Исторические формы диалектики

Если в природе и в обществе все в конечном счете со-
вершается диалектически, то это не может не выражаться в
человеческом сознании. Оно само - способ существования
диалектики, но диалектики субъективной. Ее сфера - мир
чувств, переживаний; знания, мысли, ценностей, духовных
установок и ориентации; морали, науки, философии. Это
мир непрерывного борения и сопротивления, утверждения
и отрицания, стереотипов и новаций. Их диалектика, равно
как и объективная диалектика бытия, в тех или иных своих
сторонах воспроизводится стихийно в обыденном челове-
ческом мышлении. Так, народным сознанием фиксируется
наблюдающееся единство противоположностей в поговор-
ках типа "нет худа без добра", "воля заведет в неволю",
"счастье с несчастьем двор обо двор живут" и др. Для фило-
софии свойственно стремление теоретически выразить
сущность диалектических процессов, происходящих в сфе-
рах бытия и сознания. В этом случае субъективная диалек-
тика выступает в виде той или иной мировоззренческой
теории. Среди них принято выделять три исторические
формы диалектики: диалектику древних философов, идеали-
стическую диалектику и материалистическую диалектику.

В философии древних мыслителей (Фалес, Гераклит,
Зенон и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о
текучести всего сущего, его противоречивости, соотноше-
ния единого и многого, случайного и необходимого, бытия
и небытия. Если обращение древних философов к подоб-
ным идеям имело в общем характер ценных, стихийных
диалектических догадок, то немецкие философы XVIII-
XIX вв. свои размышления о развитии приводили в соз-
нательно построенную логическую систему. Наиболее
стройной теорией идеалистической диалектики стало уче-
ние Гегеля. Он признает ведущим ее началом принцип

противоречия, стремится найти и указать проходящую
через все сферы действительности нить восходящего раз-
вития, формулируя главные его законы. Но как объектив-
ный идеалист Гегель видит основу диалектики исключи-
тельно в противоречиях углубляющегося в самопознание
абсолютного духа, демиурга мира. Идеалистическая диа-
лектика свое предназначение сводила в конечном счете
только к рациональной интерпретации "разумной" дейст-
вительности для примирения с нею. И все-таки в эво-
люции духовно-мировоззренческой культуры гегелевское
учение - ступень преходящая. Новое качество теория диа-
лектики приобретает в философии марксизма. Маркс и
Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазви-
тия гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно,
выработали материалистическое понимание диалектики.
Она отныне предстает как "наука о всеобщей связи",
"наука о всеобщих законах движения и развития природы,
человеческого общества и мышления" (29. Т.20. С. 145).

Вместе с тем в философии наших дней воспроизво-
дятся и различные модификации иного понимания диа-
лектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует
какое-то реальное качество бытия и сознания человека в
его проекции на всю окружающую действительность. Та-
кова, например, экзистенциалистическая версия диалек-
тики. Ее приверженцы (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр и др.)
исходят в интерпретации диалектики из субъективности
человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут
только человеческого бытия, трактуемого к тому же пре-
имущественно в духе погружения одинокого индивида в
коллизии личного сознания. Мир смысложизненных пере-
живаний субъекта, особенности его духовного состояния и
противоречий существования в пограничных ситуациях
(страдание, чувство вины, ожидание смерти, ужас и т.п.)
характеризуются, конечно, сложной динамикой чувств,
мыслей и действий людей. Их диалектику нужно безус-
ловно знать. Вместе с тем ограничивать ее компетенцию,
что свойственно теоретикам экзистенциализма, только
личностным существованием или узко интерпретируемой
человеческой практикой - при отрицании универсальной
объективной диалектики бытия - крайне уязвимо и фило-
софски несостоятельно.

Одним из вариантов идеалистического понимания
диалектики является ее истолкование неотомистами, со-
временными последователями учения религиозного фи-
лософа Фомы Аквинского. Неотомисты Ж. Маритен,
Э. Жильсон и другие видят диалектику в сосуществова-
нии Бога и природы с момента акта творения мира.

В отличие от сугубо религиозной версии диалектики
с ее трагически неразрешимыми и неустранимыми проти-
воречиями, определяемого высшими силами человече-
ского бытия, приверженцы так называемой "негативной
диалектики" сосредоточивают внимание на критике суще-
ствующей действительности. Группа философов Франк-
фуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе)
возводят в ранг главного мировоззренческого принципа
идею универсального отрицания. Они определяют диалек-
тику как "последовательное осознание неидентичности",
как безоговорочное "анти", "контра", "нет" всему позитив-
ному. Отрицание - на самом деле один из важнейших
элементов диалектики - превращается ими в абсолют, в
акт всеобщего отречения.

