Работы и подготовке к практическому занятию. Чтобы правильно ответить на первый вопрос необходимо, прежде всего, уяснить специфику философского подхода к проблеме познания

Чтобы правильно ответить на первый вопрос необходимо, прежде всего, уяснить специфику философского подхода к проблеме познания, определить место теории познания (гносеологии) в системе философского знания. В каких случаях наши знания совпадают с действительностью, в каких нет, что является источником и основой познания, где найти критерий истинности знания, как соотносится объективное и субъективное, общественное и индивидуальное, абсолютное и относительное в процессе познания? Уже перечисление этих вопросов поможет правильно определить предметную область гносеологии. Ответ будет более полным и убедительным, если Вы рассмотрите проблему познаваемости мира на материале истории философии.

Для того, чтобы разобраться во втором и третьем вопросах, необходимо определить социально - историческую природу познания, диалектику индивидуального и общественного моментов в познании. Рекомендуется дать анализ ленинской теории отражения, для чего необходимо изучить соответствующие главы книги «Материализм и эмпириокритицизм» (гл.1, параграфы 1 – 3; гл. 3; гл. 4, параграфы 1,6.). Далее необходимо раскрыть природу двух форм объективного процесса: природы и целенаправленной деятельности людей и, на этой основе, соотношение теории и практики. При раскрытии четвертого вопроса рекомендуется вначале дать различные трактовки классического определения истины, данного Аристотелем, в философских школах и течениях. Особо следует остановиться на диалектическом понимании истины как процесса: соотношении истины и заблуждения как противоречивых моментов единого процесса познания, объективности истины, соотношении абсолютного и относительного в истине, конкретность истины. В заключение следует детально разобраться в вопросе о критерии истинности наших знаний. Основные положения марксизма о практике как критерии истины можно найти в работах: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе; Ф. Энгельс Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (гл. 2 параграф 6); В.И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм (гл. 2 параграф 6).

Рассматривая последний вопрос данного раздела, обращенный к теме структуры познания, следует вначале представить чувственный (эмпирический) уровень познания через его основные формы (ощущение, восприятие, представление); затем, представить рациональный (абстрактно-логический, теоретический) уровень познания через его основные формы (понятие, суждение, умозаключение); в итоге, следует показать соотношение чувственного и рационального уровней познания.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что изучает гносеология?

2. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?

3. Каковы основные положения теории отражения и чем определяется их роль в научном понимании познания?

4. Что такое субъект и объект познания?

5. Какие виды знания выделяют философы?

6. Почему философы различают чувственное и рациональное?

7. В чем тайна априоризма?

8. Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина?

9. Как соотносятся между собой абсолютное и относительное в истине?

10. Что означает выражение «истина это процесс»?

11. Что рассматривается философами в качестве критериев истины?

12. Каковы цели познания?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

1.1 – 1.2; 2.1 – 2.5.

Раздел 3. Социальная философия и философия истории

Тема 3.1. Социальная философия. Философия истории

Социальная философия как учение о всеобщих основаниях и принципах изучения общества и его истории. Соотношение социальной философии, истории, социологии и других социальных наук. Философские концепции объяснения общества: позитивизм, феноменология, неотомизм, диалектико-материалистическая концепция. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Объективная и субъективная сторона общественного бытия. Специфика социальной деятельности. Субъекты и объекты общественной деятельности. Деятельность как общественное отношение. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Общество как совокупность общественных отношений. Общество как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека, неолиберальная теория, глобализация. Концепции социальной структуры и стратификации в современной социальной философии.

Общество как обособившаяся часть природы. Антропогенное влияние на природу. Понятие о ноосфере. Влияние географической среды на развитие общества и наоборот. Географическое направление в социологии. Демография и общество (проблемы народонаселения). Проблемы социальной экологии. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация.

Философия истории: предмет, отличие от исторических наук. Источники и субъекты исторического процесса. Динамика и типология исторического развития, периодизация истории. Концептуальные схемы понимания специфики социального детерминизма: этический идеализм Платона и телеология Аристотеля; религиозный провиденциализм средневековья (А. Аврелий, Ф. Аквинский); рационалистически-просвещенческий взгляд на историю.

Философия истории Гегеля; географический детерминизм Ш. Монтескье и др.; демографический детерминизм Т.Р. Мальтуса и социал-дарвинизм, неомальтузианство. Социально-экономический детерминизм К. Маркса и Ф. Энгельса. Формационное развитие общества. Понятие «общественно-экономическая формация» и его структура (производительные силы и производственные отношения, способ производства, базис и надстройка). Семья и формационное развитие общества. Естественно - исторический процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций. Экономический детерминизм Э. Берштейна и др. Культурологический подход к истории Освальда Шпенглера. Понятие культуры, его многозначность. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Материальная и духовная культура. Историческое развитие как воспроизводство и потребление культуры. Развитие общества как возникновение, развитие и исчезновение этнических объединений и их культур. Цивилизационный подход к пониманию общества (Арнольд Тойнби). Понятие цивилизации иего многозначность. Цивилизация как культура. Дикость, варварство, цивилизация как ступени развитии общества. Цивилизация и современное планетарное общество. Проблема признаков цивилизации: письменность, совокупность институтов и социальных общностей, государственность, «вторая природа», право и мораль, искусство.

Технологический детерминизм «постиндустриального» (Д. Белл), «технотронного» (З. Бжезинский), нового «индустриального» (Дж. Гелбрейт), «посткапиталистического» (Р. Дарендорф), «информационного» (О. Тоффлер), «постсовременного» (А. Этциони) общества. Проблемы смысла и назначения истории, социального прогресса и регресса, единства и многообразия истории, роли личности в истории.

Практическое занятие «Социальная философия.
Философия истории»

(форма обучения: очная, заочная) – дискуссия

1. Философские основания теоретической модели общества. Природа и общество. Общество как самоорганизующаяся система.

2. Философия истории. Источники и движущие силы развития общества.

3. Диалектика исторического процесса. Критерии общественного прогресса.

4. Стадии исторического развития. Идеалистическо-рационалистические подходы, организмический, формационный, цивилизационный, культурологический, технологический подходы. Будущее человечества.

Наши рекомендации