Структура теоретического уровня познания

Литература к теме

Моисеев, Н. Н. Расставание с простотой [Текст] / Н. Н. Моисеев. – М. : Аграф, 1998. – 480 с.

Мороз, О. П. Прекрасна ли истина? [Текст] / О. П. Мороз. – М. : Знание, 1989. – 208 с. – (Жизнь замечательных идей).

Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции [Текст] / А. И. Ракитов. – М. : Политиздат, 1991. – 310 с.

Философия науки [Текст] / под ред. С. А. Лебедева. – М. : Академический проект, Трикста, 2004. – 736 с. – (Gaudeamus).

С л о в а р ь

Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) – процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.

Анализ(греч. analisis – разложение, разбор) – метод научного исследования путем разложения единства на множество, целого – на его части, сложного – на его компоненты. Акт анализа называют анализированием, способ проведения анализа называют аналитическим методом.

Дедукция(лат. deductio – выведение) – логическое умозаключение, при котором частные положения выводятся из общих.

Идеализация,процесс идеализации – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

Индукция (лат. inductio – наведение) – логическое умозаключение, основанное на переходе от частного к общему, от фактов к гипотезам и обобщениям.

Метод(methodos – путь исследования) – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Моделирование– исследование объектов познания с помощью создания их моделей – копий реально существующих объектов.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действи­тельности.

Рациональность– совокупность процедур, инструментов интеллектуальной деятельности, обеспечивающих точность и достоверность результатов научного исследования.

Синтез(греч. synthesis – соединение, сочетание) – метод научного исследования предмета, состоящий в соединении и взаимосвязи его частей.

Сциентизм(лат. scientia – знание, наука) – абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

Теория(греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знаний; логическое обобщение опыта. Теория может быть как исходным пунктом научных исследований, так и их результатом.

Техника(греч. techne – искусство, мастерство) – совокупность средств практической деятельности, направленной на изменение природы в соответствии с человеческими потребностями и желаниями; совокупность умений и навыков, составляющих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности.

Технократия (техника + cratos – власть) – социологическая концепция, утверждающая необходимость установления политической власти технических специалистов (организаторов производства и инженеров), осуществляемой в интересах всего общества на базе научного знания.

Эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Эпистемология– раздел теории познания, в котором рассматриваются только проблемы научного познания.

П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т

Наука

Зародившись как форма отвлеченного знания, наука постепенно завоевывала все большее жизненное пространство, изменяя при этом не только предметное окружение человека, но и его самого. Сегодня наука – наиболее влиятельная сфера жизни общества: именно от нее ждут ответов на самые актуальные вопросы о перспективах развития человечества. Именно с ней связывают возможности решения большинства глобальных проблем и угроз современности.

Основные проблемы современной философии науки можно сформулировать так: как можно определить науку? Каковы основные этапы развития научного знания? Как отделить науку от лженауки? Что такое техника?

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Современная эпистемология рассматривает науку и как система знаний, и как деятельность, и как социальный институт. Наука как система знаний предполагает объективное описание фактов в виде стройной и логически непротиворечивой системы. Наука как деятельность предполагает творческий процесс получения знаний. Ведущей потребностью человека в научной деятельности является познание мира, конечной целью – постижение истины. Наука как социальный институт представляет собой совокупность особых норм и традиций, образцов и ценностей сообщества ученых. Наука также оказывает все возрастающее обратное влияние на общество, воздействуя как прямо, так и опосредованно на все важнейшие сферы общественного сознания – религию, политику, мораль и т.д.

Научное знание понимается как высшая форма теоретического отображения мира. Критериями научности являются: объективность, однозначность, системность, универсализм, практическая применимость, проверяемость.

Объективность вытекает из главной цели исследовательской деятельности – поиска истины, которая понимается как соответствие знаний о действительности самой действительности. Научное знание должно быть свободно от личностных предпочтений, индивидуальных желаний и точно отображать реальность, как она есть.

