A. первую волну позитивизма

B. эмпириокритицизм

C. постпозитивизм

D. неопозитивизм

E. логический позитивизм

3. Автор произведения «Бегство от свободы», пытающийся понять механизм взаимоотношения психологических и социальных факторов общественного развития:

A. Э. Фромм

B. О. Конт

C. Д. Дьюи

D. А. Тойнби

E. О. Шпенглер

4. А. Шопенгауэр в качестве альтернативы гегелевского абсолютного духа предлагает:

A. свободу

B. разум

C. чувственное начало

D. волю

E. экзистенцию

5. Кто из перечисленных имен являются представителями структурализма?

A. К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан

B. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин

C. З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер

D. Д. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн

E. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах

6. Кому принадлежит философско-просветительское произведение «Слова назидания»?

A. Ы. Алтынсарин

B. М. Ауэзов

C. А. Кунанбаев

D. Ж. Жабаев

E. Ч. Валиханов

7. Философия этого мыслителя представляет собой спекулятивную теологию:

A. С.Сейфуллин

B. Шакарим

C. Торайгыров

D. Яссауи

E. аль-Фараби

8. Подлинный смысл диалектики заключается:

A. В концепции развития и всеобщей связи

B. В понимании развития, присущего социальным процессам

C. В понимании развития, присущего только природным явлениям

D. В понимании развития абсолютной идеи

E. В рефлексии

9. Единством субъективной и объективной реальности называют:

A. Материю

B. Движение

C. Время

D. Бытие

E. Пространство

10. Основное утверждение рационализма:

A. главенствующую роль в науке играет опыт, эксперимент

B. мир в принципе непознаваем

C. разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

D. познание возможно благодаря божественному откровению

E. познаваемость мира сомнительна

11. Какие из перечисленных ниже методов относятся к эмпирическому познанию?

A. Исторический и логический методы

B. Аксиоматизация и формализация

C. Наблюдение и эксперимент

D. Метод восхождения от абстрактного к конкретному

E. Индукция и дедукция

12. В чем сущность концепции географического детерминизма?

A. основные факты истории объясняются географическими условиями

B. развитие общества меняет географическую среду

C. в утверждении идей синергетики

D. в возрастании воздействия общества на природную среду

E. в отрицании роли науки

13. Философское толкование времени:

A. это наше ощущение течения событий

B. это набор секунд, минут, часов, суток и т.д.

C. это часы в любой форме

D. это форма координации сменяющихся объектов и их состояний

E. это изобретение Бога, чтобы измерять длительность

14. Кто из казахских мыслителей, следуя суфистскому направлению ислама, считал, что в основе добра лежит знание?

A. Абай Кунанбаев.

B. Шакарим Кудайбердиев.

C. Чокан Валиханов.

D. Ибрай Алтынсарин.

E. Бухар-жырау Калкаманов.

15. Кому принадлежит наиболее развернутое определение материи?

A. Фейербах

B. Маркс

C. Ленин

D. Энгельс

E. Кант

16. Общественно-экономическая формация – понятие:

A. логического позитивизма

B. персонализма

C. неотомизма

D. марксизма

E. фрейдизма

17. Какое требование выдвигают неопозитивисты, согласно которому любое высказывание должно подлежать опытной проверке на истинность?

A. математический принцип

B. принцип верификации

C. мировоззренческий принцип

D. методологический принцип

E. принцип фальсификации

18. «Философия жизни» определяет жизнь как:

A. способ существования белковых тел

B. результат самоорганизации неорганических соединений

C. поток, изменение, творчество

D. инобытие

E. клеточную систему

19. Кто из философов-экзистенциалистов ввел понятие «пограничной ситуации»?

A. М. Хайдеггер

B. А. Камю

C. К. Ясперс

D. Ж.П. Сартр

E. Х. Ортега-и-Гассет

20. Кто из перечисленных философов видит «прорыв» одномерного общества в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции?

A. Э. Фромм

B. З. Фрейд

C. Г. Маркузе

D. К.Г. Юнг

E. Ч. Пирс

21. Третья высшая форма чувственного познания, обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент:

A. ощущение

B. представление

C. восприятие

D. суждение

E. умозаключение

22. Как называется метод исследования, состоящий в мысленном соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов, сторон сложного явления и постижении целого в его единстве:

A. анализ

B. синтез

C. моделирование

D. наблюдение

E. эксперимент

23. Выделите представителя идеалистического монизма в решении проблемы субстанции:

A. Фейербах

B. Гегель

C. Маркс

D. Лейбниц

E. Декарт

24. Кто считал, что всякое развитие протекает по схеме «Триады» (тезис-антитезис-синтез)?

