Разумное, доброе и вечное на весах престижа
Вручение очередной премии имени Андрея Белого дает повод поразмышлять о процессах не слишком актуальных в масштабе повседневности, но зато имеющих некоторое отношение к попыткам загипнотизировать вечность, к авансированному проживанию будущего, которое лишь в силу этого имеет шанс наступить. Сгусток времен, всегда предъявленных к проживанию, не сводится к отношениям линейной хронологии «прежде – теперь – потом». Просто «нынешним временем» мы именуем то время, в котором соизмеряют свои поступки, мысли и чувства большинство присутствующих – именно это время отсчитывается циферблатами и календарями, к нему приурочены все экономические и социальные регулярности. Обитатели самого густонаселенного слоя времен считают свое время настоящим, примерно так же, как представители любой профессии считают «настоящим делом» свое собственное занятие. Проживающие в других временах субъекты воспринимаются как люди «не от мира сего», их событийность в упор невидима для господствующего типа повседневности. Речь идет о выдвинутых в будущее авангардах, среди которых и художественный авангард.
Взаимное непонимание между художественным авангардом и преобладающим временем повседневности, так называемой «современностью» – вещь очевидная, удивление должны вызывать скорее редкие случаи взаимопонимания, когда хотя бы удается говорить об одном и том же. Вручение премии вполне можно рассматривать как попытку пересчета неосязаемых, «бесценных» ценностей в линейную размерность повседневности.
***
Самая подходящая линейка, которой гражданское общество измеряет весомость вкладов своих высокопарящих обитателей, – это таблицы котировок, регулярно поставляемые многочисленными биржами культуры: академиями, журналами, экспертными советами и проч., включая особоуполномоченных индивидуальных котировщиков (их прообразом может служить персонаж эпопеи Пруста, господин Сван). Итоговая продукция бирж культуры и искусства имеет исключительно высокий спрос, в каком то смысле превосходящий спрос на результаты котировок товарно-финансовых бирж. Рейтинги, хит-парады, горячие десятки, списки лауреатов представляют собой идеальный товар. Этот товар прекрасно распаковывается в средства массовой информации и потребляется мгновенно. По существу, познания в области рейтингов составляют основу того, что можно назвать текущей эрудицией. Непрерывная котировка сопровождается столь же непрерывным фоновым речитативом по поводу профанации высокого искусства, опошления истинных ценностей, упадка духовности и прочего в том же духе. Однако такого рода заклинания нисколько не меняют суть дела, они складываются в собственный жанр, внутри которого устанавливаются те же самые подразделения. Автор, специализирующийся в обличении бездуховности, тоже не прочь занять место повыше в рейтинге несуетных мыслителей – другое дело, что соответствующая таблица едва ли будет отнесена к соревнованиям «высшей лиги», ибо поза мудрости хотя и имеет хождение и даже некоторый шарм среди рядовых потребителей идеального товара, но в среде котировщиков она воспринимается как фальшивка № 1.
Как бы там ни было, но вновь создаваемое искусство создается на территории, размеченной строками грандиозной турнирной таблицы, уходящей в бесконечность, причем не только в «правую бесконечность» будущего, но и в «левую бесконечность» непрерывной переоценки уже созданного. Отсюда можно извлечь ряд полезных следствий, например, принцип различения между «эфемерами» и «посмертниками». Эфемеры участвуют только в прижизненной котировке – таковы богданы титомиры всех времен и народов. Посмертники, или классики, продолжают свое скрытое иноприсутствие в таблицах, и каждое новое поколение котировщиков (критиков, искусствоведов, писателей) передвигает, меняет местами навечно внесенные имена, причем общество оплачивает эту деятельность, считая ее престижной и необходимой.
***
В сущности, вечное искусство представляет собой сумму вкладов, оказавшихся в левой бесконечности. Целенаправленно исключить имя из этого списка практически невозможно: все попытки сбросить с корабля современности кого-либо из числа уже обладающих статусом классика, заканчивались безрезультатно. С посмертниками, уже признанными в качестве классиков, дело обстоит так же, как с членами Французской академии; разница в том, что именно физическая смерть претендента открывает вакансию для его возможного избрания в число посмертников. Первая заявка довольно часто делается уже в некрологах – но как раз этот жанр не имеет никакого значения для бирж культуры и справедливо игнорируется всеми котировщиками. Москва слезам не верит – а уважающая себя критика не верит похоронным маршам. Просто выдерживается ритуальная пауза, после которой только и можно обнаружить, имеет ли в действительности место «нетленность мощей». В дальнейшем, когда мистическая процедура причисления к лику свершилась, происходит лишь медленная естественная эрозия: случайное выпадение отдельных имен, «слипание вкладов» в пользу наиболее яркого (быть может, Шекспир здесь один из последних примеров), наконец уплотнение единиц хранения, соединение файлов в папки, в результате чего появляются такие персонажи, как «досократики», «софисты», «младогегельянцы» и т. д.