Однозначность проявляется уже на уровне терминологии: научный термин имеет четко закрепленное значение. Понятия обыденного, религиозного и художественного языка, напротив, многозначны. То же относится не только к описанию фактов, но и к теориям. Если выясняется, что теория дает возможность различных толкований, появляется повод усомниться в ее научном статусе.

Системность подразумевает упорядоченность и взаимосвязь знаний.

Универсализмуказывает на общеобязательность научных выводов: их ценность не может зависеть от личных особенностей исследователя, например, его национальности. Не существует национальной или классовой физики, математики, химии и т.д. Принципы и законы должны быть истинны везде, а результаты должны быть одинаковы во всех случаях, где имеются аналогичные условия.

Практическая применимостьбазируется на том факте, что наука есть отображение окружающей действительности, следовательно, даже наиболее абстрактные математические или логические теории, если они верны, могут находить применение на практике (например, при разработке современных компьютеров).

Проверяемость (верификация) – принцип, основанный на той же посылке. Если та или иная теория адекватно отражает реальность, то всю теорию в целом, а также составляющие ее элементарные положения можно проверить на опыте.

Этапы развития науки

Наука в современном смысле этого слова формируется в Новое время – XVI–XVII вв. – в Европе. Именно тогда она полностью освобождается от влияния церкви, отделяется от обыденного сознания и становится влиятельной общественной силой. Тем не менее, истоки науки следует искать в более отдаленных временах. Уже в Древнем мире можно обнаружить несомненные практические достижения в области геометрии, астрономии, агрономии, медицины и т.д.

Античное знание. Главной чертой античного знания является созерцательность: не практика, а отвлеченные теоретические размышления более соответствовали статусу свободного гражданина. Поскольку знание опирается на свободный поиск, важной становится доказательность. Характерной для Древней Греции становится атмосфера постоянных дискуссий: в столкновениях мнений оттачивается логика научного знания и воспитывается критическое отношение к авторитетам. Наконец, античный космоцентризм предполагает взгляд на Вселенную (Космос) как на единое целое, поэтому каждое отдельное знание находит свое место в общей картине. Возникает систематизация наук, классическим примером чего являются работы Аристотеля.

Средневековое знание двойственно в своих основаниях. С одной стороны, наследие античности позволяло развивать отдельные области знания (изобретены очки, бумага, механические часы). С другой стороны, догматизм, свойственный религиозному мировоззрению, обусловил отход от античных традиций. Место идей заняли догмы, а творчество сменилось комментариями к Библии и трудам отцов церкви.

Классическая наука в целом формируется к XVII в., в эпоху становления капиталистического способа производства. Развитие промышленности требовало строгих научных данных, и в ответ на этот социальный запрос формируется экспериментальное естествознание. Революционные успехи науки в этой сфере в скором времени приводят к тому, что она начинает восприниматься как ведущая социокультурная ценность. Общество уверено, что сила объединенных разума и опыта в скором времени освободят человечество от тяжкого труда, бедности и невежества.

XVII век – век первой научной революции, сформировавшей теоретический базис науки в форме научной (физической) картины мира. Началом первой научной революции считают переворот в мировоззрении, совершенный философом и астрономом Н. Коперником(1473–1543). Он окончательно заменил геоцентрическую картину мира, господствовавшую много веков, гелиоцентрической. По имени Коперника гелиоцентрическая картина мира названа коперниковской.

Итальянский математик, физик и астроном Г. Галилей (1564–1642) был основателем новой механистической натурфилософии. Галилей разработал и применил метод точного экспериментального исследования. Галилей был убежден, что подлинным языком, на котором могут быть выражены законы природы, является язык математики. Он был приверженцем рационализма, считая, что мир можно постигнуть с помощью математики, механики и разума. Его открытие закона падения тел имело огромное значение для развития естественнонаучного метода. Оно ограничивалось чистым опытом, т.е. не пыталось ответить на вопрос, почему камень падает, а отвечало на вопрос, как он это делает.