A. И. Кант

B. Г.Гегель

C. Л. Фейербах

D. Ф. Шеллинг

E. Ф. Ницше

25. Выделите проблему, которую исследовал в своем философском творчестве И. Кант:

A. познавательные способности человека

B. законы диалектики

C. проблему социального бытия

D. социальную структуру общества

E. историю религии

Вариант 5.

1. Какие философские направления объединяют этих ученых: Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Бердяев, М. Хайдеггер?

A. Неокантианство

B. Неогегельянство

C. Экзистенциализм

D. Сенсуализм

E. Гедонизм

2. Автор произведений «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе»:

A. К. Ясперс

B. И. Кант

C. Г. Гегель

D. Л. Фейербах

E. А. Камю

3. Русский ученый, обосновавший теорию ноосферы:

A. А.И. Герцен

B. Н.П. Огарев

C. Л.Н. Толстой

D. В.Г. Белинский

E. В.И. Вернадский

4. Кто из казахских мыслителей утверждал, что исконной религией казахов был шаманизм?

A. Ы. Алтынсарин

B. А. Кунанбаев

C. Ч. Валиханов

D. А. Яссауи

E. Ш. Кудайбердиев

5. В каком своем труде Ш. Кудайбердиев приводит 5 аргументов в пользу материализма?

A. «Каноны мусульманства»

B. «Три истины»

C. «Следы шаманства у киргизов»

D. «Слова назидания»

E. «Кудатку билик»

6. Способ существования материи есть:

A. Движение

B. Пространство

C. Время

D. Физический вакуум

E. Покой

7. Какой формой бытия является существование идеального как самостоятельной реальности:

A. материальное бытие

B. идеальное бытие

C. человеческое бытие

D. социальное бытие

E. феноменальное бытие

8. Адам бол! (Будь, (стань) Человеком!) – нравственный императив философии:

A. Шакарима

B. Дулатова

C. Абая

D. Валиханова

E. Алтынсарина

9. Данные положение выражает сущность материалистического понимания истории:

A. общество есть сумма индивидов

B. развитие общества зависит от великой личности

C. история общества определяется элитой

D. общество и его история зависят от воли Бога

E. общественное бытие определяет общественное сознание

10. Согласно атрибутивной концепции материи, движение:

A. абсолютно

B. временно

C. совершается по кругу

D. равноценно покою

E. прерывно

11. Какой из методов исследования обеспечивает метод перехода от единичных фактов к общим положениям?

A. Дедукция

B. Индукция

C. Интуиция

D. Эксперимент

E. Наблюдение

12. Предметом какой формы общественного сознания является прекрасное?

A. нравственной

B. научной

C. правовой

D. религиозной

E. эстетической

13. Кто из перечисленных философов является автором произведения «Бегство от свободы», пытавшийся понять механизм взаимоотношения психологических и социальных факторов общественного развития («социопсихологизм»)?

A. Г. Маркузе

B. Э. Фромм

C. А. Адлер

D. К. Г. Юнг

E. З. Фрейд

14. Кто из перечисленных философов утверждает, что жизнь, есть воля к власти, что есть идеал Серхчеловек?

A. В. Дильтей

B. А. Бергсон

C. С. Кьеркегор

D. Ф. Ницше

E. А. Шопенгауэр

15. Философское течение ХХ в., представляющее собой третью историческую форму позитивизма:

A. неопозитивизм

B. феноменология

C. постпозитивизм

D. структурализм

E. эмпириокритицизм

16. Перечислите пограничные ситуации по К.Ясперсу:

A. смерть, любовь, вина, страдание

B. смерть, секс, судьба

C. вина, ответственность, наказание

D. любовь, семья, ответственность

E. страдание, долг, любовь

17. Ницше считал, что продуктом христианства является:

A. воля к власти

B. высокая мораль

C. рабская мораль

D. мораль «сверхчеловека»

E. воля к жизни

18. Какой из типов движения относится к развитию?

A. Прогресс

B. Регресс

C. Движение по прямой

D. Движение по кругу

E. Движение по спирали

19. Какие из перечисленных ниже методов относятся к эмпирическому познанию?

