E. идеальное и материальное
3. Основатель экзистенциализма, датский философ, автор книг «Страх и трепет», «Или – или»:
A. С. Кьеркегор
B. И. Кант
C. О. Конт
D. А. Тойнби
E. О. Шпенглер
4. Вторая историческая форма позитивизма - махизм - это то же самое, что и:
A. объективный идеализм
B. субъективный идеализм
C. материализм
D. эмпириокритицизм
E. неопозитивизм
5. В неопозитивизме центральное место занимает проблема:
A. этики
B. бытия
C. познания
D. мышления
E. логико-лингвистического анализа
6. Автор концепции, согласно которой основной движущей силой развития человеческой психики является стремление к преодолению чувства недостаточности, неполноценности:
A. А. Адлер
B. И. Кант
C. А. Тойнби
D. О. Шпенглер
E. З. Фрейд
7. На что была направлено в основном философское воззрение Ч. Валиханова
A. на обоснование принципов идей Просвещения
B. на религию
C. на политику и право
D. на мораль
E. на взаимосвязь философии и естествознания
8. Учение о всеобщей закономерной причинной обусловленности явлений:
A. индетерминизм
B. фатализм
C. детерминизм
D. конвенционализм
E. кондиционализм
9. Общественно-историческая практика есть:
A. Основа и цель познания
B. Критерий истинности знаний
C. Освоение человеком внешней и собственной природы
D. Преобразование общественных отношений и социальных институтов
E. Другой вариант ответа
10. Основное утверждение эмпиризма:
A. мир непознаваем
B. разум является основным источником познания мира
C. высший вид познания – это интуиция
D. все знания человека основываются на опыте
E. источником познания является божественное откровение
11. Что является источником движения и развития?
A. Противоречие
B. Качество
C. Тождество
D. Мера
E. Время
12. К рациональному познанию относятся следующие формы:
A. ощущение, восприятие, представление
B. понятие, суждение, умозаключение
C. чувства, эмоции, рассудок
D. «я», «оно», «сверх-Я»
E. фантазия, вымысел, догадка
13. Философские понятия, обозначающие знания, предшествующие опыту и независимые от него:
A. Сциентизм
B. Спиритуализм
C. Априори
D. Эмпиризм
E. Сенсуализм
14. Философское течение, отрицающее частично или полностью познаваемость мира:
A. Агностицизм
B. Материализм
C. Плюрализм
D. Рационализм
E. Эмпиризм
15. Из перечисленных форм практики исключите одно название, включенное ошибочно:
A. Социальная практика
B. Психическая практика
C. Материально-производственная деятельность
D. Научный эксперимент
E. Техническая деятельность
16. Представитель суфийской философии в Казахстане:
A. аль-Фараби
B. Хайдар Дулати
C. Ходжа Ахмет Яссауи
D. Махмуд Кашгари
E. Юсуп Баласагуни
17. Время в традиционной казахской культуре:
A. виртуальное
B. ситуативное
C. героическое
D. линейное
E. циклическое
18. Кому принадлежит классификация основных форм движения?
A. Фейербах
B. Энгельс
C. Маркс
D. Ленин
E. Плеханов
19. Каково марксистское понимание сущности человека?
A. социально-трудовое
B. теологическое
C. биологизаторское
D. идеально-духовное
E. космо-планетарное
20. Что является всеобщим свойством материи?
A. отражение
B. притяжение
C. существование
D. мышление
E. движение
21. Традиции, обычаи, нормы и т.п. составляют ценности:
A. научные
B. политические
C. этические
D. религиозные
E. эстетические
22. Кто является разработчиком учения о самоорганизации материи – синергетики?
A. К. Маркс
B. Ф. Энгельс
C. И. Пригожин
D. Н. Бердяев
E. В. Соловьев
23. «Философия, есть эпоха схваченная мыслью» - так предмет философии определял:
A. Г. Гегель
B. З. Фрейд
C. Г. Маркузе
D. Л. Фейербах
E. И. Кант
24. Антиномии по И. Канту - это:
A. неразрешимые противоречия
B. «tabula rasa»
C. «картезианское сомнение»
D. универсалии
E. монады
25. «Человек человеку Бог» - основной тезис атеистически-антропологической теории:
A. Л. Фейербаха
B. З. Фрейда
C. Ф. Ницше
D. Ф. Шеллинга
E. Ч. Пирса
Вариант 4.
1. Главный тезис этого философа: «Жизнь человека – абсурдна»
A. К. Ясперс
B. И. Кант
C. Г. Гегель
D. Л. Фейербах
E. А. Камю
2. О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Милль представляют :