Iy. дидактические средства и современные формы контроля

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

Кафедра философии, истории и политологии

(наименование кафедры)

УтверждЕН на заседании кафедры « 29 » августа 2014 г., протокол № 1 Заведующий кафедрой _____________________А.Н. Ветошко (подпись)

ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Философия и методология научного знания

(наименование дисциплины)

032700.68 «Юриспруденция»

(код и наименование направления подготовки)

Юриспруденция

(наименование профиля подготовки)

магистр
______________________________

Квалификация (степень) выпускника

Брянск 2014

Паспорт

Фонда оценочных средств

По дисциплине Философия и методология научного знания

(наименование дисциплины)

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины* Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
Предмет и основные концепции современной философии науки ОК 3.1- ОК 3.3   1) устный опрос 2) групповые дискуссии 3) защита творческих заданий
Наука в культуре современной цивилизации, ее роль как социального института. ОК 5.1- ОК 5.3   1) устный опрос 2) письменные творческие задания 3) эссе  
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции ОК 3.1- ОК 3.3 ОК 5.1- ОК 5.3   1) учебная дискуссия 2) письменные творческие задания 3) эссе
Структура научного знания.   ОК 3.1- ОК 3.3 ОК 5.1- ОК 5.3   1) устный опрос 2) групповые дискуссии 3) защита рефератов 4) эссе
Диалектика науки как процесс порождения нового знания. ОК 3.1- ОК 3.3 ОК 5.1- ОК 5.3   1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) тестирование 4) учебные дискуссии
Понятие и сущность научных революций. Типы научной рациональности.   ОК 3.1- ОК 3.3   1) устный опрос 2) письменные творческие задания  
Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. ОК 5.1- ОК 5.3   1) защита учебных проектов 2) тестирование 3) защита рефератов
Философские основания социально-гуманитарного знания. Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания. ОК 3.1- ОК 3.3 ОК 5.1- ОК 5.3   1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) тестирование 4) учебные дискуссии 5) эссе
Ценности и важнейшие категории в социально-гуманитарном познании   ОК 3.1- ОК 3.3 ОК 5.1- ОК 5.3   1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) тестирование 5) эссе
Коммуникативность в науках об обществе и культуре. Проблема истины в социально-гуманитарных науках. ОК 3.1- ОК 3.3   1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) тестирование 4) учебные дискуссии
Объяснение, понимание, интерпретация, вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. ОК 5.1- ОК 5.3   1) устный опрос 2) тестирование 3) учебные дискуссии 4) эссе
Структура социально-гуманитарных наук, их основные исследовательские программы.   ОК 3.1- ОК 3.3 ОК 5.1- ОК 5.3   1) устный опрос 2) защита письменных творческих заданий 3) тестирование    

Приложение 1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра философии, истории и политологии

(наименование кафедры)

Перечень дискуссионных тем для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)

Философия и методология научного знания

по дисциплине(наименование дисциплины)

1. Роль науки в жизни современного общества

2. Проблема свободы и ответственности ученого в современном обществе

3. Достаточно ли человеку быть только разумным, чтобы общество и человек сохранились на Земле и развивались?

4. Принес ли научно-технический прогресс человеку счастье?

Критерии оценки

Оценка Критерии
Отлично (5 баллов) Соответствие выступления теме дискуссии, выделение основной мысли, логика ясная, четкая, аргументированное изложение своей позиции, умение обобщать и делать выводы. Форма представления позиции и аргументов показывает культуру общения, конструктивная критика мнения собеседника
Хорошо (4 балла) Позиция в основном сформулирована, подтверждается аргументами, логичностью изложения. Демонстрирует культуру общения
Удовлетворительно (3 балла) Позиция сформулирована нечетко. Не все аргументы основаны на фактах. Логика нечеткая, аргументы не всегда поддерживают позицию
Неудовлетворительно (2 балла) Отсутствие собственной точки зрения. Отсутствие аргументов или они не основаны на фактах. Логика отсутствует. Отсутствие понимания культуры общения

Сост. Емельяненко В.Д..   «29» августа 2014 г.

Приложение 2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра философии, истории и политологии

(наименование кафедры)

Темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

по дисциплинеФилософия и методология научного знания

(наименование дисциплины)

1. Социологический и культурологический подходы к развитию науки.