A. Исторический и логический методы

B. Аксиоматизация и формализация

C. Наблюдение и эксперимент

D. Метод восхождения от абстрактного к конкретному

E. Индукция и дедукция

20. Как называется форма рационального мышления, с помощью которой что-либо отрицается или утверждается?

A. суждение

B. понятие

C. логика

D. умозаключение

E. анализ

21. Какие из перечисленных ниже методов относятся к эмпирическому познанию?

A. Исторический и логический методы

B. Аксиоматизация и формализация

C. Наблюдение и эксперимент

D. Метод восхождения от абстрактного к конкретному

E. Индукция и дедукция

22. Что такое атрибут материи (определение)?

A. Свойства, которые всегда и везде присущи всей материи и любым материальным объектам

B. Все, что существует вне человеческого сознания

C. Это реальность, существующая в нашем сознании, мышлении, воображении

D. «Вещь в себе»

E. Сознание

23. Категорический императив – это:

A. Этический закон Канта

B. «индивидуальная психология» А. Адлера

C. «аналитическая психология» К.Г. Юнга

D. «Философия жизни» Ф. Ницше

E. Волюнтаризм А. Шопенгауэра

24. Кто разработал основные законы и категории диалектики с позиции объективного идеализма?

A. Гераклит

B. Гегель

C. Гердер

D. Геродот

E. Герцен

25. Корни религии находятся в эмоциональной сфере, чувстве зависимости, которая порождает потребность в утешении, самосохранении и т.п., считал:

A. И Кант

B. Г. Гегель

C. Л. Фейербах

D. И. Фихте

E. Ф. Шеллинг



ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» (3 кредита)

На 2012-2013 учебный год

1. Зарождение философии: где и когда

2. Веды, 4 составные части Вед

3. Проблема начала бытия в древнеиндийской философии: брахман и атман

4. Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии

5. Сущность неортодоксальных учений в древнеиндийской философии

6. Астика в философии Древней Индии.

7. Настика в философии Древней Индии

8. Понятие сансары в древнеиндийской философии

9. Понятие кармы в древнеиндийской философии

10. Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи: о 4-х первоэлементах; гедонизм в трактовке смысла жизни

11. Философия буддизма. 4 благородные истины буддизма.

12. Страдание есть суть человеческой жизни по буддизму

13. «Средний путь» - главная идея буддизма.

14. Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению.

15. Философия конфуцианства. «Лунь юй».

16. Управление на традициях, ритуале и добродетели – основной принцип учения Конфуция (Кун фу цзы).

17. Основные понятия конфуцианства: жэнь, «шу», «ли», «чжун юн», «сяо».

18. «Благородный муж» – социальный идеал Конфуция.

19. Главная идея даосизма. Лао-цзы – основоположник даосизма. Понятия «дао», «у-вэй».

20. Моизм и принцип «всеобщей любви».

21. Легизм – философия сильной государственной власти.

22. Характерные черты античной философии: космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика.

23. Представление о сущности человека характерное для античной философии.

24. Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Основные представители. Фалес – основоположник Милетской школы.

25. Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» и «стойхейон» у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

26. Учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. Принцип «пантареи» («все течет»).

27. Проблема первоначала по Гераклиту.

28. Философия Пифагора – автора термина «философия». Первый принцип и первооснова мира по Пифагору. «Все есть число»

29. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.

30. Понятие бытия как главная проблема философии Парменида. «Бытие есть, а небытия нет».

31. Антропоморфизм Ксенофана – представителя элейской школы. «Каков человек – таков его Бог».

32. Апории Зенона.

33. Основатели атомистики – вершины античного материализма – представители школы.

34. Школа софистов - от физиса и космоса к проблеме человека.

35. Агностицизм софистов. «У каждого человека своя истина».

36. Философия Протагора. «Человек – есть мера всех вещей».

37. Этический рационализм Сократа. «Добродетель есть знание».

38. Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю».

39. «Майевтика» - философский метод Сократа, его суть.

40. Философия Платона – создателя системы объективного идеализма. Учение об идеях – «мир идей» и «мир чувственных вещей».

41. Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы.

42. Академия Платона.

43. Философия Аристотеля – энциклопедиста, систематизатора философских и научных знаний в античной Греции, основателя формальной логики.«Логика есть орудие научного познания».

44. Философская школа Аристотеля.

45. Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное».

