Становление развитой научной теории

Сфера научного знания распадается на эмпирический и теоретический уровень.

Опыт

эксперимент эмпирический уровень

наблюдения

Абстракция

идеализированные объекты

концепции теоретический уровень

формулы

принципы

И на экспериментальном, и на теоретическом уровнях присутствуют и мышление и чувства. Взаимодействие и единство чувственного и рационального имеет место на обоих уровнях познания.

Для классической стадии развития науки характерен идеал дедуктивно построенной теории.

Теория содержит в себе механизм своего развития, как посредством знаково-символических операций, так и благодаря введению различных гипотетических допущений. Существует и путь мысленного эксперимента с идеализированными объектами.

Язык науки – способ объективированного выражения содержания науки. Как знаковая система, он создан в случае возникновения новой дисциплинарной области, с учетом ее потребностей, служит эффективным средством мышления. Существуют эмпирический и теоретические языки. Пример, язык современной физики содержит в себе термины, обозначающие явления и свойства, существование которых было установлено в ходе проведения различных экспериментов.

Классификация языков:

1. Ассерторический - язык утверждения, с его помощью формулируются основные утверждения данной теории. Они делятся на формализованные и неформализованные. Формализованные - формально-логические языки. Неформализованные – естественные языки.

2. Модельный язык – служит для построения моделей.

3. Процедурный - язык, служащий для описания измерительных и экспериментальных процедур.

4. Аксиологический язык – служит для описания ценностных элементов теории, располагает средствами сравнения процессов и процедур в самой научной теории.

5. Эротетический – язык, ответственный за формулировку вопросов, проблем, задач или заданий.

6. Эвристический - с помощью его совершается процедура постановки проблемы.

Знак и значение – осевые составляющие языка. В науке под значением понимается смысловое содержание слова. Языковый знак квалифицирует образование, репрезентирующее предмет, свойства, отношения действительности. Совокупность знаков образует язык.

Теория всегда подчинена процедуре верификации, т.е. подтверждения. К. Поппер доказал, что любая теория в принципе фальсифицируется, т.е. подвластна процедуре опровержения.

Поппер полагал, что теоретическое знание носит лишь предположительный гипотетический характер, оно подвержено ошибкам. Рост научного знания предполагает процесс выдвижения научных гипотез с последующим опровержением.

В контексте исследований по философии науки выделяются виды прогнозирования: поисковый и нормативный прогнозы. Поисковый – выявление характеристик предметов и событий на основе экстраполяции тенденций, обнаруженный в настоящем. Нормативный говорит о возможном состоянии предмета в соответствии с заданными норами и целями.

Проблемные ситуации в науке.Гносеология описывает движения научно-познавательного процесса как ход мышления, простирающийся от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего достаточного обоснования превращается в теоретическую модель.

Научное знание: вопрос – проблема – гипотеза – теория.

Проблема - задача, преграда, это знание о незнании, это трудность. Проблема - это совокупность суждений, включающая в себя как ранее установленные факты, так и суждения о еще непознанном содержании объекта. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания. Проблемное осмысление связано с выдвижением гипотез. Гипотеза выступает как основополагающий этап создания теоретической модели. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Проблемные ситуации являются необходимым этапом развития научного познания, явно фиксирует противоречие между старым и новым знанием, когда старое знание не может развиваться на своем прежнем основании, а нуждается в его детализации или замене. Проблемные ситуации указывают на недостаточность и ограниченность прежней стратегии научного исследования; они возникают тогда, когда рождается сомнение, неуверенность, неудовлетворенность наличием знания. Выход из проблемной ситуации может быть при рациональном осмыслении форм организации теоретического знания. Проблемные ситуации возникают, когда трудно установить специфику функционирования теории с эмпирическим базисом.

Много проблемных ситуаций возникает также и в 21 веке (исследование вселенной).

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. Основной задачей культуры становится воспитание и возделывание самого человека. В древнегреческом полисе культура была одновременно воспитанием и культом. Она способствовала тому, чтобы несмышленный ребенок был образован в юношу, а затем в зрелого мужа, способного к осуществлению гражданских обязанностей.

Прослеживается взаимосвязь культуры и науки. Значимый субъект для общества тот, кто обладает мастерством и умением.

Культура, как образованность, просвещенность, наличие прекрасных манер и «техне», как умения, как технология изготовления того или иного предмета объединяются. Культивирование содержит в себе программу видоизменения объекта, включает в себя операции и этапы возделывания, совершенствование системы, т.е. опирается на открытые наукой теоретические представления.

Древнегреческий философ Фалес предсказал обильный урожай маслин, дешево скупил все маслодавильни, а затем сдал в наем втридорога, выручив огромные деньги. Этот пример подтверждает соответствие образованности (как результата культуры) умения мыслить и прогнозировать (как продукта культуры развития). Таким образом, общая культура, всесторонняя образованность и теоретическое понимание являются основанием для выбора правильной стратегии действия.

Проблема включения теоретических явлений и представлений имеет эстетическую направленность.

Наши рекомендации