Английский математик, физик и философ И. Ньютон(1643–1727) – основоположник классической физики. В «Математических началах натуральной философии» (1687) он сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения. Ньютон настаивал на необходимости строго механического, каузального (причинного, соответствующего причинному закону) и математического объяснения природы.

С именами Ф. Бэкона – основоположника эмпиризма и Р. Декарта – основателя рационализма связано решение проблемы научного метода познания: индукции и дедукции.

Результатом первой научной революции явилось становление классической науки. Идеалом науки Нового времени становится точная механика, непосредственно связывающая теорию и практику. При этом к механике сводится не только познание природы, но и биология, и социально-гуманитарное знание. Таким же механистическим было понимание общества и государства: все социальные процессы описывались с позиций причинно-следственного автоматизма.

В конце XVIII – первой половине XIX вв. осуществился переход от классической науки, ориентированной на изучение механистических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появляются такие науки, как биология, химия, геология и др. Биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механистической картине мира. Некоторым наукам удалось преодолеть свой механицизм, например, в биологии исследуется эволюционное развитие, химия с открытием Периодического закона приходит к идеям системности и комплексности. Эти идеи поставили под вопрос механистическую картину мира, что в дальнейшем привело к появлению новых, неклассических моделей объяснения действительности.

Неклассическая наука разрушает классическую схему, критикуя ее прямолинейность и формальность.

В конце XIX – начале ХХ столетия были сделаны открытия, которые вызвали настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии.

1895 г. – рентгеновские лучи (К. Рентген),

1896 г. – излучение урана (А. Беккерель),

1897 г. – открытие электрона,

1898 г. – радиоактивность (П. Кюри),

1905 г. – специальная теория относительности (А. Эйнштейн),

1911 г. – планетарная модель атома (Э. Резерфорд),

1913 г. – квантовая теория атома (Н. Бор),

1924 г. – объекты микромира отличаются корпускулярно-вол­новой двойственностью (Л. де Бройль).

В сферу критики вовлекались все новые науки: физика с ее корпускулярно-волновой теорией, биология с генетическими исследованиями, астрономия с теорией нестабильности Вселенной и т.д. Возникают новые отрасли научного знания – кибернетика и теория систем. В результате сформировалось неклассическое естествознание. Возникла соответствующая картина мира, в которой появилось представление о природе как сложном развивающемся и иерархизированном единстве саморегулирующихся систем.

Произошли значительные изменения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились к иррациональным явлениям – воле, интуиции, бессознательному, чувствам и страстям.

Постнеклассическая наука находится в процессе своего становления. Ее появление во многом связывается с современными информационными процессами, появлением глобальных сетей, компьютеризацией исследований. Постоянно растет количество информации.

Объектами исследования на этом этапе становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией, но и саморазвитием.

Для изучения и описания саморазвивающихся систем требуется строить сценарии и возможные пути развития, поэтому здесь не обойтись без компьютерных программ, которые позволяют вводить большое число параметров и переменных.

Научные революции были одновременно сменой типов рациональности. Тип научной рациональности – это состояние научной деятельности, представленной как отношение «субъект – средства исследования – объект» и направленной на получение объективной истины.

Классический тип рациональности выделяет объект в качестве главного компонента указанного отношения.

Неклассический тип научной рациональности характеризуется осознанием влияния познавательных средств на объект. В отношении «субъект – средства исследования – объект» внимание исследователя акцентируется на объекте и одновременно на средствах.

В постнеклассическом типе рациональности признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-целевых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. Таким образом, в отношении «субъект – средства исследования – объект» значимы все составляющие и их взаимодействия.

Признание ведущей роли человека в научных исследованиях приводит к гуманитаризации естественных наук. Ведущую роль здесь играет прикладная этика, синтезирующая и анализирующая возможные решения всех важных проблем современности.

