V. анализ языка. синтаксис.
Стихотворная речь располагает специальными синтаксическими средствами. Их называют фигурами.
Повторенияотдельных слов или выражений, которые несут особую смысловую нагрузку:
►анафора – повторение начальных элементов предложений.
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай…
Н.А.Некрасов
►эпифора –повторение последних слов предложений.
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла…
►стык –повторение в конце одного стиха и в начале следующего.
О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
►рефрен –неоднократное повторение одной и той же фразы в стихотворении:
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Параллелизм –одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы…
Градация – построение частей предложения, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое или эмоциональное значение.
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
А.А.Блок
Инверсия –необычный порядок слов.
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком.
С.А.Есенин
Антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов.
Чёрный вечер, белый снег…
Перенос – несовпадение стиховой паузы со смысловой и грамматической паузой. Разделение грамматического предложения стихом.
Никто мне не скажет: Куда ты
Поехал, куда загадал?
А.А.Фет
Умолчание – недоговорённость, незавершённость предложений. Обычно передаёт душевное волнение, напряжение лирического героя или говорит об особой сложности изображаемого явления:
Мои мечты… они чисты,
А ты, убийца дальний, кто ты?!
Н.Гумилёв
Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма.
Мы сёла – в пепел! Града – в прах!
В мечи – серпы и плуги!
Вставные конструкции – попутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
А.Блок
Бессоюзие – намеренный пропуск союзов. Делает стихи гораздо выразительнее в силу более напряжённой интонации.
Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А.Блок
Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее.
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют…
Риторические фигуры – риторические вопросы, обращения, восклицания. Они помогают сосредоточить внимание на том или ином явлении.
►риторический вопрос, не требующий ответа:
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
М.Ю.Лермонтов
►риторическое обращение:
Эй, вы! Сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьётся добыча моя…
М.Ю.Лермонтов
►риторическое восклицание:
Нет! Мир бесстрастен, чист и пуст!
А.А.Блок
Парцелляция – членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах.
Разные они, наши специалисты. И по образованию. И по опыту. И по характеру.
VI. Анализ фонетического строя речи.
Звукопись – специальный набор созвучных гласных или согласных, создающий или усиливающий впечатление.
Где он, бронзы звон или гранита грань…
С.А.Есенин
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Пушки с пристани палят…
Ассонанс – повторение гласных звуков, усиливающий выразительность поэтической речи.
Пора! Пора! Рога трубят…
Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи.
Леса – лысы.
Леса обезлосели. Леса обезлисили.