Iy. дидактические средства и современные формы контроля
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
Кафедра философии, истории и политологии
(наименование кафедры)
УтверждЕН на заседании кафедры « 29 » августа 2014 г., протокол № 1 Заведующий кафедрой _____________________А.Н. Ветошко (подпись) |
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Философия и методология научного знания
(наименование дисциплины)
032700.68 «Юриспруденция»
(код и наименование направления подготовки)
Юриспруденция
(наименование профиля подготовки)
магистр |
Квалификация (степень) выпускника
Брянск 2014
Паспорт
Фонда оценочных средств
По дисциплине Философия и методология научного знания
(наименование дисциплины)
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины* | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства | |
Предмет и основные концепции современной философии науки | ОК 3.1- ОК 3.3 | 1) устный опрос 2) групповые дискуссии 3) защита творческих заданий | ||
Наука в культуре современной цивилизации, ее роль как социального института. | ОК 5.1- ОК 5.3 | 1) устный опрос 2) письменные творческие задания 3) эссе | ||
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции | ОК 3.1- ОК 3.3 ОК 5.1- ОК 5.3 | 1) учебная дискуссия 2) письменные творческие задания 3) эссе | ||
Структура научного знания. | ОК 3.1- ОК 3.3 ОК 5.1- ОК 5.3 | 1) устный опрос 2) групповые дискуссии 3) защита рефератов 4) эссе | ||
Диалектика науки как процесс порождения нового знания. | ОК 3.1- ОК 3.3 ОК 5.1- ОК 5.3 | 1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) тестирование 4) учебные дискуссии | ||
Понятие и сущность научных революций. Типы научной рациональности. | ОК 3.1- ОК 3.3 | 1) устный опрос 2) письменные творческие задания | ||
Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. | ОК 5.1- ОК 5.3 | 1) защита учебных проектов 2) тестирование 3) защита рефератов | ||
Философские основания социально-гуманитарного знания. Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания. | ОК 3.1- ОК 3.3 ОК 5.1- ОК 5.3 | 1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) тестирование 4) учебные дискуссии 5) эссе | ||
Ценности и важнейшие категории в социально-гуманитарном познании | ОК 3.1- ОК 3.3 ОК 5.1- ОК 5.3 | 1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) тестирование 5) эссе | ||
Коммуникативность в науках об обществе и культуре. Проблема истины в социально-гуманитарных науках. | ОК 3.1- ОК 3.3 | 1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) тестирование 4) учебные дискуссии | ||
Объяснение, понимание, интерпретация, вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. | ОК 5.1- ОК 5.3 | 1) устный опрос 2) тестирование 3) учебные дискуссии 4) эссе | ||
Структура социально-гуманитарных наук, их основные исследовательские программы. | ОК 3.1- ОК 3.3 ОК 5.1- ОК 5.3 | 1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) тестирование |
Приложение 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)
Кафедра философии, истории и политологии
(наименование кафедры)
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
Философия и методология научного знания
по дисциплине(наименование дисциплины)
1. Роль науки в жизни современного общества
2. Проблема свободы и ответственности ученого в современном обществе
3. Достаточно ли человеку быть только разумным, чтобы общество и человек сохранились на Земле и развивались?
4. Принес ли научно-технический прогресс человеку счастье?
Критерии оценки
Оценка | Критерии |
Отлично (5 баллов) | Соответствие выступления теме дискуссии, выделение основной мысли, логика ясная, четкая, аргументированное изложение своей позиции, умение обобщать и делать выводы. Форма представления позиции и аргументов показывает культуру общения, конструктивная критика мнения собеседника |
Хорошо (4 балла) | Позиция в основном сформулирована, подтверждается аргументами, логичностью изложения. Демонстрирует культуру общения |
Удовлетворительно (3 балла) | Позиция сформулирована нечетко. Не все аргументы основаны на фактах. Логика нечеткая, аргументы не всегда поддерживают позицию |
Неудовлетворительно (2 балла) | Отсутствие собственной точки зрения. Отсутствие аргументов или они не основаны на фактах. Логика отсутствует. Отсутствие понимания культуры общения |
Сост. Емельяненко В.Д.. «29» августа 2014 г. |
Приложение 2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)
Кафедра философии, истории и политологии
(наименование кафедры)
Темы эссе
(рефератов, докладов, сообщений)
по дисциплинеФилософия и методология научного знания
(наименование дисциплины)
1. Социологический и культурологический подходы к развитию науки.