***
В котировках чрезвычайно ценится элемент предчувствия. Мы и здесь все время сталкиваемся с попытками вести «гамбургский счет», так удачно придуманный Виктором Шкловским. Предлагаемые списки завтрашних авторитетов чаще всего оказываются сродни гаданиям на кофейной гуще, но ведь и трудности воистину велики. Если уж продолжать аналогию со спортом, то можно сказать так: распознать живого классика – это все равно что определить победителя марафонской дистанции по результатам стометровки. Тем более что все участники сверхмарафонского забега руководствуются напутствием Пастернака: «И пораженье от победы ты сам не должен отличать». Разумеется, не различают этого и трибуны, для них принципиально невидима финишная ленточка, расположенная в поле зрения трансцендентного арбитра. Но и о нем предельно лаконично высказался Поль Валери: «Мне неведомы литературные вкусы Господа Бога».
Однако трудность предвосхищения вовсе не означает полной безнадежности. Не говоря уже о различии «дисциплин» (ясно, например, что пантеон классической музыки формируется более своевременным и единодушным суждениям, чем пантеон классической литературы), выручает еще встроенный внутренний измеритель, своеобразный эстетический орган – инстанция вкуса. Беда лишь в том, что этот тончайший инструмент крайне неравномерно распределен между своими обладателями – зато настройка инстанции вкуса может задаваться не только преобладающими аккордами эпохи, но и камертоном вечности.
***
Вернемся теперь к премии Андрея Белого и попробуем повнимательнее присмотреться к ее концепции. Ряд противоречий сразу же бросается в глаза. Во-первых, премия заявлена как некоммерческая и не имеет денежного эквивалента, во-вторых, она присуждается совершенно безотносительно к мнению «широкого читателя»; вообще в большинстве случаев премии удостаивались рукописи (или самиздатовские публикации). С другой стороны, и в ней есть явный элемент состязательности, вроде бы не очень подобающий тем, кто отказался от шума и ярости... Но это противоречие можно считать конструктивным в силу его неизбежности. По меньшей мере со времен разговора поэта с книгопродавцем нам известно: не продается вдохновенье, но можно рукопись продать. Гораздо более иронически воспринимается восклицание Андрея Вознесенского: «Я не люблю лидировать, где тараканьи бега...» Отсюда современному котировщику нетрудно извлечь определение тараканьих бегов: «Это то состязание, где я не лидирую (и даже не котируюсь)». Вообще, скверные отношения между эфемерами и посмертниками вызывают некоторое удивление – вроде бы и дистанции разные, и призы несопоставимы... Похоже, единственное объяснение – это склочный характер посмертников, та самая «надменная улыбка», которой они привыкли встречать не только друг друга.
Есть еще одна неопределенность в концепции всех котировок, применяемых по отношению к экзистенциальным и художественным авангардам, которая и представляется мне решающей.
Допустим, мы отвергаем общепризнанность в качестве критерия оценки. Вместо нее предлагается признание со стороны «немногих, но лучших», как сказал бы Гераклит. Сразу же возникают вопросы.
В чем, собственно говоря, состоит прозорливость лучших? В умении разглядеть то неочевидное, что станет всем очевидно завтра? К чему же тогда сводится то, что мы назвали «инстанцией вкуса», как оно работает?
***
Если рассматривать произведения искусства как объекты желания, можно заметить важные различия в конструкции этих объектов. Большинство из них устроено наподобие специальных насадок к уже имеющимся приводам. Сюда целиком относятся произведения порноиндустрии и позиционной эротики, упакованная в текст сладость мести, шпионологическая (детективная) составляющая с приводом глубинного желания «скрываться и выслеживать» и многое другое. Предъявление такого объекта потенциальному потребителю вызывает принудительную и хорошо предсказуемую (а значит управляемую) реакцию: современную продукцию Голливуда можно привести как образец точного расчета креплений насадок к приводам. В сущности, наличие подобных объектов гарантирует экзистенциальную укорененность искусства, а задействование встроенных резонаторов (неважно каких, эротических или детективных) обеспечивает соответствующим произведениям устойчивую товарную форму.
