Требования к результатам освоения содержания дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

- способность анализировать мировоззренческие, социальные и личностнозначимые философские проблемы (ОК-2)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· что такое философия, исторические типы философствования, структуру философского знания, какую роль выполняла и выполняет философия в жизни человека и общества в конкретные исторические эпохи;

· как философия осмысливала человека, природу, сущность, смысл его существования и место в системе природы,

· как развивалась познание человеком окружающего мира, какую роль играли в этом процессе знание и вера;

· что представляют собой общество как социальная система,

· культура и цивилизация, Россия в системе мировой цивилизации; глобальные проблемы, стоящие перед лицом человечества;

· каково место и роль человека в мире культуры, России в диалоге культур;

· что представляют собой проблемы свободы и ответственности личности, проблемы человека в информационно техническом мире.

Уметь:

· самостоятельно анализировать философскую, социально-политическую научную литературу,

· на основании научного анализа уметь оценивать общественные явления и ориентироваться в них,

· осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать.

Владеть:

навыками понимания и анализа философских текстов, аргументированного выступления, корректного ведения дискуссии, полемики и диалога, подготовки докладов и рефератов по философии.

Приобрести опыт деятельности:

анализа философской литературы;

самостоятельного написания философских текстов (рефератов);

отстаивания собственных философских взглядов во время публичных выступлений и дискуссий.

Ожидаемые результаты обученияпредполагают владение студентами знаниями в полном объеме изученного курса, принципами философского подхода к процессам и тенденциям современного информационного общества и при необходимости использование полученных знаний в конкретных областях преподавания социально-гуманитарного знания.

Содержание и структура дисциплины (модуля)

Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
Философия, ее предмет, структура и функции. Историко-философское введение. Мировоззрение, мироощущение и мировосприятие. Практическое, по­знавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Философия как рефлексия, ее роль в самоопределении личности. Философия как самосознание культуры. Теоретическая глубина и принципиальная ориен­тация философского обобщения исторического опыта на высшие ценности, идеи гуманизма, справедливости. Со­временные дискуссии о важнейших философских учени­ях прошлого. Поиски новой модели рациональности. Новый интерес к философии морали и права, проблемам власти, оппозиции, борьбы против тоталита­ризма и др. Открытый характер поиска ответов на философские воп­росы. Основные школы и направления философии Древней Индии и Китая. Особенности античного философствования. Философская мысль средневековья и Возрождения. Научная революция XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Ключевые идеи: рационализм, свободомыслие, скептицизм философии Просвещения. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность бытия, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, универсальность и всеобщность форм нравственности. Неклассическая философия 19 века. Особенности философствования 20 века. Аналитическое движение в современной запад­ной философии, тематика исследований и дискуссий. Теоретические предпо­сылки, задача и метод феноменологии. Обращение к проблемам человеческого существования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Онтологизм, идеал цельного познания, этическая направленность русской философии. Понятие соборности. Вклад русской мысли в мировую фило­софскую культуру. Э, РМГ, РК, ДЗ, Р, П, РКМ, МШ, КС, Д, С, Г, Т, АФП, ОС, УИ, МЖС, УД, К, КП
Философия бытия. Мифологические, ре­лигиозные, научные, философские картины мира. Бытие и небытие. Существование и сущность. Поиск первоосновы сущего, структурных единиц бытия. Основные предметные области фило­софского исследования: природа — общество — человек. Много­образие явлений и проблема единства мира. Философский монизм, дуализм, плюрализм. Природа идеального. Объективная и субъективная реальность. Внутренний мир человека как особый род бы­тия. Материализм и идеализм — альтернативные способы миропонимания. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Вещи, свойства и отношения. Трудности постижения связей и взаи­модействия явлений, целостности предметов, их движе­ния, изменения, развития. Часть и целое. Форма и содержание. Элемен­ты и структура. Понятие системы. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действите­льность. Законы, их типы. Противоречие как философская пробле­ма. Логические противоречия. Принцип непротиворечивости как канон научного мышления и человеческого здравомыс­лия. Постижение «единства» противопо­ложностей, теоретический и практический смысл этой условной формулы. Ценность навыков диалектики. Э, РМГ, РК, ДЗ, Р, П, РКМ, МШ, КС, Д, С, Г, Т, АФП, ОС, УИ, МЖС, УД, К, КП
Философия познания Познание как предмет философского анализа. Практическое и познавательное отношение человека к миру. Философское и специально научное изучение методов и границ познания (логика, психо­логия, история науки). Сознание и познание. Смысл понятий: субъект и объект. Познавательные способности человека. Созерцательный (Локк) и активно-деятельный (Кант) под­ходы к познанию. Диалектика объективного и субъективного. Знание и мнение. Дилемма догматизм — скептицизм. Учение об истине. Исторические разновидности понимания истины. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. Хайдеггер об укоре­ненности истины в бьггийности субъекта. Многообразие видов и форм знания, его компоненты, аспекты и уровни. Эмпиризм, рационализм, априоризм, интуитивизм. Философия чувственного познания. Диалектика относите­льного и абсолютного знания. Опыт как суммарное выра­жение утилитарного, теоретического, художественного и др. форм освоения мира. Познание и творчество. Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Э, РМГ, РК, ДЗ, Р, П, РКМ, МШ, КС, Д, С, Г, Т, АФП, ОС, УИ, МЖС, УД, К, КП
Человек, общество, культура, цивилизация Человек как предмет философии. Новая постановка проблемы чело­века в философии XX века. Человек в русской философской традиции. Многомерность человека. Биологическое и социальное в человеке. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Сознание и самосознание. Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни. Человек и общество Внутренний мир человека. Человеческое «Я». «Я» и «Ты». Индивидуализм и конформизм. Нормы, обычаи, мнение других как регулятивы индивидуального поведения. Фи­лософские ориентиры в поиске решений. Свобода и несвобода, необходимость, ответственность, их диалек­тика. Общество как совместная жизнедея­тельность людей. Эволюция философского понимания общественной жизни. Проблема построения теоретической модели общества. Потребности и интересы. Природа сознания, его связь с языком. Формы общественного сознания: полити­ческое, правовое, нравственное, религиозное, эстетиче­ское. Индивидуальное, групповое, массовое сознание. Философские концеп­ции государства. Философское определение сущности и смысла культуры. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития. Запад, Россия и Восток как цивилизационные типы. Специфика современной цивилизации. Процессы глобализации, их сущность и потенциальные последствия. Антиглобализм как общественно-политическое явление. Глобальные проблемы современности: сущность, происхождение и перспективы решения. Концепция «устойчивого развития». Демографическая ситуация в России и в мире. Терроризм как глобальная проблема современности. Э, РМГ, РК, ДЗ, Р, П, РКМ, МШ, КС, Д, С, Г, Т, АФП, ОС, УИ, МЖС, УД, К, КП