В каждом конкретном случае подобные теоретиче-
ские доктрины нуждаются в специальном анализе. В них
могут содержаться ценные размышления над реальными
проблемами диалектики бытия и познания, хотя в общем
такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.

В отличие от них материалистическая диалектика
представляет собой философское понимание мира в его
целостности, единстве и саморазвитии. Содержание диа-
лектики как теоретической системы составляют ее эле-
менты: категории, законы, принципы и концепции.

Что такое категории?

Категории - своего рода несущие конструкции фи-
лософского знания. Посредством их раскрываются прин-
ципы и законы диалектики. Что такое категории? Это
особый класс понятий. Существуют понятия обыденной
речи (дом, хлеб, нож, брат и т.п.). В любой науке есть
свои понятия: в физике - масса, заряд, электрон, спин и
др.; в радиотехнике - модуль, интегральная схема, рези-
стор, конденсатор и т.д.; в биологии - ген, вид, популя-
ция и др. Изучить какую-либо науку - значит овладеть ее

основными понятиями. Кроме специализированных на-
учных понятий, применяются так называемые интегра-
тивные понятия (алгоритм, знак, симметрия, информация
и др.). От всех такого рода понятий категории отличаются
тем, что в них выражается миросозерцание людей. Катего-
рии - суть формы философского сознания, способ его су-
ществования, логические структуры человеческого мышле-
ния. В категориях абстрагирование, свойственное любому
понятию, достигает наивысшей степени. Они отражают
предельно общие связи и свойства явлений действитель-
ности. Категориями фиксируется воспроизведенная в по-
знавательном процессе и общественно-исторической
практике объективная диалектика. В них находят выра-
жение созданные человечеством формы рационального,
теоретического освоения мира. Как способы мировоз-
зренческой ориентации категории выступают логическим
инструментом действий людей в быту, в сферах науки и
культуры, экономики и политики, техники и искусства.

В структуре философского знания понятия разно-
родны: многие из них касаются лишь отдельных его под-
систем - аксиологии (ценность, добро, зло, свобода, красо-
та, вера, культура и др.), гносеологии (истина, практика,
знание, заблуждение и т.п.), праксеологии (социальное
действие, общество, личность, цивилизация, формация и
т.д.). Те же философские понятия, которые помогают ос-
мыслить мир в его целостности и совокупности отноше-
ний людей к действительности, образуют в собственном
смысле слова систему категорий материалистической диа-
лектики (материя, сознание, качество, необходимость,
противоречие, человек и др.).

Проблема категорий в истории философии возникла
давно; отношение к ним у различных мыслителей неоди-
наковое. Впервые ввел в философское сознание термин
"категория" (по-гречески - высказывание) Аристотель. Но
четкой позиции в вопросе о категориях у него не было. С
одной стороны, он трактовал их как структуры мышле-
ния, с другой - как формы самого бытия. Вместе с тем не-
сомненной заслугой античного мыслителя было выделение
таких категорий, как сущность, количество, качество, от-
ношение, место, время, положение, обладание, действие,
претерпевание (изменение).

Спустя многие столетия новую попытку классифи-
кации философских понятий предпринял И. Кант. Он
полагал, что категории суть чистые мыслительные формы,
которые рассудок содержит в себе априори, (то есть свой-
ственные сознанию и безотносительно к какому-либо
опыту). Кант составляет таблицу категорий, состоящую из
двенадцати понятий, объединенных в четыре группы:
1) количество (единство, множественность, целокуп-
ность); 2) качество (реальность, отрицание, ограниче-
ние); 3) отношения (присущность и самостоятельное су-
ществование, причинность и зависимость, общение);
4) модальность (возможность - невозможность, существо-
вание - несуществование, необходимость и случайность).
Кант подметил очень важное отличие категорий: каждая
третья из них возникает всегда соединением второй и
первой категории того же класса.

Принцип синтеза противоположных понятий в новой
категории последовательно проводит в своей философии
Гегель. У него насчитывается в движении логической идеи
свыше ста категорий. Все они субординированы, представ-
лены во взаимосвязи и переходах друг в друга. Никогда
еще ранее в философских учениях категории не выступа-
ли столь изменчивыми. В диалектике понятий в целом
ряде случаев Гегелем угадывалась диалектика бытия, диа-
лектика вещей. Но он был объективным идеалистом. По-
нятия, по Гегелю, обладают самодвижением в поступатель-
ном возвышении мирового разума к абсолютной истине.
Диалектика развития в целом принимала крайне мисти-
фицированный вид.