Но существуют и произведения другого рода. Они тоже являются объектами желания, но достаточно странными объектами: в своем предъявлении они не опираются ни на какой готовый резонатор. Их считывание не имеет гормонального сопровождения, что и отражается в понятии «чистое искусство». Произведения чистого искусства не щекочут нервы, хотя бы потому, что не достают до этого слоя. Они разыгрываются в висячих садах воображения и отсюда их другое собирательное название – высокое искусство.
Речь идет о виртуальных объектах желания, вбрасываемых в мир еще до появления в нем желающего. Представим себе: цветы распустились, распространяют аромат, но пока еще нет ноздрей, способных к различению и восхищению. Согласно Фрейду, стадия выбора объекта наступает тогда, когда влечение сформировано. Чистое искусство предполагает обратную процедуру: рой желаний залетает извне, как только обнаруживает подходящий улей. Эти залетные гости должны прижиться, прежде чем отправиться за нектаром, – да сколько еще времени пройдет, пока материализуется вкус меда... Целенаправленный поиск того, что однажды само пожаловало и пожелалось – результат действия уже сформированной инстанции вкуса, настроенной по избирательным созвучиям, уловимым лишь сверхчувствительными локаторами.
***
В процедуре одомашнивания новых неслыханных объектов желания остается еще много таинственного. Быть может, необходимы даже какие-то изначальные неполадки в работе встроенных резонаторов, досадная неспособность реагировать на понятный для всех прочих сигнал – на ярость благородную, вскипающую как волна, на счастье золушки, нашедшей принца. Необходимы особые читатели, прирожденные сталкеры вымышленных пространств, которые испытывают благодарность к художественным авангардам, ведь должен кто-то вбрасывать загадочные объекты, подлежащие исследованию.
По мере избирательного культивирования обнаруженных новаций случается любопытная и в метафизическом смысле очень важная вещь: висячие сады воображения опускаются, вернее, пускают корни в нижележащем слое надежной почвы. Происходит ороговение свободнопарящих желаний, появление новых приводов и их закрепление в генофонде культуры. Новые модусы эстетического восприятия иногда получают имена их авторов или персонажей: шекспировские страсти, донкихотство, тартюфство – и Кафка в этом несколько странном смысле становится былью. Имена классиков используются как важные различители нюансов чувственности:
Бессонница, Гомер, тугие паруса...
Или:
И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гете, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мыслящий пугливыми шагами...
Мы видим, как в ряду перечислений имена восполняют нехватку или неточность терминов для обозначения состояний мира. Они отсылают нас не к текстам, а скорее к привкусу от того или иного текста. Обозначаемые именами из левой бесконечности фрагменты мира легко чередуются с оттенками цветоразличения; рядом с шорохом листвы, через запятую, может мелькнуть Уитмен, Гайдн, тот же Мандельштам:
………………………………….
И много прежде, чем я смел родиться,
Я буквой был, был виноградной строчкой,
Я книгой был, которая вам снится...
Настоящее освоение «чистого искусства» – это все глубже погружающаяся клавиатура синтезированных желаний, быть может, вплоть до гормональных глубин. Ревнители элитарного искусства могли бы примерно так отстаивать свою позицию, оставив байки про разумное-доброе-вечное второму и третьему эшелону: учителям словесности и методистам домов культуры.
***
Таким образом, концепция премии Андрея Белого имеет достаточно прочную метафизическую основу, хотя и понимаемую скорее интуитивно и, стало быть, приблизительно. Список лауреатов премии – это рейтинг авансированного будущего, его точность может быть оценена лишь ретроспективно. Оглядывая список лауреатов за все время существования премии, мы находим достойные имена: Борис Гройс, теперь уже признанный как мыслитель европейского уровня, Саша Соколов с его несравненной прозой, Аркадий Драгомощенко, Шамшад Абдуллаев. Отсутствие этих имен в коммерческих рейтингах столь же легко объяснимо, как и тот факт, что Шнитке не котируется в хит-парадах популярной музыки.