Возрастание роли научного знания в современном мире, породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизм и антисциентизм, сложившиеся к середине ХХ века.

Сторонники сциентизмаутверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона во все формы и виды человеческой деятельности. Сциентизм –абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные (гуманитарные) науки, как якобы не имеющие познавательного значения. В философии сциентизм представлен позитивизмом, неопозитивизмом и постпозитивизмом.

В «в пику» сциентизму возник антисциентизм,представители которого утверждают обратное: наука не способна обеспечить социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены. Более того, наука – враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру. Антисциентизмсвязан с философией жизни, экзистенциализмом, философской антропологией.

Научное знание не свободно от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, которыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.). Наука не претендует на абсолютное знание: в ее знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, которая сокращается с развитием науки; она направлена на поиск истины, а не на обладание ей. Любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной является ненаучной.

Науку следует отличать от других, вненаучных, способов познания. Вненаучное знание–это обыденное или житейское, философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые «оккультные науки» и т.п. Их объединяют в рамках квазинаучного познания, которое выполняет компенсаторные функции, позволяя человеку обрести психологический комфорт в быстро меняющейся реальности. А это значит, что познание не может быть ограничено только сферой науки, оно существует и за ее пределами. Причем многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, алхимия старше химии как науки.

3). Уровни научного знания

Природа как совокупность естественных событий и процессов – есть объект науки. События и процессы, открытые наблюдением и описанные, становятся фактами науки. Научное познание осуществляется на двух уровнях – эмпирическом и теоретическом. Уровни научного мышления различаются по объекту, источникам, способам и результатам исследования.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект – реальные явления и процессы наблюдаемого мира. Типичными способами эмпирического познания являются наблюдение, эксперимент, классификация, измерение. Познание ориентировано на описание явлений. Главной формой знания является совокупность эмпирических обобщений, выражаемых в научных высказываниях. Основой является чувственная познавательная способность.

Теоретическое познание отличается тем, что его объект относится не к эмпирической действительности, а является продуктом идеализации. Для теоретического уровня характерны абстрагирование, идеализация, формализация и др. Знание фиксируется в виде законов, принципов и теорий. Основные методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование. Это рациональная познавательная способность.

Деление научного познания на эмпирический и теоретический уровни нельзя сводить к соотношению чувственного и рационального познания. Формы как чувственного познания (ощущения, восприятия, представления), так и рационального (понятия, суждения и умозаключения) используются и в эмпирических, и в теоретических исследованиях.

Общая классификация наук

Классификация наук представлена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация наук

По предмету Науки о природе – Естествознание Науки об обществе – Гуманитарные и социальные науки
По отношению к практике Фундаментальные науки Прикладные науки
Область само­стоятельной научно-теоре­тической дея­тельности Технические науки Математика
Наука как пред­мет изу­чения (самопо­знание науки) История науки Логика научного познания Психология научного творчества Социология науки Философия науки

Вся информация, выработанная обществом, делится на два больших раздела: естественнонаучное знание (знание о том, что существует независимо от человека, в противоположность искусст­венному, созданному человеком) и гуманитарное знание (знание о человеке). Первое сосредоточено на изучении объекта, природы, второе имеет отношение к самому субъекту и является самопознанием.

Соответственно уровням научного знания различают фундаментальные науки, соответствующие теоретическому уровню, и эмпирические или прикладные науки, соответствующие эмпирическому уровню. Фундаментальный и эмпирический уровни научного познания различаются, прежде всего, степенью обобщения, «удаленностью» от реальности. Немаловажным является признак «ценности науки». Большинство считает ценной именно прикладную науку, ибо она наиболее динамично реагирует на нужды людей и способствует улучшению их жизни. Задачи прикладного характера ставятся перед учеными извне. Фундаментальные науки, напротив, не имеют немедленного выхода в практику, когда-то ее называли «чистой наукой». Фундаментальное знание – это знание ищущее, получение которого нельзя планировать. И, несмотря на то, что обыденное сознание воспринимает фундаментальные исследования менее ценными или даже бесполезными, общество вынуждено поддерживать высокий научный уровень такого знания, поскольку оно «работает» на будущее. А будущее должно быть обеспечено в настоящем.