Список сокращений

Формы текущего контроля Условные сокращения
Эссе Э
Работа малыми группами РМГ
Рубежный контроль РК
Домашнее задание ДЗ
Написание реферата Р
Презентация П
Развития критического мышления РКМ
Мозговой штурм МШ
Круглый стол КС
Дискуссия Д
Самооценка С
Голосование Г
Тестирование Т
Анализ философского первоисточника АФП
Обучение в сотрудничестве ОС
Учебная игра УИ
Моделирование жизненных ситуаций МЖС
Устный доклад УД
Контрольная работа К
Конспект параграфа КП

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа)

Вид работы Трудоемкость, часов
1 семестр 2 семестр Всего
Общая трудоемкость -
Аудиторная работа: -
Лекции (Л) -
Практические занятия (ПЗ) -
Лабораторные работы (ЛР) - - -
Самостоятельная работа: -
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)[1] - - -
Расчетно-графическое задание (РГЗ) - - -
Реферат (Р) -
Эссе (Э) -
Самостоятельное изучение разделов -
Контрольная работа (К)[2] - - -
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.), -
Подготовка и сдача экзамена[3] -
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) экзамен - экзамен

Примечание: образец приведен для 2-хсеместровой дисциплины

Разделы дисциплины, изучаемые в _1_ семестре

№ раз- дела Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР
 
Философия, ее предмет, структура и функции. Историко-философское введение. -  
Философия бытия. -  
Философия познания -  
Человек, общество, культура, цивилизация -  
  Итого: -  
  Всего: -  
                         

Примечание:

Курс изучается в течение одного – первого – семестра.

Лабораторные работы

Примечание:

Лабораторные работы не предусмотрены.

Наши рекомендации