Вовсе не случайно поэтому некоторые мыслители
занимают весьма скептическую позицию в вопросе о ка-
тегориях. Так, известный английский философ и матема-
тик Б. Рассел писал: "Я лично не верю, что термин
"категория" может в какой-либо мере быть полезным в
философии как представляющий ясную идею" (44. С.220).
Рассел придерживался позитивистских воззрений. Для
него вообще мало значат философские абстракции. Пози-
тивисты мыслят как субъективные идеалисты. Для них
критерий подлинной научности - чувственно данные фак-
ты. А так как категории фиксируют общее в явлениях, не
поддающиеся непосредственно верификации, чувствен-

ной проверке, то становится вполне объяснимым пренеб-
режительное отношение Рассела к проблеме категорий.

Между тем позиция позитивизма в этом вопросе
ошибочна. Как предельно абстрактные и общие понятия
категории выполняют существенные логико-организующую
и интегрирующую функции в научном познании. В фило-
софских категориях синтезируются результаты познава-
тельной деятельности людей, опыт их трудовой и соци-
альной практики. Выражаясь словами В.И. Ленина,
"моменты познания ("идеи") человеком природы - вот что
такое категории логики" (25. Т.29. С. 180).

6.5. Философское содержание понятия
"момент"

Термин "момент" широко используется в естествен-
ных науках и в технике: момент инерции, момент силы,
момент количества движения, момент статический и др.
Общепризнан временной аспект проблемы момента. В ис-
тории философии еще от Платона идет традиция проти-
вопоставлять момент времени вечности "вневременного"
бытия. Даже у диалектика Гегеля саморазвивающаяся
объективная идея предстает как такое вечное вневремен-
ное бытие. Момент же, напротив, интерпретировался как
нечто мимолетное, как постоянно воспроизводящаяся
дискретность времени, относительность его, как нечто
преходящее и постоянно исчезающее. Если для объектив-
ных идеалистов время - признак вторичности, несовер-
шенства и тленности существования (в отличие от истин-
ного вневременного бытия понятий идеи, Разума, Бога),
то в философии диалектического материализма время
рассматривается как одна из коренных форм бытия само-
развивающейся материи. Здесь вечность связывается в
первую очередь с абсолютностью движения. Момент же
выступает как преходящий элемент временной структуры
бытия материи. Тем самым момент времени можно ис-
толковать как предельно возможное содержание акта из-
менения.

Вычлененность момента из единой цепи движения
времени относительна. Моменты единого процесса как
бы "переливаются" постоянно друг в друга, поскольку в
вечном самодвижении материи настоящее беспрерывно

становится прошлым, а то, что было в потенции, превра-
щается в настоящее. Вследствие транзитивности времени
жесткой границы между "данным" и "следующим" момен-
тами не существует. Время противоречиво: оно течет
(непрерывно) и длится (прерывно в силу конечности ка-
ждого акта изменения).

Здесь оказывается возможным соединить чисто вре-
менной аспект "момента" с его более глубоким философ-
ским содержанием. Момент предстает не просто как объ-
ективный временной интервал некоторого изменения, но
как движение, воспроизводимое в мышлении познающего
субъекта. В бесконечном процессе саморазвития материи
моменты объективно непрерывно сменяют друг друга.
Для человека же момент как бы противостоит движению.
Он стремится "схватить" в мышлении этот постоянно ис-
чезающий момент, "остановить мгновение", зафиксиро-
вать в моменте движение. Тут момент выступает уже не
просто как мельчайшая единица времени, или элемент
временной структуры бытия, а как некоторая грань или
сторона целостного процесса. В познавательных действи-
ях на основе общественно-исторической практики проис-
ходит "распредмечивание" объектов реальности. Иными
словами, их свойства, отношения, структура и т.д. вос-
производятся в мышлении в соответствующих понятиях.
Каждое из них по отношению к отражаемой объективной
реальности суть некий момент, в котором "уловлена" ка-
кая-то частичка универсальной взаимосвязи и "светится"
целое.

В конкретном акте познания выделение некоторого
момента исследуемого объекта (процесса) означает раскры-
тие' какой-то его стороны, подход, приближение к объяс-
нению его природы. В полной мере сказанное применимо
и к категориям диалектики. Каждая из них предстает как
своего рода момент (ступень, сторона, шаг) философского
осмысления действительности. В моменте "схватывается"
развивающееся целое лишь в одном из его бесконечных
"оттенков". Поэтому момент, взятый сам по себе, в отвле-
ченности от других, есть нечто абстрактное, неистинное.
Момент, как считал Гегель, есть "момент связи", "момент в
сцеплении". Научное воспроизведение объективной диа-
лектики требует "сцепления" философских понятий,

"перелива" категорий друг в друга, их разносторонней сис-
темной взаимосвязи.

Наши рекомендации