Структура и основные закономерности познавательного процесса. Проблема субъекта и объекта познания
Стуктура:
· Чувственное:
ü Ощущение
ü Восприятие
ü представление
· Рациональное:
ü Понятие
ü Суждение
ü умозаключение
· Иррациональное(интуиция)
Субъект познания-
ü язык (система символов и правил их комбинирования),
ü система правил деятельности с определенными объектами,
ü правила обозначения,
ü действия над объектами по правилам системы-объект познания.
Объект и субъект познания всегда полагались ключевыми элементами познавательного процесса, но при этом представления о сущности собственно познавательного процесса напрямую связывались с представлениями о характере связи между субъектом и объектом.
Классическая философия:
первая традиция (Объект подлинного знания изначально задан субъекту. Он определяет и направляет познавательную деятельность субъекта.), вторая традиция (Субъект изначально задан. Он несет в себе основные объективные характеристики. Познание как конструирование.)
Неклассическая философия : Субъект в процессе познания привносит от себя в объект свой эффект. Познание как интерпретация.
Постклассическая философия : Провозглашается смерть субъекта. Познающее Я само по себе есть не более, чем текст, сотканный из культурных универсалий, кодов и соглашений. Фактически ни в филогенетическом, ни в онтогенетическом плане человек не существует до языка, - в познавательной плоскости это значит, что язык учит нас понимать человека, а не наоборот.
Диалектико-материалистическая философия : Субъект в процессе познания воздействует на объект, изменяет его и при этом изменяется сам. Познание есть «свернутая» форма человеческих предметных действий в мире.
Истина в теории познания
Множественные попытки определения сущности истины в философии привели к поиску критерия, прочного основания, с помощью которого можно было бы решить вопрос об истинности знания. Одни видели такой критерий в общезначимости, считая истинным то, что соответствует мнению большинства. Другие полагали, что достоверность всего человеческого знания можно доказать путем выведения его из небольшого числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу их ясности и отчетливости. Третьи настаивали на том, чтобы за истинное принимать знание, несущее человеку некую пользу. Нужно найти такой критерий, который будет действительно отражением истины. Таким феноменом оказалась практика.
Помимо практики в познании существуют и другие критерии истины. Среди них выделяется логический критерий. Его сущность — в логической последовательности мысли, в ее строгом следовании законам и правилам формальной логики в условиях, когда нет возможности опираться на практику. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки или заблуждения.
Большое место в познании занимает и аксиологический критерий, т.е. обращение к нравственным и эстетическим принципам. Какие бы способы установления истинности суждений и концепций ни существовали в науке — все они в конечном итоге оказываются связанными с практикой.
Практика – общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей.
Видами практики считаются материальное производство, социально-политическая деятельность, научный эксперимент. Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.
Во-первых, выдвигает цели познанию, направляет на решение назревших и актуальных задач.
Во-вторых, практика помогает правильно определить объект исследования.
В-третьих, практика поставляет основные материальные средства познанию.
В-четвертых, практика выступает и как источник всех фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.
Характеризуя практику как критерий истины, следует подчеркнуть, что сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития. Случается, что на одном уровне она не в состоянии определить истину, а на другом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания.
Из понимания истины как объективной, следует ее конкретность.
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий. Абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении, это исчерпывающее, предельное знание - знание, которое не встречает более доказательных возражений.