Увы, список лауреатов прошлого года вызывает разочарование и, более того, сожаление. Число номинаций увеличилось до четырех, значительно расширился круг присуждающих, но в итоговых результатах котировки не осталось даже намеков на гамбургский счет. Эта литературная премия не смогла сохранить реноме точности и безоглядности. Исключение составляет книга Андрея Крусано-ва «Русский авангард» (номинация «Критика, эссеистика, публицистика»), хотя и для нее скорее подошла бы другая номинация, например, «За тихую аскезу в культуре». Возможно, что это кропотливое исследование заинтересовало бы самого «покровителя» премии, и не только потому, что речь идет о его времени.
Прочие лауреаты, наверняка имеющие «определенные достоинства» или заслуги, на меня не произвели никакого впечатления (разве что ощущением вторичности), и я не буду говорить о них персонально. Но концептуальный провал в целом заслуживает более пристального анализа, ведь он, в некотором роде, симптом современного восприятия высокой словесности.
***
Дело в том, что «странные объекты желания», производством которых занимается чистое искусство, а оценкой и адаптацией – котировщики авангардов, образуют в высшей степени неоднородную группу. Произведение искусства, принципиально игнорирующее законы читабельности, то есть встроенную жанровую акупунктуру, тем самым еще отнюдь не приобретает права на внимание немногих истинных знатоков.
Вообще, попытки гибридизации жанров очень напоминают гибридизацию видов, излюбленный метод академика Лысенко. В результате такого процесса появляются, в основном, химеры, нежизнеспособные создания, не способные, прежде всего, к самокопированию (т. е. в нашем случае, непригодные к публикациям). В искусстве есть свой набор «хороших форм», устойчивых жанров, сопоставимый с набором устойчивых видов в живой природе. И poesis, или процесс произведения, в случае его отклонения от хороших форм, дает ничуть не больший процент удачи, чем genesis при схожих обстоятельствах.
Продолжая аналогию, следует заметить, что дерзкая рискованная гибридизация в висячих садах воображения может привести к созданию шедевра – того самого аленького цветочка, краше которого еще не было. Но очень редко. Приличных селекционеров в сфере поэзиса несравненно меньше хороших жанровых мастеров, пишущих детективы, триллеры или снимающих боевики. Вот блестящий пример удавшегося скрещивания – произведение Саши Соколова «Между собакой и волком», чарующая и воистину редкая книга. Однако на некотором расстоянии от нее расположен целый бестиарий уродцев, который условно можно назвать «Между хорьком и скунсом». Бестиарий непрерывно пополняется, авторы претендуют на место в котировке во вновь учрежденной весовой категории, и порой небезуспешно.
Как-то ученики спросили у наставника Лю:
– Верно ли, что молчание – признак мудрости? Ведь мудрый Гун был погружен в молчание.
– Мудрость не в следствиях, а в причинах, – ответил Лю, – мудрый Гун молчал, ибо избегал слов. Но и глупец Цунь-Ши молчал, ибо слова избегали его.
(«Тай Лю-цзин»)
Есть некоторая разница между тем, кто отходит от жанрового канона, ибо все слишком ясно и неинтересно, и тем, кто выбалтывает свой никому ненужный внутренний мир в описаниях – ибо построение сюжета так утомительно, а концы с концами свести нелегко.
Когда примерно лет десять назад «широкой философской общественности» стал доступен Хайдеггер, началась повальная имитация нового типа философской речи. Как и следовало ожидать, «высокий щебет птичий» не смог породить что-нибудь членораздельное, но прилегающая территория была расчищена, вклад мыслителя обрел очертания хорошей формы, адаптированной теперь и русским философским дискурсом.
Как ни странно, но конструкция нового объекта желаний требует, быть может, еще большей точности, чем подгонка очередной насадки к уже имеющемуся приводу. Приходится создавать одновременно язык и текст на этом языке, синтезируемый объект желаний должен напоминать ловушку, заманивающую в лабиринты, благодаря неуловимой игре сходства и несходства.
«Гений – это тот, кто дает искусству правила», – говорит Кант в «Критике способности суждения». Гениальное произведение есть лабиринт, из которого невозможно выйти таким же, каким ты вошел (если, конечно, смог войти). Вовлечение в лабиринт предполагает собранность, некое неомраченное нулевое самочувствие. Едва ли не главный признак странных объектов желания состоит в том, что они не дают развлечения. Развлекательное чтение или зрелище обладают общеполезным действием: нехитрые жанровые насадки позволяют на холостом ходу сбросить с приводов накопившееся статическое напряжение методом так называемого символического отреагирования. Произведения чистого искусства задают самовозрастающую сосредоточенность, они не столько потребляются, сколько потребляют и преобразуют прильнувшего к ним. Но они же и соблазняют к авторствованию, порождают многочисленных агентов воли-к-произведению. Именно здесь, а отнюдь не среди создателей детективов, свирепствует эпидемия графомании, тщетных попыток подделать следствие, не владея причинами, пригодными для их причинения.