2. Проблема интернализма и экстернализма в науке.

3. Проблема ценности научной рациональности.

4. Проблема взаимосвязи науки и философии.

5. Наука и искусство.

6. Наука и обыденное познание.

7. Роль науки в современном образовании и воспитании личности.

8. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.

9. Проблема секретности и закрытости научных исследований.

10. Проблема государственного регулирования развития науки.

11. Проблема становления науки в Древнем мире.

12. Роль Аристотеля в становлении теоретического мышления.

13. Роль средневековых университетов в развитии науки.

14. Проблема становления опытной науки в новоевропейской культуре.

15. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.

16. Роль научной революции в развитии науки.

17. Проблема типов научной рациональности.

18. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания в современной науке.

19. Роль синергетики в развитии современной науки.

20. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

21. Сциентизм и антисциентизм.

22. Наука и лженаука.

23. Специфика наук об обществе: современные трактовки и проблемы.

24. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке.

25. Значение различных форм позитивизма для разработки методологии социально-гуманитарных наук.

26. Философия науки Нового времени как теоретическая база формирования социально-гуманитарной теории.

27. Причины многообразия социально-гуманитарных теорий.

28. Взаимосвязь и соотношение предметов философии науки, социологии и социальной философии.

29. Проблема адекватности современной социально-гуманитарной методологии целям социальной практики.

30. Философия науки как теоретическая рефлексия науки.

31. Проблема идеологического аспекта в социально-гуманитарном познании.

32. Проблема научного факта в социально-гуманитарных науках.

Критерии оценки:

Оценка Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент
Отлично (5 баллов) Письменная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к рефератам. Тема письменной работы полностью раскрыта, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы, работа оформлена на высоком уровне. В работе использованы практические кейсы по выбранной теме, содержится анализ российского и зарубежного опыта, проведен обзор научной литературы. Автор свободно ориентируется в материале, оперирует научной терминологией по рассматриваемой проблеме, может аргументировано отстаивать свою точку зрения и ответить на возникающие вопросы.
Хорошо (4 балла) Тема письменной работы в целом раскрыта, прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые выводы; использованы соответствующая основная и дополнительная литература, а также нормативные правовые акты и другие источники. Автор уверенно ориентируется в материале. Имеются замечания /неточности в части изложения и отдельные недостатки по оформлению работы.
Удовлетворительно (3 балла) Тема письменной работы раскрыта недостаточно полно, использовались только основные источники; имеются ссылки на литературные источники и нормативные правовые акты, однако не выражена авторская позиция; выводы не обоснованы; материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и необходимого анализа. Имеются недостатки в оформлении.
Неудовлетворительно (2 балла) Тема письменной работы не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на литературные источники и другие источники. Имеются недостатки в оформлении работы. Автор плохо ориентируется в представленном материале. Содержание работы заимствовано из какого-либо источника.

Сост. Емельяненко В.Д.   «29» августа 2014 г.

Приложение 3

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра философии, истории и политологии

(наименование кафедры)

Вопросы для коллоквиумов, собеседования, устного опроса и экзамена

по дисциплинеФилософия и методология научного знания

(наименование дисциплины)

1. Познание как отражение действительности.

2. Научное, художественное и обыденное познание как основные формы познания действительности, их взаимосвязь

3. Понятия «наука», «теория», «концепция», их определения.

4. Многообразие функций науки и вопрос об основной ее функции.

5. Объект научного познания и предмет науки. Изменение представлений о предмете науки в процессе ее развития.

6. О критерии разделения науки на философию и частные науки. О преимущественном и попутных объектах познания частной науки

7. Критерий разделения частных наук на специфические и неспецифические частные науки. О предмете частных наук.

8. Объект познания философии.

9. Определение предмета философии на современном уровне ее развития. Изменение представлений о предмете философии на протяжении ее истории.

10. Взаимосвязь философии с другими науками, основная форма их взаимосвязи.

11. Анализ науки в концепциях Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера, Б. Рассела.

12. Концепция «философии науки» как отражение общих законов развития научного знания.

13. Функции науки в жизни общества, ее роль в образовании и воспитании личности.

14. Основные причины возникновения науки. Эмпирическая и теоретическая стороны развития науки, их соотношение.

15. Теория как высший этап в развитии науки.

