессе знание и вера;
· что представляют собой общество как социальная система,
· культура и цивилизация, Россия в системе мировой цивилизации; глобальные проблемы, стоящие перед лицом человечества;
· каково место и роль человека в мире культуры, России в диалоге культур;
· что представляют собой проблемы свободы и ответственности личности, проблемы человека в информационно техническом мире.
Уметь:
· самостоятельно анализировать философскую, социально-политическую научную литературу,
· на основании научного анализа уметь оценивать общественные явления и ориентироваться в них,
· осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать.
Владеть:
навыками понимания и анализа философских текстов, аргументированного выступления, корректного ведения дискуссии, полемики и диалога, подготовки докладов и рефератов по философии.
Приобрести опыт деятельности:
анализа философской литературы;
самостоятельного написания философских текстов (рефератов);
отстаивания собственных философских взглядов во время публичных выступлений и дискуссий.
Ожидаемые результаты обученияпредполагают владение студентами знаниями в полном объеме изученного курса, принципами философского подхода к процессам и тенденциям современного информационного общества и при необходимости использование полученных знаний в конкретных областях преподавания социально-гуманитарного знания.
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Содержание разделов дисциплины
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
| Философия, ее предмет, структура и функции. Историко-философское введение. | Мировоззрение, мироощущение и мировосприятие. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Философия как рефлексия, ее роль в самоопределении личности. Философия как самосознание культуры. Теоретическая глубина и принципиальная ориентация философского обобщения исторического опыта на высшие ценности, идеи гуманизма, справедливости. Современные дискуссии о важнейших философских учениях прошлого. Поиски новой модели рациональности. Новый интерес к философии морали и права, проблемам власти, оппозиции, борьбы против тоталитаризма и др. Открытый характер поиска ответов на философские вопросы. Основные школы и направления философии Древней Индии и Китая. Особенности античного философствования. Философская мысль средневековья и Возрождения. Научная революция XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Ключевые идеи: рационализм, свободомыслие, скептицизм философии Просвещения. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность бытия, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, универсальность и всеобщность форм нравственности. Неклассическая философия 19 века. Особенности философствования 20 века. Аналитическое движение в современной западной философии, тематика исследований и дискуссий. Теоретические предпосылки, задача и метод феноменологии. Обращение к проблемам человеческого существования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Онтологизм, идеал цельного познания, этическая направленность русской философии. Понятие соборности. Вклад русской мысли в мировую философскую культуру. | Э, РМГ, РК, ДЗ, Р, П, РКМ, МШ, КС, Д, С, Г, Т, АФП, ОС, УИ, МЖС, УД, К, КП |
| Философия бытия. | Мифологические, религиозные, научные, философские картины мира. Бытие и небытие. Существование и сущность. Поиск первоосновы сущего, структурных единиц бытия. Основные предметные области философского исследования: природа — общество — человек. Многообразие явлений и проблема единства мира. Философский монизм, дуализм, плюрализм. Природа идеального. Объективная и субъективная реальность. Внутренний мир человека как особый род бытия. Материализм и идеализм — альтернативные способы миропонимания. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Вещи, свойства и отношения. Трудности постижения связей и взаимодействия явлений, целостности предметов, их движения, изменения, развития. Часть и целое. Форма и содержание. Элементы и структура. Понятие системы. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Законы, их типы. Противоречие как философская проблема. Логические противоречия. Принцип непротиворечивости как канон научного мышления и человеческого здравомыслия. Постижение «единства» противоположностей, теоретический и практический смысл этой условной формулы. Ценность навыков диалектики. | Э, РМГ, РК, ДЗ, Р, П, РКМ, МШ, КС, Д, С, Г, Т, АФП, ОС, УИ, МЖС, УД, К, КП |