46. Философия асоциальной свободы (вне общества) киников.

47. Философские идеи эпикуреизма: атомизм, этика, гедонизм. «Сад» Эпикура.

48. Философия стоицизма. Идеал человека в понимании стоиков.

49. Воздержание от суждений («эпохе») - основная идея философии скептицизма.

50. Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: теоцентризм, креационизм, проведенциализм, их суть.

51. Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия».

52. Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии. Человек есть образ и подобие Бога.

53. Суть догматизма –как метода средневековой теологической философии.

54. Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану. «Верую, ибо нелепо».

55. Патристика и схоластика - 2 основных этапа и формы христианской философии.

56. Учение христианских отцов церкви.

57. Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идея христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем» А. Августина.

58. Проблема универсалий (природы общих понятий) в схоластической средневековой философии. Номинализм и реализм в споре об универсалиях.

59. Фома Аквинский – создатель томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога.

60. Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья

61. Школа мутакалимов и мутазилитов.

62. Аль-Кинди – первый философ арабов и восточного аристотелизма.

63. Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн- Рушд – представители восточного перипатетизма (аристотелизма). Энциклопедическая образованность как черта представителей восточного перипатетизма.

64. Философия аль-Фараби – «Второго Учителя». Идеал общественного устройства в этико-социальном трактате «О взглядах жителей добродетельного города». Правители добродетельного города по аль-Фараби.

65. Фалсафа (принцип рационализма) – основа философии восточного перипатетизма.

66. Ибн Рушд (Авероэсс) - автор теории о «двойственной истине». Соотношение разума и веры в трактовкеИбн Рушда.

67. Философия суфизма. Аскетический образ как практическая реализация этических норм в суфизме.

68. Аль-Газали – представитель суфизма в арабомусульманской философии средневековья. Критика восточного аристотелизма и аристотелевских воззрений в целом в трактате «Опровержение философов».

69. Характерные черты мировоззрения и философии эпохи Возрождения: эстетизм, антропоцентризм, гуманизм, поиск индивидуальности.

70. «Человек – творец, художник»; преобладание эстетического начала человека над нравственным - понимание характерное для философии Ренессанса.

71. Человек как основная проблема философии гуманистов Ренессанса. Величие и могущество человека – сущность гуманизма ренессанса

72. Основные представители итальянского гуманизма.

73. Ф. Петрарка – первый гуманист, отец «гуманизма».

74. Идеи Эпикура в воззрениях итальянского гуманиста Лоренцо Валлы. «О наслаждении как истинном благе».

75. Натурфилософия эпохи Возрождения, ее представители, пантеизм.

76. Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника.

77. Социально-политическая философия Н. Макиавелли. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли.

78. Социально-утопическая философия Т. Мора. «Утопия».

79. Идеи утопизма в философии Т. Кампанеллы. «Город Солнца».

80. Философия Реформации. Мартин Лютер – основатель немецкого реформационного движения. Чистая вера как «божий дар» в спасении человека.

81. Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени.

82. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание –сила».

83. Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.

84. Учение об «идолах» - заблуждениях, ошибках , препятствующих познанию.

85. Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую».

86. Суть «картезианского сомнения».

87. Разработка метода познания – дедукции Р. Декартом.

88. Дуализм Декарта в учение о субстанции: протяженная (материальная) и мыслящая (духовная).

89. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».

90. Сенсуализм Д. Локка. Идея «tabula rasa» («чистая доска»). «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах».

91. Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) – ключевое понятие философской системы Лейбница

92. Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы.

93. Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.

94. Механистический материализм и натурфилософия XVIIIв.: представители.

95. Идеи деизма в философии Просвещения XVIIIв.

96. Натурфилософия Д. Дидро – выдающегося философа-материалиста XVIIIв., автора идеи создания «Энциклопедии».

97. Географический детерминизм Монтескье

98. Философия Ламетри. «Человек – машина».

99. Немецкая классическая философия – идеалистическое и материалистическое направление, их представители.

100. Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»

101. Агностицизм и априоризм о наличии границ познавательной способности человека. Учение об антиномиях (неразрешимых противоречиях) И. Канта

102. Два вида знаний по И. Канту: априорное (доопытное) и апостериорное (полученное в результате опыта).

103. Этический закон И. Канта – «категорический императив». «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом».

104. Творчество Г. Гегеля – вершина немецкой классической философии, объективный идеализм. Абсолютная идея – основное философское понятие теории объективного идеализма Гегеля.

