Государство, в котором территориальные единицы спросе самостоятельно принимать законы – федерация
27. Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства: (партийная; производственная; органическая; эгалитарная?; либеральная+)
28. Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений, объективного мира, в марксисткой философии – мышление, познание,…
29. Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии: (созерцательная; культовая; духовная; практическая+)
30. Диалектика процесса познания и мышления людей называется (объективной; имманентной; трансцендентной; метафизической; субъективной)
31. Доминирующая сфера общества в концепции постиндустриализма: (сервис+; промышленность; экономика; искусство; политика)
32. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этический кодекс поведения – Иларион, Иоанн Дамаскин, Константин Философ
33. Дуалистическая философия характерна для: (Руссо; Декарта+; Канта; Бэкона; Беркли)
34. Единственная серия изменений в социальных системах (развитие; эпоха; этап; эволюция)
35. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает: (механика+; астрономия; эстетика; математика?; философия)
36. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения – это карма
37. Западники: (Аничков; Самарин; Аксаков; Новиков; Чаадаев+; Белинский+)
38. Застой в обществе, экономике, производстве (перелом; революция; прогресс; стагнация+; регресс)
39. Идеалы и ориентиры социально-культурного развития общества в неокантианстве – ценности
40. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований – утопия
41. Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности – мотивация, воспитание (воля)
42. Искусство сер. ХХ в., являющееся средством осуществления политических целей - телевидение, дизайн, соцреализм
43. Категорический императив И. Канта (бытия; движения; морали+; развития; познания)
44. Категория диалектики парная категории "необходимое" – случайное
45. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события – причина
46. Класс социума способный переустроить общество, по Марксу – пролетариат
47. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип: (историзма+; запрета; системности; дополнительности; противоречия+)
48. Концепция природы, развитая е трудах П. Гольбаха: (материалистическая+; идеалистическая; диалектическая)
49. Концепция, утверждающая первичность прав и свобод человека – демократическая концепция
50. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественных изменений: (необходимость; прогресс; скачок+; закономерность; революция)
51. Космическое духовное начало, безличный абсолют с индийской философии: (прана; дхарма; карма; брахман+; атман)
52. Критерий истины, в марксистской философии – практика
53. Критический рационализм как направление оформилось в (структурализме; неотомизме; экзистенциализме; постпозитивизме+; интуитивизме)
54. Кузанский считал, что человеческое познание.. (беспредельно+; абсолютно; ограничено)
55. Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителям для... (постижения сущности; прекрасного; построения основ общества; развития частных наук; обоснования догматов веры+; утверждения гуманистических идеалов)
56. Мельчайшая частица социальной системы – субъект, индивид
57. Метод истинного познания, по Бэкону – индукция
58. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы: (аналогия; индукция; анализ+; дедукция; абстрагирование)
59. Метод, используемый И. Фихте в разработке своих основоположений – диалектический (интроспекция)
60. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает (дуализм; агностицизм; скептицизм; монизм+; релятивизм)
61. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности - это субъективизм
62. Мыслитель первым объяснивший слово "философ " – это Пифагор
63. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания: (Шпенглер; Шопенгауэр+; Бергсон; Зиммель; Дильтей)
64. Мыслитель, который ввел слово "диалектика" в философию (Аристотель; Сократ+; Гераклит; Пифагор; Платон)
65. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития (Шпенглер; Тойнби; Поппер+; Маркс; Ясперс)
66. Мыслитель, разработавший оригинальную социально-философскую концепцию консерватизма: ( Катков; Розанов; К. Леонтьев+; Соловьев; Федоров)
67. Мыслитель, считавший, что в поисках смысла, истории следует исходить из ее "конца", т. е. предполагаемых результатов: (Вебер?; Платон+; Кант; Маркс; Декарт)
68. Наделение человеческими качествами окружающей природы: (антропоцентризм; антропогенез; антропофагия; антропоморфизм+; антропологизм)
69. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны - образца общественного устройства – утопия
70. Направление в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра: (структурализм+; постпозитивизм; постмодернизм; экзистенциализм; психоанализ)
71. Направление в Христианстве, появившееся в результате Реформации – Протестантизм
72. Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения - это гедонизм
73. Направление социальной философии, развивавшееся параллельно с позитивизмом - утилитаризм (марксизм, интуиционизм)
74. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями – номинализм
75. Направление философии, рассматривающее индивида и общество как противоположные образования, находящиеся в постоянном конфликте – экзистенциализм,
76. Направление, утверждающее абсолютную обусловленность развития человека генами – (биологизм, материализм, биологический, генетический детерминизм)
77. Наука о взаимодействии живых органов с окружающей средой (экология+; социология; политология; биология; антропология)
78. Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды – социальная экология
79. Наука, оказавшая исключительное влияние на. философию французского Просвещения: (психология; эстетика; математика; астрономия; механика+)
80. Начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его частях, носящий количественный характер -………. ...