| Философия познания | Познание как предмет философского анализа. Практическое и познавательное отношение человека к миру. Философское и специально научное изучение методов и границ познания (логика, психология, история науки). Сознание и познание. Смысл понятий: субъект и объект. Познавательные способности человека. Созерцательный (Локк) и активно-деятельный (Кант) подходы к познанию. Диалектика объективного и субъективного. Знание и мнение. Дилемма догматизм — скептицизм. Учение об истине. Исторические разновидности понимания истины. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. Хайдеггер об укорененности истины в бьггийности субъекта. Многообразие видов и форм знания, его компоненты, аспекты и уровни. Эмпиризм, рационализм, априоризм, интуитивизм. Философия чувственного познания. Диалектика относительного и абсолютного знания. Опыт как суммарное выражение утилитарного, теоретического, художественного и др. форм освоения мира. Познание и творчество. Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. | Э, РМГ, РК, ДЗ, Р, П, РКМ, МШ, КС, Д, С, Г, Т, АФП, ОС, УИ, МЖС, УД, К, КП |
| Человек, общество, культура, цивилизация | Человек как предмет философии. Новая постановка проблемы человека в философии XX века. Человек в русской философской традиции. Многомерность человека. Биологическое и социальное в человеке. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Сознание и самосознание. Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни. Человек и общество Внутренний мир человека. Человеческое «Я». «Я» и «Ты». Индивидуализм и конформизм. Нормы, обычаи, мнение других как регулятивы индивидуального поведения. Философские ориентиры в поиске решений. Свобода и несвобода, необходимость, ответственность, их диалектика. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Эволюция философского понимания общественной жизни. Проблема построения теоретической модели общества. Потребности и интересы. Природа сознания, его связь с языком. Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое. Индивидуальное, групповое, массовое сознание. Философские концепции государства. Философское определение сущности и смысла культуры. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития. Запад, Россия и Восток как цивилизационные типы. Специфика современной цивилизации. Процессы глобализации, их сущность и потенциальные последствия. Антиглобализм как общественно-политическое явление. Глобальные проблемы современности: сущность, происхождение и перспективы решения. Концепция «устойчивого развития». Демографическая ситуация в России и в мире. Терроризм как глобальная проблема современности. | Э, РМГ, РК, ДЗ, Р, П, РКМ, МШ, КС, Д, С, Г, Т, АФП, ОС, УИ, МЖС, УД, К, КП |
Список сокращений
Формы текущего контроля | Условные сокращения |
Эссе | Э |
Работа малыми группами | РМГ |
Рубежный контроль | РК |
Домашнее задание | ДЗ |
Написание реферата | Р |
Презентация | П |
Развития критического мышления | РКМ |
Мозговой штурм | МШ |
Круглый стол | КС |
Дискуссия | Д |
Самооценка | С |
Голосование | Г |
Тестирование | Т |
Анализ философского первоисточника | АФП |
Обучение в сотрудничестве | ОС |
Учебная игра | УИ |
Моделирование жизненных ситуаций | МЖС |
Устный доклад | УД |
Контрольная работа | К |
Конспект параграфа | КП |
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа)
Вид работы | Трудоемкость, часов | ||
1 семестр | 2 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | - | ||
Аудиторная работа: | - | ||
Лекции (Л) | - | ||
Практические занятия (ПЗ) | - | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - |
Самостоятельная работа: | - | ||
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)[1] | - | - | - |
Расчетно-графическое задание (РГЗ) | - | - | - |
Реферат (Р) | - | ||
Эссе (Э) | - | ||
Самостоятельное изучение разделов | - | ||
Контрольная работа (К)[2] | - | - | - |
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.), | - | ||
Подготовка и сдача экзамена[3] | - | ||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | экзамен | - | экзамен |
Примечание: образец приведен для 2-хсеместровой дисциплины
Разделы дисциплины, изучаемые в _1_ семестре
№ раз- дела | Наименование разделов | Количество часов | ||||||||||
Всего | Аудиторная работа | Вне- ауд. работа СР | ||||||||||
Л | ПЗ | ЛР | ||||||||||
Философия, ее предмет, структура и функции. Историко-философское введение. | - | |||||||||||
Философия бытия. | - | |||||||||||
Философия познания | - | |||||||||||
Человек, общество, культура, цивилизация | - | |||||||||||
Итого: | - | |||||||||||
Всего: | - | |||||||||||
Примечание:
Курс изучается в течение одного – первого – семестра.
Лабораторные работы
Примечание:
Лабораторные работы не предусмотрены.