Методы научного познания

Методология–учение о методах познания и преобразования действительности, в котором изучаются приемы получения знания, а не само знание, а также выработка принципов создания новых, целесообразных методов. Впервые методология появляется в Новое время, до этого различия между наукой и научным методом не проводились.

Метод–совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету.

В науке от метода зависит многое. Неудачно выбранный метод ведет к ошибочным выводам, удачно выбранный метод способствует быстрому и удачному познанию новых связей и закономерностей действительности.

Общелогические методы познания.К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез.

Индукция(лат. inductio – наведение) – это логическая форма мышления, которая «наводит» исследователя на какое-нибудь правило, общее свойство, положение, характерное для целого класса предметов. Индукция – способ рассуждения, осуществляющийся от единичных фактов к их обобщению. Множество эмпирических законов сформулировано на основе индуктивного метода, имеющего свои корни в практике действия с отдельными предметами. Д. И. Менделеев, изучая отдельные элементы, открыл периодический закон химических элементов.

Логический смысл индукции в том, что на основе знания об отдельных предметах делается вывод обо всех предметах данного класса.

Дедукция (лат. deductio – выведение) – это форма мышления, при помощи которой новое знание выводится из старого логическим путем. То есть, дедукция применяется всякий раз, когда есть необходимость на основе известного общего положения дать заключение о частном явлении.

Аналогично индукции, дедуктивный метод выступает как метод исследования, который включает ряд этапов нахождения ближайшего рода, соответствующего закона, присущего всем предметам данного рода, и, наконец, переход от более общих положений к менее общим. Этот метод используется также как способ организации текстов (лекций, докладов, бесед), по типу «от общего к частному».

Анализ и синтез (греч.: analysis – разложение, расчленение, разбор; synthesis – соединение, составление, сочетание) – методы исследования в определенном смысле противоположные, но не абсолютно. Анализ – методологический прием, при помощи которого предмет мысленно расчленяется на части и каждая из частей отдельно изучается. После глубокого изучения частей, в результате которого получается новое знание, части соединяются в целое при помощи логического приема – синтеза. Синтезированное целое – целое, обогащенное новым знанием частей, – относится к более высокому уровню теоретического знания.

Анализ и синтез – это, по сути, единый метод, несмотря на противоположность их направления и логических процедур. Они противоположны, но взаимно предполагают друг друга, зависимы один от другого.

Аналогия также относится к общенаучным методам. Она предполагает обнаружение сходства качеств или свойств в объектах, не относящихся к одной области, перенос сходных черт и характеристик с одного явления на другое. В отличие от индукции или дедукции, для краткого обозначения аналогии используют выражение «от частного к частному». Поскольку при сопоставлении различных объектов сравниваются свойства, лежащие на поверхности явлений, данный способ познания не считается надежным.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном, практическом взаимодействии ученого с объектом. Поэтому действительность выступает на этом уровне важнейшим источником знания, а наблюдениеважным методом эмпирического познания. Операция наблюдения предполагает использование средств (например, оптических).

Другим важным методом эмпирического познания является эксперимент– наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явлений при повторении условий. Эксперимент есть форма познания, включающая материальное воздействие на объект или условия его существования.

Эмпирическое познание часто пользуется таким методом, как моделирование, т.е. процесс формирования и исследования моделей. Выделяют предметное моделирование (осуществляется на материальных объектах) и знаковое (моделями служат схемы, чертежи, формулы).

Теоретический уровень науки, как было сказано выше, качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира. Объекты теоретического познания суть абстракции.

К теоретическим методам научного познания следует отнести абстрагирование и его виды, идеализацию и т.д.

