Античность. 25. Геркул. свитки (Узенер, фрагм
25. Геркул. свитки (Узенер, фрагм. 5 33): Кто достиг конечной цели человеческого рода, тот одинаково хорош, хотя бы никто [при этом] не присутствовал.
26. Парижский сб. изречений (Узенер, фрагм. 537): Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
27- Плутарх. О слушании поэтов, гл. 14, стр. 37 А (Узенер, фрагм. 548): Благополучие и счастье не в обилии дс! ier, i ic в высоте по/южа 1ия, не в должностях каких-либо или силе, но в свободе от печали, умеренности чувств и расположении души, полагающей [всему] пределы, назначенные природой.
28. Плутарх. Правильно ли сказано «Живи незаметно», стр. 1 128 (Узенер, фрагм. 551): Живи незаметно!
29. Плутарх. Против Колота, гл. 3 1 , стр. 1 1 25 С (Узенер, фрагм. 554): Надо сказать о том, как лучше всего человек соблюдает цель жизни, назначенную природой, и как никто не будет добровольно стремиться с самого начала к власти над массами.
К ;(*;. J г к<Ш;г;ф ,-jy- ._»,'.•;-,,') В • »*/МС|*;) у*" J¥.'« M1 ОТ'-
о*« »» км ни т*»» г i а к*-
I,: '.ч
ЧШ О»««ГА";
ISt
ЧАСТЫ1
ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ РИМЛЯН
25- Геркул. свитки (Узенер, фрагм. 533): Кто достиг конечной цели человеческого рода, тот одинаково хорош, хотя бы никто [при этом] не присутствовал.
26. Парижский сб. изречений (Узенер, фрагм. 537); Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
27- Плутарх. О слушании поэтов, гл. 14, стр. 37 А (Узенер, фрагм. 548): Благополучие и счастье не в обилии денег, не в высоте положения, не в должностях каких-либо или силе, но в свободе от печали, умеренности чувств и расположении души, полагающей [всему] пределы, назначенные природой.
28. Плутарх. Правильно ли сказано «Живи незаметно», стр. 1128 (Узенер, фрагм. 551): Живи незаметно!
29- Плутарх Против Колота, гл. 31, стр. 1125С(Узе-нер, фрагм. 554): Надо сказать о том, как лучше всего человек соблюдает цель жизни, назначенную природой, и как никто не будет добровольно стремиться с самого начала к власти над массами.
•.•г.* ) : Л О' . ВТ.
! Л,
о*
ЧЯ
•>*/
ЧАСТЫХ
ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ РИМЛЯН
•с. -
.*• .'
цищрон марк туллий
Цицерон Марк Туллий (1 Об—43 до н. э.) — римский философ, государственный деятель, оратор, теоретик риторики. Учился у греческих эпикурейцев Федра, Филона из Ларисы, стоика Диодота, с которым дружил, эпикурейца Зснопа и ритора Демстрия. Наибольшее влияние оказал на пего 11осидопий. После убийства Цезаря в 44 г. до н. э., Цицерон был фактическим главой республиканского Рима. В 43 г. до н. э. цезари-анцы взяли верх и убили Цицерона.
Цицерон был противником эпикурейского атомизма, являлся сторонником стоического учения о целесообразности и провидении. Главное внимание он уделял проблемам этики. Наперекор скептикам отстаивал идею достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий. Аффекты души представлялись Цицерону слишком хаотичными, поэтому он считал, что лучше избавиться от них. По убеждению Цицерона, философия — это «наука об исцелении души», «наука жить достойно», «руководительница душ, изыскательница добродетелей, гонительница пороков».
Цицерон создал латинскую научно-философскую терминологию, которой европейцы пользуются и теперь.
Влияние идей Цицерона прослеживается в веках, и — что показательно — особым почетом они пользовались в эпоху Просвещения и Великой французской революции, т. е. в эпоху, просветительские и республиканские идеалы которой были во многом созвучны идеалам самого Туллия. Как и гуманистам Ренессанса, идеологам Просвещения импонировало Цицероново