105. Диалектика Гегеля – вклад в развитие философии: в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма. «Триада»: тезис – антитезис – синтез.

106. Гегель о предмете философии: «Философия есть эпоха схваченная мыслью».

107. Антропологический материализм Л. Фейербаха – «философия будущего» - учение о человеке.

108. Атеистически-антропологическая теория Л. Фейербаха – проблема бога связанная с антропологией. Корни религии. Религия «любви». «Человек человеку – Бог.

109. Философия марксизма. Диалектический и исторический материализм – историческая форма материализма. Общественное бытие определяет общественное сознание - одно из основных положений исторического материализма.

110. Теоретические источники марксизма.

111. Формационная теория исторического развития К. Маркса. Понятие «общественно-экономическая формация». Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической.

112. Социально-экономические факторы и классовая борьба как детерминанты общественного развития в трактовке марксистской философии.

113. Марксистское понимание сущности человека. «Человек – есть совокупность общественных отношений».

114. Позитивизм и его три исторические формы. О. Конт – основоположник позитивной философии.

115. Главная идея неопозитивизма. Верификация – основной принцип неопозитивизма, его суть.

116. Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций.

117. Сущность иррациональной философии (иррационализма). Основатели иррационализма, критики принципа рационализма – А. Шапенгауэр, Ф. Ницше.

118. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра.

119. «Философия жизни». Определение жизни как потока, изменения, творчества.

120. Основные положения философии Ф. Ницше: «воля к власти», идея «Сверхчеловека», нигилизм – «Бог умер», религия и рабская мораль.

121. Понимание бытия в философских концепциях XX в.

122. Экзистенциализм – философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма.

123. Представители французской школы экзистенциализма

124. Экзистенциальные идеи А. Камю. Категория «абсурда» и «бунта» в философии А. Камю

125. Философия психоанализа – исследование природы бессознательного З. Фрейд – основатель психоанализа. Теория либидо, сублимация

126. Понятие «архетип» в «аналитической психологии» К.Г. Юнга

127. «Индивидуальная психология» А. Адлера. Понятие «комплекса неполноценности»

128. Социопсихологизм Э. Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа

129. Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов

130. Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов. Структурная иерархия Космоса в мировоззрении казахов. Тенгри – верхний мир, тенгрианство.

131. Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства и философия политики и права Ч. Валиханова

132. Абай Кунанбаев – казахский просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Требование о критическом подходе и преобразованиях современного казахского общества. «Слова назидания»

133. Главный принцип нравственно-этической философии – «Будь человеком». Человек – хозяин и создатель своей судьбы.

134. И. Алтынсарин с идеей о роли знания, просвещения в прогрессе общественной жизни и жизни человека

135. Проблема человека и его бытия в философии Ш. Кудайбердиева. Наука о совести. Три истины: вера, наука, совесть

136. Этимология термина «философия»

137. Определение философии как науки

138. Основные функции философии. Мировоззренческая функция – главная функция философии

139. Понятие мировоззрения

140. Исторические типы мировоззрения. Истоки философии. Что их объединяет? Отличие философии от мифологии и религии

141. Понятие религии.

142. Понятие теоцентризма

143. Понятие деизма

144. Понятие пантеизма

145. Понятие монотеизма и политеизма

146. Онтология как учение. Бытие как исходная категория философии

147. Основной вопрос философии, его две стороны: онтологическая и гносеологическая

148. Материализм и идеализм как философские направления.

149. Основные формы материализма с точки зрения исторического развития

150. Две главные разновидности идеализма: объективный и субъективный, их суть

151. Монизм, дуализм, плюрализм как философские точки зрения

152. Философское определение материи. Ленинское определение материи.

153. Понятие атрибута материи.

154. Движение, пространство, время как атрибуты и формы бытия материи

155. «Время» как философская категория

156. Диалектика, ее изначальная форма

157. Диалектика как философская теория и метод

158. Альтернативы диалектики как метода философии: метафизика, эклектика, догматизм.софистика

159. Три основных закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывающий источник развития

160. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывающий механизм развития, переход от старого к новому.