Можно, конечно, пожалеть пораженных вирусом авторствования, но было бы в высшей степени глупо поощрять за сам факт соблазненности.
***
Вроде бы всем понятно, что литературная премия не может вручаться за нравственные качества, даже самые превосходные. Для этого существуют свои награды вроде приза «fair play». Очень трудно, однако, противостоять искушению повсюду утверждать порядочность, впрочем, понимаемую с большими индивидуальными вариациями. Речь не идет о примитивных интригах или о «взвешенной художественной политике». В этом отношении Букеровское жюри трудно переплюнуть. Но вот, допустим, перенесенные страдания – как не вознаградить за них, за десятилетия пребывания в неуслышанности, в котельных и дворницких? Как не умилиться автору из провинции, который пишет совсем как настоящий?
Так, набираясь капля за каплей, посторонние мотивации перевешивают на весах престижа суждения высокой инстанции вкуса. И размывается уникальность премии, носящей имя утонченного эстета. Ясно, что формула Монтеня – «Меня не интересует нравственность моего повара, мне важно как он готовит обед» – применима далеко не везде, но она есть безусловное основание для суждений вкуса, причем литературного даже в большей мере, чем кулинарного.
Пора, однако, вспомнить любимую поговорку парторгов и прочих штатных охранителей устоев: критиковать легко, попробуй предложить что-нибудь позитивное. Что ж, попробуем. В моем представлении идеальный вариант некоммерческой премии за чистое искусство мог бы выглядеть так. Сначала люди, знающие друг друга – пусть это будет тот же оргкомитет, – избирают из своей среды котировщика, причем одного-единственного. Во внутреннем статусе «Who is who» любой тусовки такая фигура, как правило, имеется и не вызывает сомнений. Ему и делегируются все полномочия наподобие тех, что американские избиратели делегируют своим выборщикам. Избранник как бы становится временной аватарой своего «бога-покровителя», самого Андрея Белого. Впрочем, ничего особенного избранник не делает, просто в течение года занимается своим обычным чтением. Хорошо было бы, конечно, ему это занятие оплатить, но тут уж как получится. По прошествии времени котировщик выносит вердикт о лучшем цветке, распустившемся в висячих садах воображения. Он может свой выбор обосновать, но может не приводить никаких резонов, руководствуясь примером Того, Кто сказал «хорошо весьма», не вдаваясь в объяснение причин, почему хорошо и что, собственно говоря, хорошего.
Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Просто, если выборщики почувствуют, что вкус их уполномоченному изменил, они избирают на следующий срок другого котировщика. У меня есть странная уверенность, что именно в этом случае выбор лауреатов определялся бы минимумом художественной политики и максимумом эстетической точности.
* Так в книге Чжуан-цзы определяется «изначальное свойство», предшествующее личностному началу.
* Можно для усиления говорить о русской интеллигенции, но можно этого и не делать: иной и не бывает.
* Правительство молодых реформаторов, сподвижников Ельцина, было рекрутировано преимущественно из интеллигенции. Тем более любопытно отношение к нему со стороны «основной массы вкладчиков»: участники кратковременного десанта во власть были быстро идентифицированы как «не наши». «Из них только Егор Гайдар проявил себя интеллигентным человеком», – признался мне профессор N. На вопрос «почему?» последовал очень характерный ответ: «Ну, как же, он не стал цепляться за кресло».
* По степени выраженности данного невроза можно безошибочно определить принадлежность к общей подпочвенности. Тут и бессребреник Николай Федоров, провозглашавший общее дело воскрешения отцов. Вселенский размах задачи не мешает ему, однако, высказаться и по проблеме Константинополя – понятно, что сей град должен быть российским, только тогда станет возможным устранение розни между всеми братьями.
