Словарь санскритских терминов

adhyavasāya Определенное познание,

anugraha Одно из пяти божественных действий Шивы, направленное на раскрытие истинной божественной природы индивидуума.

anuttara Наивысшее – уровень бытия Парамашивы. Фонема «а»,

anubhava Восприятие, чувство,

anumāna Умозаключение,

anusamdhana Консолидация, слияние,

antahkarana Внутренний инструментарий (комплекс из манаса, ахамкары и буддхи).

anyonyābbāva Взаимное отсутствие,

aparā Низшее. В триаде Шива-Шакти-Нара соответствует Наре.

apohanaśakti Сила исключения, abhava Отсутствие,

abheda Единство,

avidya Неведение.

aham «Я»; естественно существующая мантра высшей речи (паравак); триада Шивы, Шакти и Нары в процессе манифестации,

ahamkāra Эго.

ahamparāmarśa Интегральное рефлексивное осознавание «Я».

ahantā «Я-тость», субъективная компонента реальности.

ānava-mala Загрязнение обособленностью, скрывающее безграничную природу существ и низводящее их до состояния ану, т. е. обособленных, фактически атомарных индивидумов.

ātman Абсолютный субъект, истинное «Я» индивида.

ābhāsa Проявление, явление сущего в свете сознания,

icchaśakti Сила воли.

idantā «Это-сть», объективная компонента ральности,

idam «Это», объект,

idamvimarsa Рефлексивное осознавание «Это»,

kañcuka Ограничения, завесы, которые майя накладывает на сознание,

kalā Одна из пяти канчук, ограничивающая всеохватывающую деятельность Абсолютного Сознания, в результате чего существо лишается всемогущества и становится ограниченным деятелем,

kalpanā Концептуальное мышление,

kāla Принцип времени, одна из пяти канчук, обуславливающая сознание последовательностью и протяженностью,

kriyāśakti Сила действия,

guna Качество.

cit Абсолютное Сознание, неизменный принцип всего изменяющегося,

citi Тоже самое, что Чит или Чайтанья, только с усиленными шактистскими коннотациями: активностью, осознаваниями, способностью к проявлению и т. д.

citta Индивидуальное сознание,

caitanya Абсолютное сознание, характеризуемое самодостаточностью (сватантрия), знанием (джняна) и действием (крийя).

jada Неодушевленное, бессознательное,

jīva Индивидуальное живое существо,

jñānaśakti Сила знания.

dīksā Инициация,

dravya Субстанция.

nara Третий член триады Шива-Шакти-Нара. Уровень дифференцированного бытия. Человек как индивидуальное существо.

nirvikalpaka Неопределенное, неконцептуальное познание.

paramaśiva Высший, изначальный Шива.

parā Высшее. В триаде Шива-Шакти-Нара соответствует Шиве.

parāparā Промежуточное. В триаде Шива-Шакти-Нара соответствует Шакти.

parā-vāk Высшая речь.

paśu Связанные путами майи пребывающие в самсаре обычные живые существа. Пашу буквально переводится как «связанный скот». Это зависимые души (дживы), связанные путами неведения,

paśyantī Видящая речь.

purusa В санкхье - субъективное, сознательное начало, дополнительное к объективной, бессознательной пракриты. В кашмирском шиваизме – одна из 36 таттв; абсолютное сознание, ограниченное пятью покровами (канчука) майи.

prakāśa Свет сознания, Шива,

prakrti Природа. В санкхье - бессознательное материальное начало, дополнительное к сознательному Пуруше. В шиваизме – одна из 36 таттв, корень объективности.

prāna Дыхание, жизнь,

pratyakga Восприятие,

pratyabhijñā Узнавание,

pratyavamarśa Рефлексивное осознавание,

pramā Знание.

pramāna Метод, инструмент достоверного познания.

pramātā, Субъект познания,

pramātr

prameya Познаваемое,

buddhi Познание, интеллект,

bhinna Разделенный, отделенный,

bheda Различие,

bhedābheda Единство в многообразии.

madhyamā-vāk Срединная речь,

manas Ум.

ma-ha-a Мантра, символизирующая поглощение всего сущего в едином познающем субъекте.