16. Основания науки как наиболее важные исходные ее положения. Единство философских и частнонаучных знаний в основаниях науки.

17. Проблема истины в науке. Понятие научного факта.

18. Вклад алхимиков в развитие экспериментального базиса науки.

19. Обоснование научного метода Г. Галилеем, Ф. Бэконом, Р. Декартом и другими мыслителями.

20. О наиболее важных методах познания и преобразования действительности.

21. Проблема нового знания о развитии науки, его взаимосвязь со старым знанием.

22. Революции в науке как переходы от низших к высшим этапам ее развития.

23. О роли прогностической функции философии в развитии частных наук.

24. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

25. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного знания.

26. Проблема идеологического аспекта науки.

27. Роль науки в обосновании нового типа цивилизации.

28. Социальное воздействие на развитие науки, его зависимость от характера общественного строя. Проблема государственного регулирования развития науки.

29. Предмет философии науки, ее место в структуре философского знания.

30. Основные типы научной рациональности (классическая, неклассическая, постнеклассическая).

31. Развитие науки в Древнем мире.

32. Особенности научного знания и познания. Наука и лженаука, наука и паранаука.

33. Общество как самая высокоразвитая система действительности.

34. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.

35. Взаимосвязь общественных законов с естественными законами в развитии общества. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы.

36. Взаимосвязь философии с общественными науками в познании сущности общества.

37. Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания, их особенности.

38. Концепции подмены общественных законов естественными законами в трактовке развития общества.

39. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Явные и неявные ценностные предпосылки в СГН.

40. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе в СГН.

41. Жизнь как важнейшая категория наук об обществе и культуре (А.Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). История – форма проявления жизни (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

42. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Объективное и субъективное социальное и культурно-историческое время.

43. Общение учёных как условие создания нового социально-гуманитарного знания. Научные конвенции и индоктринация.

44. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Объяснение, его природа и типы. Понимание в гуманитарных науках. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.

45. Язык и его природа. Языковая картина мира. Интерпретация – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Г.-Г. Гадамер) в интерпретации и понимании.

46. Соотношение объекта познания СГН с их предметами как наук. Особенности общества как объекта познания.

47. Проблема истины в СГН. Соотношение истины и правды в СГН.

48. Вера и знание, достоверность и сомнение. Диалектика веры и сомнения. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания.

49. Плюрализм мнений и ответственность специалистов за решение научных проблем в СГН.

50. Проблема «исторического факта» в СГН.

51. Социальные и гуманитарные науки, проблема их разделения (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Изменение дисциплинарной структуры СГН в ХХ в.

52. Соотношение объективных и субъективных факторов в развитии общества. Возрастание роли знания в обществе («общество знания»).

53. Концепция устойчивого развития общества, изложенная в материалах Стокгольмской (1972 г) и в Рио-де-Жанейро (1992 г) конференций ООН.

54. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. Проблема устойчивого развития России в XXI веке.

Критерии оценки:

Оценка Знания, умения, навыки и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент
Отлично (5 баллов) На вопросы даны исчерпывающие ответы, проиллюстрированные наглядными примерами там, где это необходимо. Ответы изложены грамотным научным языком, все термины употреблены корректно, все понятия раскрыты верно.
Хорошо (4 балла) На вопросы даны в целом верные ответы, но с отдельными неточностями, не носящими принципиального характера. Не все термины употреблены правильно, присутствуют отдельные некорректные утверждения и грамматические / стилистические погрешности изложения. Ответы не проиллюстрированы примерами в должной мере.
Удовлетворительно (3 балла) Ответы на вопросы носят фрагментарный характер, верные выводы перемежаются с неверными. Упущены содержательные блоки, необходимые для полного раскрытия темы. Студент в целом ориентируется в тематике учебного курса, но испытывает проблемы с раскрытием конкретных вопросов. Также оценка «удовлетворительно» ставится при верном ответе на один вопрос и неудовлетворительном ответе на другой.
Неудовлетворительно (2 балла) Ответы на вопросы отсутствуют либо не соответствуют содержанию вопросов. Ключевые для учебного курса понятия, содержащиеся в вопросах, трактуются ошибочно.

Сост. Емельяненко В.Д.   «29» августа2014 г.

Приложение 4

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

Кафедра философии, истории и политологии

(наименование кафедры)

Наши рекомендации