2. Проблема интернализма и экстернализма в науке.
3. Проблема ценности научной рациональности.
4. Проблема взаимосвязи науки и философии.
5. Наука и искусство.
6. Наука и обыденное познание.
7. Роль науки в современном образовании и воспитании личности.
8. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
9. Проблема секретности и закрытости научных исследований.
10. Проблема государственного регулирования развития науки.
11. Проблема становления науки в Древнем мире.
12. Роль Аристотеля в становлении теоретического мышления.
13. Роль средневековых университетов в развитии науки.
14. Проблема становления опытной науки в новоевропейской культуре.
15. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.
16. Роль научной революции в развитии науки.
17. Проблема типов научной рациональности.
18. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания в современной науке.
19. Роль синергетики в развитии современной науки.
20. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
21. Сциентизм и антисциентизм.
22. Наука и лженаука.
23. Специфика наук об обществе: современные трактовки и проблемы.
24. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке.
25. Значение различных форм позитивизма для разработки методологии социально-гуманитарных наук.
26. Философия науки Нового времени как теоретическая база формирования социально-гуманитарной теории.
27. Причины многообразия социально-гуманитарных теорий.
28. Взаимосвязь и соотношение предметов философии науки, социологии и социальной философии.
29. Проблема адекватности современной социально-гуманитарной методологии целям социальной практики.
30. Философия науки как теоретическая рефлексия науки.
31. Проблема идеологического аспекта в социально-гуманитарном познании.
32. Проблема научного факта в социально-гуманитарных науках.
Критерии оценки:
Оценка | Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент |
Отлично (5 баллов) | Письменная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к рефератам. Тема письменной работы полностью раскрыта, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы, работа оформлена на высоком уровне. В работе использованы практические кейсы по выбранной теме, содержится анализ российского и зарубежного опыта, проведен обзор научной литературы. Автор свободно ориентируется в материале, оперирует научной терминологией по рассматриваемой проблеме, может аргументировано отстаивать свою точку зрения и ответить на возникающие вопросы. |
Хорошо (4 балла) | Тема письменной работы в целом раскрыта, прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые выводы; использованы соответствующая основная и дополнительная литература, а также нормативные правовые акты и другие источники. Автор уверенно ориентируется в материале. Имеются замечания /неточности в части изложения и отдельные недостатки по оформлению работы. |
Удовлетворительно (3 балла) | Тема письменной работы раскрыта недостаточно полно, использовались только основные источники; имеются ссылки на литературные источники и нормативные правовые акты, однако не выражена авторская позиция; выводы не обоснованы; материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и необходимого анализа. Имеются недостатки в оформлении. |
Неудовлетворительно (2 балла) | Тема письменной работы не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на литературные источники и другие источники. Имеются недостатки в оформлении работы. Автор плохо ориентируется в представленном материале. Содержание работы заимствовано из какого-либо источника. |
Сост. Емельяненко В.Д. «29» августа 2014 г. |
Приложение 3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)
Кафедра философии, истории и политологии
(наименование кафедры)
Вопросы для коллоквиумов, собеседования, устного опроса и экзамена
по дисциплинеФилософия и методология научного знания
(наименование дисциплины)
1. Познание как отражение действительности.
2. Научное, художественное и обыденное познание как основные формы познания действительности, их взаимосвязь
3. Понятия «наука», «теория», «концепция», их определения.
4. Многообразие функций науки и вопрос об основной ее функции.
5. Объект научного познания и предмет науки. Изменение представлений о предмете науки в процессе ее развития.
6. О критерии разделения науки на философию и частные науки. О преимущественном и попутных объектах познания частной науки
7. Критерий разделения частных наук на специфические и неспецифические частные науки. О предмете частных наук.
8. Объект познания философии.
9. Определение предмета философии на современном уровне ее развития. Изменение представлений о предмете философии на протяжении ее истории.
10. Взаимосвязь философии с другими науками, основная форма их взаимосвязи.
11. Анализ науки в концепциях Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера, Б. Рассела.
12. Концепция «философии науки» как отражение общих законов развития научного знания.
13. Функции науки в жизни общества, ее роль в образовании и воспитании личности.
14. Основные причины возникновения науки. Эмпирическая и теоретическая стороны развития науки, их соотношение.