Абстрагирование(лат. abstrahere – отвлекать) – выделение существенных признаков, сторон, свойств, связей предмета из несущественных, случайных. В процессе абстрагирования создается мысленный образ, в котором воспроизводится совокупность существенных сторон явления или процесса.

Идеализация – это предельный вид абстрагирования, отвлечения, в результате которого образуются понятия, которым нет аналога в реальном мире. Таковы «абсолютно твердое тело», «идеальный газ». Несмотря на то, что подобных тел не существует, наука успешно оперирует ими, формулируя законы, выстраивая теории высокого уровня.

Структура теоретического уровня познания

К компонентам теоретического уровня познания относят проблему, гипотезу и теорию.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема – это процесс, включающий два основных этапа: постановку проблемы и решение. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, «проблема» создания вечного двигателя. Наряду с теоретическими проблемами существуют и практические.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: форма знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; метод развития научного знания.

Решающей проверкой истинности гипотезы является практика, но определенную роль в доказательстве или опровержении гипотетического знания играет и теоретический (логический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами такой формы знания являются классическая механика И. Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна и др.

Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости, а именно когда знание вскрывает причины, противоречия и закономерности развития. Для теории обязательным является обоснование входящих в нее положений: нет обоснований, нет и теории. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений и непрерывному углублению знаний о них.

Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости.Надежная теория та, которая сообщает наибольшее количество информации, является логически более строгой, обладает большей объяснительной и предсказательной силой, может быть более строго проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Основные функции теории:

1. Систематическая – объединение достоверных знаний в единую, целостную систему (теория газов, периодическая система элементов).

2. Объяснительная – выявление причинных и прочих зависимостей, многообразия связей данного явления, его происхождение и проч. (термодинамика, XIX в. – в связи с развитием теории тепловых машин – цикл С. Карно объяснил, почему невозможно повысить КПД парового двигателя).

3. Методологическая – на базе теории формируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности (теория Эйнштейна учитывается при исследовании явлений микромира).

4. Научное предвидение – предсказание о будущем состоянии явлений, о существовании неизвестных ранее фактов (периодическая система, планета Нептун – сначала Леверье ее «вычислил», а потом Галле ее открыл наблюдением в 1846 г.).

5. Практическая – воплощение теоретического знания в практику, руководство к действию. «Нет ничего практичнее, чем хорошая теория».

Картина мира

Картина мира есть способ видения мира как целого, включая и человека в нем. Необходимость установления картины мира связана со стремлением иметь целостное, синтетическое представление о мире.

Философия, наука и религия в своем единстве образуют целостную картину мира, представленную научными, философскими и религиозными идеями.

Религиозная картина мира

Религия определяется как система, объединяющая верования, чувства и действия, направленные на установление отношений со сверхъестественным. Главный признак религиозного сознания – вера в сверхъестественное. В религиозном мировоззрении акцент делается на веру, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах.

Центр религиозной картины мира – Бог или множество богов. Бог непознаваем, поскольку является существом, чьи качества превосходят возможности человеческого восприятия и понимания. Бог – творец, первоначало, первооснова всего сущего. Всем в мире правит божественное провидение. Фон религиозного мировоззрения – общение с божеством при помощи магии, таинств, священнослужителей, святынь, религиозной символики, знаков.

Научная картина мира

Образ науки, который сформировался к XVIII в., породил в массовом сознании культ научного знания, как знания окончательного, объективного и достоверного. Научная картина мира понималась как точная копия реальности, существующей вне и независимо от человека. При этом совершенно упускалось из виду, что наука – это подвижная, изменяющаяся система знаний, формируемая человеком, а человек, как известно, не застрахован от заблуждений.

Научная картина мира не является неизменной. Новые научные достижения показали, что человеческое сознание влияет не только на восприятие реальности, но и на саму реальность. Таким образом, Вселенная предстает как постоянно развивающийся организм, а человек – как одна из ступеней бытия, законы которой не вступают в противоречие с законами других уровней существования мира. Современная научная картина мира только формируется, и поэтому в ней множество противоречий и нестыковок.

