Структура и основные закономерности познавательного процесса. Проблема субъекта и объекта познания

Стуктура:

· Чувственное:

ü Ощущение

ü Восприятие

ü представление

· Рациональное:

ü Понятие

ü Суждение

ü умозаключение

· Иррациональное(интуиция)

Субъект познания-

ü язык (система символов и правил их комбинирования),

ü система правил деятельности с определенными объектами,

ü правила обозначения,

ü действия над объектами по правилам системы-объект познания.

Объект и субъект познания всегда полагались ключевыми элементами познавательного процесса, но при этом представления о сущности собственно познавательного процесса напрямую связывались с представлениями о характере связи между субъектом и объектом.

Классическая философия:

первая традиция (Объект подлинного знания изначально задан субъекту. Он определяет и направляет познавательную деятельность субъекта.), вторая традиция (Субъект изначально задан. Он несет в себе основные объективные характеристики. Познание как конструирование.)

Неклассическая философия : Субъект в процессе познания привносит от себя в объект свой эффект. Познание как интерпретация.

Постклассическая философия : Провозглашается смерть субъекта. Познающее Я само по себе есть не более, чем текст, сотканный из культурных универсалий, кодов и соглашений. Фактически ни в филогенетическом, ни в онтогенетическом плане человек не существует до языка, - в познавательной плоскости это значит, что язык учит нас понимать человека, а не наоборот.

Диалектико-материалистическая философия : Субъект в процессе познания воздействует на объект, изменяет его и при этом изменяется сам. Познание есть «свернутая» форма человеческих предметных действий в мире.

Истина в теории познания

Множественные попытки определения сущности истины в философии привели к поиску критерия, прочного основания, с помощью которого можно было бы решить вопрос об истинности знания. Одни видели такой критерий в общезначимости, считая истинным то, что соответствует мнению большинства. Другие полагали, что достоверность всего человеческого знания можно доказать путем выведения его из небольшого числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу их ясности и отчетливости. Третьи настаивали на том, чтобы за истинное принимать знание, несущее человеку некую пользу. Нужно найти такой критерий, который будет действительно отражением истины. Таким феноменом оказалась практика.

Помимо практики в познании существуют и другие критерии истины. Среди них выделяется логический критерий. Его сущность — в логической последовательности мысли, в ее строгом следовании законам и правилам формальной логики в условиях, когда нет возможности опираться на практику. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки или заблуждения.

Большое место в познании занимает и аксиологический критерий, т.е. обращение к нравственным и эстетическим принципам. Какие бы способы установления истинности суждений и концепций ни существовали в науке — все они в конечном итоге оказываются связанными с практикой.

Практика – общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей.

Видами практики считаются материальное производство, социально-политическая деятельность, научный эксперимент. Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.

Во-первых, выдвигает цели познанию, направляет на решение назревших и актуальных задач.

Во-вторых, практика помогает правильно определить объект исследования.

В-третьих, практика поставляет основные материальные средства познанию.

В-четвертых, практика выступает и как источник всех фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.

Характеризуя практику как критерий истины, следует подчеркнуть, что сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития. Случается, что на одном уровне она не в состоянии определить истину, а на другом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания.

Из понимания истины как объективной, следует ее конкретность.

Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий. Абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении, это исчерпывающее, предельное знание - знание, которое не встречает более доказательных возражений.

Наши рекомендации