161. Закон отрицания отрицания о направленности развития, характеризующийся необходимостью, цикличностью и преемственностью

162. Натурфилософия как философия природы

163. Гносеология как философское учение

164. Гностицизм и агностицизм в решении проблемы познаваемости мира

165. Рационализм как гносеологическая концепция

166. Эмпиризм как гносеологическая концепция

167. Сенсуализм как гносеологическая концепция

168. Основные формы познания: чувственное и рациональное

169. Формы чувственного познания

170. Формы рационального познания

171. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический

172. Понятие практики

173. Социальная философия как философское учение. Социальный мир во всем многообразии и единстве есть объект социальной философии

174. Определение понятия «общество»

175. Два подхода в типологизации этапов общественного развития: формационный и цивилизационный

176. Понятие социальной структуры общества

177. Философская антропология как учение

178. Логика как учение

179. Этика как учение. Исходные категории нравственности – добро и зло.

180. Эстетика как учение

181. Аксиология как учение

182. Детерминизм как учение о всеобщей причинной обусловленности явлений

183. Понятие гедонизма

184. Понятие «архэ»

185. Основные подходы к определению сущности человека: биологизаторский (натуралистический); социологизаторский, теологический

186. Понятие личности

187. Процесс социализации личности

188. Понятие антропогенеза

189. Понятие антропоцентризма

190. Понятие «Я» в философском смысле слова как интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр

4. Контрольные карточки для проведения среза остаточных знаний по дисциплине «Философия»

Темы 1-4 (по силлабусу)

I.В первой колонке таблицы указано имя основоположника определенной философской школы, во второй название школы. Установите соответствие между ними:

Аристотель Киническая
Платон Законников
Антисфен Санкхъя
Шан Ян, Хан Фэй цзы Сад
Капила Локаята
Эпикур Ликей
Фалес Академия
Брихаспати Милетская

II . Определите принадлежность характерных черт (позиций) для:

А) античной философии

Б) средневековой западноевропейской философии

В) средневековой арабо-мусульманской философии

Г) философии Ренессанса

v Космоцентризм, теоцентризм, энциклопедизм, провиденциализм, пантеизм, креационизм, перипатетизм, догматизм, антропоцентризм, рационализм, гуманизм, стихийная диалектика, «человек – образ и подобие Бога», «человек – творец, художник», эстетизм, поиск индивидуальности.

III.Определите авторство следующих высказываний:

1) «Человек следует (законам) земли, земля следует (законам) неба. Небо следует (законам) дао, а дао следует самому себе»

2) «Там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким (преступлениям) просто неоткуда взяться. Это и называется «наводить порядок еще до того, как возникнут беспорядки»

3) «Я пришел утолить невежество мудростью…Братья, мы блуждаем по печальному, пустынному пути перерождений только потому, что не знаем четырех истин спасения»

4) «Бытие есть и не может не быть, небытия нет и не может нигде и никак быть»

5) «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют»

6) ва«Если хочешь делать добрые поступки, нужно знать, что такое добро вообще»

7) «Верую, ибо абсурдно»

8) «Знаю, что ничего незнаю»

9) «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности»

10) «Ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше; посредством же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания»

IV.В первой колонке таблицы дается понятие, во второй его определение. Установите соответствие между ними:

Понятие Философский смысл
Пантеизм - рациональный (философский) метод познания бытия в арабской культуре, противостоявший религиозно-догматической традиции
Апория - течение в средневековой христианской философии, сторонники которого признавали реальное (объективное) существование общих понятий (универсалий)  
Нус - воззрение, согласно которому вся материя живая  
Майевтика - освобождение от сансары и земной кармы; избавление души от всяких мирских привязанностей
Фалсафа - философское учение, отождествляющее Бога и природу.
Мокша (мукти) - «повивальное искусство»; философский метод постижения истины Сократа
Номинализм - религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего.
Реализм - логическое затруднение, противоречие при разрешении проблемы
Креационизм - течение в средневековой христианской философии, сторонники которого отрицали реальность общих понятий (универсалий) и полагали, что они существуют только в мышлении как имена или названия предметов
Гилозоизм - разум; причина всех вещей и их движения; основной духовный принцип упорядочения материального мира

V.Укажите соответствующее произведение или автора указанных произведений:

Название произведения Автор
«Лунь юй» («Беседы и суждения»)  
  Аврелий Августин
«Сумма теологии», «Сумма против язычников»  
«Органон», «Метафизика», «Никомахова этика»  
  Аль-Фараби
  Данте Алигьери
«Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»  
  Платон
«Опровержение философов»  
«Опровержение опровержения»  

Наши рекомендации