Философская картина мира

В философии, так же как и в науке приветствуется логическая аргументация, доказательность выдвигаемых положений, опора на рационально-теоретические методы исследования, выработка достоверных, общезначимых принципов и положений. И в науке, и в философии знание выражается в рациональной форме, в виде понятий, суждений и умозаключений. Философская картина мира никогда не предполагает окончательных ответов. Используя знание, предоставляемое естественными и общественными науками, философия решает принципиальные мировоззренческие вопросы.

Отношения между философией, наукой и религией всегда были не простые, напряженные. Например, вопрос о смысле бытия интересует всех, и философия, и религия, и наука участвуют в его обсуждении.

Границы философии, религии и науки подвижны. Актуальным является согласование трех картин мира – философской, научной, религиозной. Возможно ли такое согласование? Роль философии здесь в развертывании картины мира максимально обобщенного, универсального характера.

Философия техники

Техника как область человеческой деятельности давно привлекает внимание философов. С 1960-х годов формируется самостоятельная философская дисциплина – философия техники. Влияние техники становится всеобъемлющим: экономика, экология, наука, политика и т.д. Спонтанное, непродуманное развитие техники становится проблемой мировой цивилизации.

Главные вопросы философии техники – что такое техника? Что она может дать человеку, и чего она лишает его?

Понятие «техника» восходит к греческому слову «techne», первоначально обозначавшему «искусство, мастерство». Однако с развитием общества и прогрессом научного знания значение этого понятия распространялось на предметный мир. В понятие «техника» были включены орудия, машины, механизмы, значительно расширившие возможности человека.

Современная философия понимает технику предельно широко – как совокупность средств и орудий деятельности, приемов и умений, необходимых для производства и обслуживания.

Техника как умение использовать различные орудия появилась одновременно с человеком.

Эволюция средств деятельности совершалась в такой последовательности:

Ø Природно-орудийная стадия, например, использование камня как скребка или оружия;

Ø Орудийная стадия – появление искусственных орудий (мотыга, плуг, колесо);

Ø Машинная стадия – создание станков и производственных машин, парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания.

Ø Стадия автоматов и робототехники – создание сложных управляющих систем и механизмов с широким диапазоном действий.

Ø Информационная стадия – создание сложных компьютеров и информационных компьютерных сетей.

Промышленная революция вXIX в. – переломный, решающий этап в развитии техники произошел, когда техника начала опираться на строгое научное знание. Теперь основной силой производства выступает машина, выполняющая функции человека, а человек превращается в ее придаток. Именно в этот период складывается современная техническая цивилизация. С тех пор техника развивается в союзе с наукой, постоянно усложняясь.

Появление сложной современной техники основано на глубоких научных знаниях (например, создание микроскопа базировалось на успехах оптики), а для развития науки необходимы технические приборы (использование микроскопа вызвало быстрое развитие биологии). Поэтому можно сказать, что в процессе развития общества наука и техника взаимно определяют друг друга как две стороны единого научно-технического прогресса.

Взаимоотношение техники и человека можно рассмотреть в историческом аспекте.

В эпоху Просвещения во взглядах на будущее значение техники для человека господствовал оптимизм. Предполагалось, что она, заменив ручной труд машинным, сумеет освободить человека от тяжелой работы ради интеллектуального труда и многократно усилит его творческую мощь.

Однако развитие машин и автоматики не привело к свободе и счастью человека. Возникают пессимистические концепции, согласно которым человек в техническом мире превращается в придаток машины, приобретает автоматизм поведения, теряет духовные черты, дегуманизируется. Здесь уже не человек управляет машиной, а машины определяют правила жизни в техническом мире.

Согласно нейтральному подходу, техника – всего лишь продолжение органов человека и может быть опасной или полезной не сама по себе, а только в зависимости от того, кто и как будет ее применять. Техника никогда не является целью – она только средство и не может оцениваться морально.