Но тут и поэт Иосиф Бродский – он, конечно, отстаивает право быть свободным художником, но по тому, как он это делает, нетрудно догадаться о принадлежности и поразиться всхожести семян. Явственно воспроизводится родовая черта интеллигента – упоение обидой, – вспомним категорический отказ приехать в Россию и столь же демонстративное нежелание писать на русском языке, выраженное в последние годы. И похороны в Венеции по завещанию... Как тут не обратиться к прекрасному «автопортрету интеллигента», набросанному в двух строчках Арсения Тарковского:
Похожий на Раскольникова с виду,
Как скрипку я держу свою обиду...
** Нельзя не отметить точную характеристику, данную Николаем Бердяевым: «И кто же они, эти отвергнутые, непонятые, разочарованные люди? Агрономы, учителя, сельские врачи... и вот стоят они на самых святых местах, и проклинает каждый свое постылое место». Остается лишь добавить, «что возможность проклинать свое постылое место они никому и никогда не уступят (не случайно враг № 1 для интеллигенции – самодовольный мещанин).
* В этологии «эффектом Брюс» называется имеющаяся у большинства млекопитающих способность самца вызывать абортивную реакцию (напр., выкидыш) у самки, если та беременна от другого самца. Эффект Брюс является важнейшим противообманным устройством, предотвращающим пронос чужих генов, т. е. вклад самца в пустоту. У некоторых видов, в частности у грызунов, абортивная реакция вызывается одним запахом мужского полового секрета.
* Термин «категория» тоже обязан своим происхождением понятию «агора», и первоначально отработан именно софистами. На происхождение «категории» особое внимание обратил Хайдеггер: сложено из . означает публичное собрание людей в отличие от закрытого, на заседании совета, – публичную открытость веча, судоговорения, рынка и общения: значит: публично выступать, о чем-то известить общество, объявить, выявить означает: сверху на что-то вниз, в смысле брошенного на что-то взгляда; . соответственно, значит: сделать что-то общедоступным, открыто объявить при намеренном вглядывании во чтото, что именно оно есть» (Хайдеггер М. Европейский нигилизм. В кн. Хайдеггер М. Время и бытие. М., Республика, 1993. Пер. В. Бибихина. С. 83).
* Различия между любовью и трепетом в данном случае несущественны. Самосознание абсолютного властителя рано или поздно приводит к открытию известного принципа: пусть боятся, лишь бы любили...
* Понятно, сколь затруднительной была бы для крысы функция палача! По той же причине крыса не могла бы быть и хирургом для своих собратьев – все это привилегии человека.
* Караморчун – букв, «черный всадник». У норманнов сходную роль выполняли берсерки.
* Для себя я отмечаю две фигуры: это мыслитель Хайдеггер, носитель духовного первородства западной философии, и славный полководец, выдающийся воин блеска генерал Роммель.
* Имеется в виду первая война в Заливе 1991 г. (ред.).
** Трудно отделаться от мысли, что если бы Ирак смог уклониться от навязанных правил, нашел бы в себе стойкость для попытки сконструировать собственную войну, дело могло принять иной оборот.
* Многие проницательные мыслители пришли к пониманию этой суровой необходимости, не всегда называя ее по имени. Не говоря уже о Гегеле (особенно периода «йенской реальной философии») и Ницше, можно упомянуть «путь воина» Кастанеды, идею номадизма Делеза и Гваттари. Не кто иной как Николай Федоров предложил сублимацию воинской повинности в сверхзадачу воскрешения мертвых. Как я понимаю, в целях притока чистой энергетики духа.
* Минимальное социально-культурное единство, находящееся в состоянии активного неравновесия и способное поддерживать себя в таком состоянии, будем называть «монадой». Данное определение исходит из понимания монады Лейбницем.
* О роли Духа Воинственности в консолидации русской истории см. подробнее: Секацкий А. К. Налетели ветры злые (казачество в мегамасштабе истории) // Казачий Петербург. СПб.1995. С. 47-60.
** Кстати, для традиции драк в Белозерье характерно, что откладывалась не только месть, но даже и сознание необходимости отомстить – откладывались вплоть до следующего престольного праздника, до нового рокового поворота калейдоскопа.
* На этот вид причинения обратил внимание еще Аристотель в своей «Метафизике», а на роль недостачи в инициировании сказочной нарративности указал В. Я. Пропп, см. его «Морфологию сказки».
* В тех краях, где гармошка не получила такого распространения, ее может заменять другой инструмент. Например, в Псковской области это гусли. Под гусли исполнялись лирические песни, частушки и др., а также и особые мелодии ярости – «скобари», подогревающие драку и доводящие ее до нужного масштаба (сообщение О. Николаева).