Структура сознания. Самосознание

4. Бессознательное и его значение: З.Фрейд, К.Г.Юнг.

Основные понятия темы.

Сознание, идеальное, мышление, бессознательное, вульгарный материализм, гилозоизм, феноменология, отражение, психика, общественное сознание, менталитет, идеология, самосознание, самооценка, самоконтроль.

Литература:

1. Сознание, его структура и источники.// Алексеев П.В,, Панин А.В. Философия. М., 2004. С. 254.

2. Психоаналитическая философия. З.Фрейд, К.Г.Юнг.// Гриненко Г.В. История философии. М., 2009. – С. 479-488., 490-497.

3. Проблемы сознания.//Гуревич П.С. Философия. М., 2005. – С.304.

Дополнительная литература.

1. Буева Л.П., Райков В.Л. Общая теория сознания.// Вопросы философии – 2001 - № 12.

2. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики.// Вопросы философии.- 2000 - № 10.

3. Жданов Г.Б. Информация и сознание.// Вопросы философии – 2000 - № 11.

4. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

5. Философия. Под общей редакцией В. А. Туева, Б. А. Кислова, М. Л. Ткачевой Иркутск., Издательство БГУЭП. 2008.

Методические и дидактические рекомендации для подготовки к семинару:

· Сознание есть свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга, в идеальных образах отражать материальный мир.

· Сознание есть высшая форма свойства отражения, присущего всей материи. Сознание есть продукт становления и развития человека и человеческого общества.

· Сознание обладает активным, творческим характером по отношению к тому миру, которое оно отражает, сознание творит свой идеальный мир.

Материальным носителем сознания является мозг человека в том смысле, что сознание является функцией мозга, происходящих в нем нейродинамических процессов, а не каким-либо, как считали вульгарные материалисты, выделением из клеток головного мозга. Согласно информационной теории сознания, нейродинамические процессы образуют коды той информации, которая в чистом виде и является сознанием. На уровне мышления сознание связано с языком. Основной элемент языка – слово (устное или письменное) является материальным символом мысли, без которого мысль не может развиваться и быть передана другим людям, войти в их сознание.

Специфика философского изучения сознания:Сознание является объектом изучения многих дисциплин. Так, психологию интересует «происхождение, структура, функционирование сознания индивида». Социология делает особый акцент на том, что «сознание ― это лишь человеку присущий способ ориентации в окружающей среде. Именно этот способ и определяет иную логику событий, иную логику действий, иное содержание связей, качественно преобразуя и систему потребностей, и систему реакций, и характер сообщества». Логика (формальная) изучает общезначимые формы (понятия, суждения, умозаключения) и средства (определения, правила образования понятий, правила рассуждений, правила связи законов мысли в системы и т. д.) мысли, необходимые для рационального познания в любой области знания. Она является наукой о мышлении, ибо анализирует дедуктивные и индуктивные процессы мышления, одновременно задавая ему норму для постижения истины. В современной западной философии проблемой сознания занимаются психоанализ, герменевтика, феноменология, экзистенциализм, структурализм, философия жизни и др.

Сам термин со-знание, его грамматическая структура, предполагает его социальную природу. Сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понятна многим (совместное знание). Иначе, человеку пришлось бы, приступая к самым простым практическим действиям, заново открывать для себя содержание мира знания. Общее поле культуры, общих дел, мыслей и смыслов, заново рождается и снова существует всегда только в личностном и субъективном своем воспроизведении, оставаясь, однако изначально общим всем.

Познание сознания сталкивается с рядом трудностей.

Дело в том, что сознание нам непосредственно не дано. Образы, возникающие в мозге, внешне не наблюдаемы. Внешне можно наблюдать поведение человека, его эмоции, его речь; при исследовании мозга можно наблюдать происходящие в нем физиологические процессы. Но наблюдать, даже с помощью приборов, сознание невозможно. Образы в сознании не обладают теми материальными свойствами, которые есть у отражаемых этими образами объектов (так, огонь жжет, образ огня в сознании этим свойством не обладает). Поэтому получается, что когда изучается физиологическая деятельность мозга, поведение человека, эмоции, речь, то изучается непосредственно не само сознание, а его материальное основание и его материализация в деятельности человека. В этом случае о сознании можно судить косвенно, опосредованно.

Особым способом изучения сознания является самонаблюдение (интроспекция) за собственной духовной жизнью. При этом, правда, есть специфическое затруднение. Так, например, если мы начнем анализировать свои эмоции или мысли, то они в ходе этого анализа начинают исчезать (мысль о мысли вытесняет саму мысль).

Наши рекомендации