Современный этап научно-технической революции связывают с нанотехнологией. Нанотехника (от греч. «нанос» – карлик и «метрон» – мера) на молекулярном и кристаллическом уровнях принципиально меняет свойства вещества. Свойства получившихся веществ настолько интересны и необычны, что их считают совершенно новым классом материалов. Хрупкая керамика становится упругой и пластичной, металл приобретает способность растягиваться в два с лишним раза не разрушаясь, или становится раз в десять прочнее, чем имеющий «нормальную» структуру.Пока нанотехнология делает лишь первые шаги.

В философии XX в. наряду с понятиями «биосфера», «ноосфера», появляется понятие «техносфера», которым обозначается все то, что связано с производством и использованием техники. Это новая искусственная среда, созданная человеком и, с одной стороны, развивающая в нем способности изобретательства и предпринимательства, а с другой – порабощающая его.

Развитие науки и техники с одной стороны способствует подъему материального благосостояния общества, с другой – ускоряет темп жизни, вызывает спешку и психическое напряжение, что отрицательно сказывается на нервной системе и психическом состоянии человека. Наиболее интенсивно растет заболеваемость неврозами. Технический прогресс вызывает не только восхищение, но и ужас и страх. На фоне научно-технического прогресса может происходить психологический стресс, приводящий к неконтролируемым последствиям. Наука увеличивает предсказуемость событий, но реальная жизнь может демонстрировать совершенно непредсказуемое.

Проникновение техники во все сферы жизни общества повлекло за собой соответствующие изменения в труде, образе жизни и потребностях людей (индустриализация общества). Техника неустранима из современной цивилизации, поэтому человеку придется находить решение тех проблем, которые она порождает. При этом инструментом решения проблем может стать сама техника. Человеку следует находить разумные способы гармоничного сочетания техники с другими сферами культуры.

Люди и машины должны жить в согласии. В это согласие человек вкладывает знания, образованность, рабочие навыки и умения, т.е. профессиональную компетентность. Вклад же машин – сила, точность, быстрота, производительность. Чем совершеннее машины, тем выше требования к человеку. Человек обладает уникальными, но ограниченными психическими, физиологическими и другими возможностями. Поэтому «подгонять» людей под машины бессмысленно. Разумнее приспосабливать машины к человеку. Как и поступали с незапамятных времен. Древний мастер делал лук и стрелу такими, чтобы с ними мог справиться стрелок. Соизмерял упругость лука с силой человека, а длину стрелы – с размахом его рук.

Чем сложнее становились машины, тем больше подобных «соизмерений» приходилось делать инженерам. Если с машиной работать неудобно, то это оборачивается неверными и лишними движениями, техническими ошибками, неточными или неправильными решениями. Инженеры-конструкторы еще на стадии проектирования стараются предусмотреть все возможные неудобства и устранить их. В частности, органов управления не должно быть чрезмерно много, а их расположение, форму и даже окраску нужно сделать удобными – иначе оператор не сможет уследить за ними. Изучением человека и его деятельности в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда занимается особая наука – эргономика(от греч. «эргон» - работа, «номос» - закон).

Эргономика не случайно родилась в середине XX в. – тогда расцвет электроники привел к появлению новых, особенно сложных технических систем, в управлении которыми было еще много неясного. Сегодня эргономика – одна из важных технических наук, обеспечивающих условия, необходимые для успешной работы операторов. Без ее выводов и рекомендаций невозможно создавать безопасные и эффективные технические системы, управляемые человеком-оператором.

Возникновение философии техники как особой области философского знания связывают с появлением в 1877 г. труда Эрнеста Каппа «Основания философии техники». Философия техники выделяется в особый раздел философии и является относительно самостоятельной областью исследования, которая, тем не менее, тесно связана с философией науки и философской антропологией.

Наши рекомендации