81. Необратимое историческое развитие живой природы, определяемое изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов – эволюция
82. Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю – отрицание, антиномия, борьба
83. Непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части - популяция, народ
84. Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами – переворот(революция)
85. Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг –производственные отношения
86. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным соображением - представление.
87. Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как "полная свобода, отсутствие власти": (олигархия; демократия; анархия+; тирания; монархия)
88. Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством, но независимее от него - гражданское
89. Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю – Идея(дух)
90. Ограничение или подавление чувственных желаний; добровольное перенесение физической боли, одиночества - это - аскетизм.
91. Один из основоположников культурологического понимания хода истории: (Вернадский; Достоевский; Данилевский+; Циолковский; Флоренский)
92. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное духовное начало – это атман
93. Окружающий человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы – модусы, гармония
94. Определение единичного представителя человеческого рода - индивид
95. Определение человека как совокупности характерных социальных качеств - личность
96. Определяющее отношения между людьми, в марксистской философии (идеологические; политические; правовые; межличностные; производственно-экономические+)
97. Основная проблема, рассматриваемая Н. Ф. Федоровым в его учении (сознания; бытия; познания; природы; бессмертия+)
98. Основная ценность человека по Федорову – (свобода, нравственность)
99. Основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей – государство
100. Основной любой деятельности предпринимателей в развитии производства - прибыль.
101. Основной труд К. Маркса - Капитал
102. Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Дж. Локку: (равенство; образование; свобода+; собственность+; жизнь+)
103. Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное - производство
104. Основополагающая тенденция человеческой истории, по Кондорсе – прогресс
105. Особенность морали, заключающееся в проникновении моральных требований во все сферы человеческой жизни (императивность; внеинституциональность?; всеобъемлющий характер+; воспитательный характер; рациональность)
106. Отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга – ощущение, сознание
107. Отрасль науки, развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени – механика(физика);
108. Пантеизм объединяет и отождествляет: (философию и религию; человека и природу; науку и религию; Бога и человека; Бога и природу+)
109. Первая историческая форма сознания людей, переносящая на мир и его законы свойства человека и рода, совокупность мифов – мифология, мифическое
110. Первая философская школа. Древней Греции. (пифагорейская; милетская+; платоновская; киническая; элейская)
111. Первоначалом сущего считал апейрон: (Гераклит; Анакснмандр+; Анакснмен; Эмпедокл; Фалес)
112. Первоначалом сущего считал воду: (Пифагор; Фалес+; Гераклит; Анаксимандр; Анаксимен)
113. Первоначалом сущего считал огонь (Пифагор; Анакснмен; Анакснмандр; Фалес; Гераклит+)
114. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области – обобщение
115. Период всемирной истории, поставивший проблему свободы в рамки правовых отношений... мир (германский; римский+; восточный; западный; греческий)
116. Период истории философии, когда природа и человек рассматривались как творенья Божьи – Средневековье
117. Период истории философии, характеризующийся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого – мифология
118. Пифагор утверждал, что ... (бытие н небытие неразрывны; бытие есть единая неделимая сущность; все понятия заключены в самом человеке; мир есть гармония чисел+; все состоит из атомов)
119. По определению французских просветителей, "истинная религия разумна и... (нравственна+; идеалистична; универсальна; гуманистична; космополитична)
120. Позитивистские идеи О. Конта развивал: (Парсонс; Энгельс; Лессинг; Спенсер+; Поппер)
121. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считала ( Пифагор; Гераклит; Платон+; Аристотель; Парменид)
122. Политическое сознание, основанное на определенной политической концепции, отражающее политические интересы определенных социальных групп - …………. сознание.
123. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало – инь
124. Понятие, используемое Кантом, в переводе с греческого "парные -которые исключают другое"- антиномия
125. Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала – число (субстанция)
126. Понятие, обозначающее сложившуюся в обществе систему устойчивых связей, совокупность социальных групп и институтов – социальный ……(социальные отношения, социум)
127. Понятие, обозначающее соответствие знания действительности объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания – истина
128. Понятие, означающее невозмутимость духа – атараксия
129. Понятие, означающее невозмутимость духа – атараксия
130. Понятие, указывающее на культуру, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности – традиция, норма
131. Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви (деизм; символизм?; рационализм?; пантеизм; дуализм)
132. Понятие, характеризующее нерасчлененность мировоззренческие представлений в первобытном обществе – синкретизм
133. Понятие, характеризующее нерасчлененность мировоззренческих представлений в первобытном обществе - синкретизм.