māyāśakti Одна из сил Шивы, посредством которой он скрывает свою истинную природу и порождает многообразие сущего.

maheśvara Высшее божество,

vikalpa Ментальное конструирование,

vimarsa Рефлексивное осознавание, Шакти.

vilaya Одно из пяти божественных действий Шивы; сила сокрытия.

vaikharī-vāk Низшая, грубая речь,

śaktipāta Снисхождение божественной силы,

samkalpa Воображение,

samvit Абсолютное сознание.

samsargābhāva Относительное отсутствие,

samhāra Одно из пяти божественных действий Шивы; сила поглощения,

samavāya Внутренняя присущность.

savikalpaka Определенное, концептуальное познание.

srsti Одно из пяти божественных действий Шивы; сила манифестации,

sthiti Одно из пяти божественных действий Шивы; сила поддержания,

spanda Вибрация; малое, недвижное движение сознания.

sphurattā световая вибрация Я-сознания.

smrti Память, памятование.

svalaksana Единичная сущность, характеризуемая собственными признаками,

svātantrya Независимость, самодостаточность,

hetu Причина, основание.

Библиография

1) Абхинавагупта, Паратришикавиварана. М., Амрита-Русь/Шечен, 2006.

2) Александр Орлов, Читтаматра: миф и реальность. Шечен, 2005.

3) Аннамбхатта, «Тарка-Санграха. Тарка-Дипика», пер. с санскрита, введение, комментарии и историко-философское исследование Е.П.Островской. «Наука», Москва, 1989.

4) Васубандху, Абхидхармакоша, Раздел III: Учение о карме. Пер. с санскрита, введение, комментарии и историко-философское исследование В.И. Рудого. Санкт-Петербург 2000.

5) Васубандху, Абхидхармакоша, Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике. Пер. с санскрита, введ., коммент. и ист. – филос. исслед. Е. П. Островской и В. И. Рудого., М., 1998.

6) Кшемараджа, Шива сутра вимаршини (разъяснение Шива-сутры), Перевод с санскрита, предисловие и комментарий Ерченова О.Н.

7) Ньяя-сутры, Ньяя-бхашья. Ист. – филос. исслед., пер. с санскр. И комментарии В.К.Шохина. М: ИФ «Восточная литература», 2001.

8) Лунный свет санкхьи. Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра. Пер. с санскр., введ. и комментарии В.К.Шохина. М.: Научно-издательский центр «Ладо-мир», 1995.

9) Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскр., введение, комментарии Е.П.Островская, В.И. Рудой. М., Наука, 1992.

10) Б.Н. Пандит, «Основы кашмирского шиваизма», Москва, 2004.

11) Ф.И.Щербатской, «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов», часть I. Аста-Пресс, Санкт-Петербург, 1995.

12) Ф.И.Щербатской, «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов», часть II. Аста-Пресс, Санкт-Петербург, 1995.

13) Д.Г.Х. Инголис, Введение в индийскую логику на-вья-ньяя, «Наука», Москва, 1974.

14) Andre Padoux, Vāc, The Concept of the Word in Selected Hindu Tantras, State University of New York, 1990.

15) Dreyfus Georges B. J. Recognizing Reality. Dharmakirti’s Philosophy and Its Tibetan Interpretations. Sri Satguru Publications, Delhi, India, 1997.

16) Utpaladeva, īsvarapratyabhijñākārikā with the Author’s vrtti, critical edition and annotated translation Raffaele Torella, Motilal Banarsidass Publishers, Delhi, 2002.

17) Pratyabhijñāhrdayam by Ksemarāja, translation with notes by Jaideva Singh. Delhi: Motilal Banarsidass, 1963.

18) G.V.Tagare, The Pratyabhijñā Philosophy, Motilal Banarsidass Publishers, Delhi, 2002.

19) Hookam S. K. The Buddha Within, Sri Satguru Publications, 1992.

20) The Stanzas on Vibration, translated with introduction and exposition by Mark S.G.Dyaczkowski, Dilip Kumar Publishers, Varanasi: India, 1994.

21) Mark S.G.Dyaczkowski, The Doctrine of Vibration, Motilal Banarsidass Publishers, Delhi, 2000.

Наши рекомендации