15. Теория как высший этап в развитии науки.
16. Основания науки как наиболее важные исходные ее положения. Единство философских и частнонаучных знаний в основаниях науки.
17. Проблема истины в науке. Понятие научного факта.
18. Вклад алхимиков в развитие экспериментального базиса науки.
19. Обоснование научного метода Г. Галилеем, Ф. Бэконом, Р. Декартом и другими мыслителями.
20. О наиболее важных методах познания и преобразования действительности.
21. Проблема нового знания о развитии науки, его взаимосвязь со старым знанием.
22. Революции в науке как переходы от низших к высшим этапам ее развития.
23. О роли прогностической функции философии в развитии частных наук.
24. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.
25. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного знания.
26. Проблема идеологического аспекта науки.
27. Роль науки в обосновании нового типа цивилизации.
28. Социальное воздействие на развитие науки, его зависимость от характера общественного строя. Проблема государственного регулирования развития науки.
29. Предмет философии науки, ее место в структуре философского знания.
30. Основные типы научной рациональности (классическая, неклассическая, постнеклассическая).
31. Развитие науки в Древнем мире.
32. Особенности научного знания и познания. Наука и лженаука, наука и паранаука.
33. Общество как самая высокоразвитая система действительности.
34. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.
35. Взаимосвязь общественных законов с естественными законами в развитии общества. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы.
36. Взаимосвязь философии с общественными науками в познании сущности общества.
37. Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания, их особенности.
38. Концепции подмены общественных законов естественными законами в трактовке развития общества.
39. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Явные и неявные ценностные предпосылки в СГН.
40. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе в СГН.
41. Жизнь как важнейшая категория наук об обществе и культуре (А.Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). История – форма проявления жизни (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).
42. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Объективное и субъективное социальное и культурно-историческое время.
43. Общение учёных как условие создания нового социально-гуманитарного знания. Научные конвенции и индоктринация.
44. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Объяснение, его природа и типы. Понимание в гуманитарных науках. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.
45. Язык и его природа. Языковая картина мира. Интерпретация – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Г.-Г. Гадамер) в интерпретации и понимании.
46. Соотношение объекта познания СГН с их предметами как наук. Особенности общества как объекта познания.
47. Проблема истины в СГН. Соотношение истины и правды в СГН.
48. Вера и знание, достоверность и сомнение. Диалектика веры и сомнения. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания.
49. Плюрализм мнений и ответственность специалистов за решение научных проблем в СГН.
50. Проблема «исторического факта» в СГН.
51. Социальные и гуманитарные науки, проблема их разделения (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Изменение дисциплинарной структуры СГН в ХХ в.
52. Соотношение объективных и субъективных факторов в развитии общества. Возрастание роли знания в обществе («общество знания»).
53. Концепция устойчивого развития общества, изложенная в материалах Стокгольмской (1972 г) и в Рио-де-Жанейро (1992 г) конференций ООН.
54. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. Проблема устойчивого развития России в XXI веке.
Критерии оценки:
Оценка | Знания, умения, навыки и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент |
Отлично (5 баллов) | На вопросы даны исчерпывающие ответы, проиллюстрированные наглядными примерами там, где это необходимо. Ответы изложены грамотным научным языком, все термины употреблены корректно, все понятия раскрыты верно. |
Хорошо (4 балла) | На вопросы даны в целом верные ответы, но с отдельными неточностями, не носящими принципиального характера. Не все термины употреблены правильно, присутствуют отдельные некорректные утверждения и грамматические / стилистические погрешности изложения. Ответы не проиллюстрированы примерами в должной мере. |
Удовлетворительно (3 балла) | Ответы на вопросы носят фрагментарный характер, верные выводы перемежаются с неверными. Упущены содержательные блоки, необходимые для полного раскрытия темы. Студент в целом ориентируется в тематике учебного курса, но испытывает проблемы с раскрытием конкретных вопросов. Также оценка «удовлетворительно» ставится при верном ответе на один вопрос и неудовлетворительном ответе на другой. |
Неудовлетворительно (2 балла) | Ответы на вопросы отсутствуют либо не соответствуют содержанию вопросов. Ключевые для учебного курса понятия, содержащиеся в вопросах, трактуются ошибочно. |
Сост. Емельяненко В.Д. «29» августа2014 г. |
Приложение 4
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)
Кафедра философии, истории и политологии
(наименование кафедры)