134. Последователи марксистской философии (Ф. Ницше; К. Леонтьев; К. Аксаков; П. Лафарг+; Плеханов+; В. Дильтей)
135. Последователи социально-политических концепций Т. Гоббса и Дж. Локка: (Дж. Беркли?; Лейбниц; Мор; Монтескье+; Спиноза)
136. Последователи философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа - доказывать то, что он считает выгодным и правильным (пифагорейцы; софисты+; перипатетики; киники; киренаики)
137. Почвенники: (Писарев; Достоевский+; Чернышевский; Данилевский+; Флоренский; Самарин; Грановский)
138. Почитание различных объектов действительности, которым предписываются сверхъестественные свойства: (магия+; религия; анимизм; тотемизм?; фетишизм)
139. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношение реальности – бытие (универсум)
140. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности - бытие
141. Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования пространство, явление, действительность
142. Представители Немецкой классической философии. (Ф. Шеллинг+; Г. Зиммель; Л. Фейербах+; Н. Макнавелли; О. Шпенглер; Б. Рассел)
143. Представители номинализма в средневековой философии: (Пьер Абеляр; Фома Аквинский; Тертуллиан; Уильям Оккам+; Аврелий Августин; Иоанн Дунс Скот; Иоанн Росцеллин+)
144. Представители номинализма в средневековой философии: (Фома Аквинскнй; Иоанн Росцеллин+; Пьер Абеляр; Уильям Оккам+; Тертуллиан; Иоанн Дунс Скот+; Аврелий Августин)
145. Представители средневековой философии: ( Парменид Элейский; Панеций Родосский; Диоген Лаэртский; Марк Аврелий; Фома Аквинский+; Аврелий Августин+; Гераклит Эфесский)
146. Представители философии Французского Просвещения: (Ж. Ламетри; Г. В. Лейбниц; Вольтер+; Г. Ф. Шеллинг; М. Лютер; Т. Кампанелла; Ж.-Ж. Руссо+)
147. Представители фрейдо-марксизма (Фрейд+; Райх; Юнг+; Маркузе+; Адлер+; Хорни)
148. Представитель немецкой классической философии, основывавшийся на позициях антропологического нравственно-природного дуализма: (Фихте; Фейербах; Шеллинг; Гегель; Кант+)
149. Представитель оптимистического направления в экзистенциализме (М. Хайдеггер+; А.Камю; Г. Марсель; К. Уилсон; Ж.-П. Сартр)
150. Представитель русского космизма, первым выдвинувший идею "овладения " космосом: (Чижевский; Циолковский; Федоров+; Флоренский; Вернадский)
151. Представитель русской философии, утверждавший, что человек – высшее произведение природы - Чернышевский
152. Представитель русской философии, утверждавший, что человек высшее произведение природы: (Достоевский; Герцен; Чернышевский+; Белинский; Бердяев)
153. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил – релятивизм, субъективизм, кинизм
154. Применяемые в производстве орудия труда, техника, технологии, транспорт - производственные – силы (средства)
155. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме – верификация
156. Принцип обоснованный Поппером, по которое научные теории принципиально можно опровергнуть – фальсифицируемости, фальсификация
157. Принцип подхода к действительности как развивающейся во времени – историзм
158. Причина неравенства в человеческом обществе, по Руссо (образование?; наследственность; собственность+; воспитание; власть)
159. Причины возникновения вида заблуждений "призраки пещеры", по Бэкону: (слепой веры в авторитеты; особенности воспитания+; особенности индивидуального развития+; несовершенство органов чувств; особенностей социальной жизни)
160. Причины возникновения вида заблуждений "призраки рода", по Бэкону: (особенности индивидуального развития; особенности социальной жизни; особенности воспитания; слепой веры в авторитеты; несовершенство органов чувств+)
161. Проблемы отчуждения и свободы являются основными для (постструктурализма; экзистенциализма+; структурализма; постпозитивизма; неопозитивизма)
162. Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни – реформа
163. Процесс взаимодействия людей, их совместного воздействия на природу, с целью удовлетворения потребностей – производство
164. Процесс развития, связанный с усложненной системной организацией – скачок, качественный скачок
165. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества - социализация,воспитание
166. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждения), антитезис (отрицание), синтез (отрицание), по Гегелю – диалектический, снятие, самопознание, саморазвитие
167. Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает (релятивизм; рационализм+; сенсуализм; редукционизм; иррационализм)
168. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках – это схоластика, софистика
169. Религии, сложившиеся в древних государствах, отражавшие социально-политические и другие отношения – языческие, национальные религии
170. Религиозное течение древней Индии, с которым связывают начало формирования философского мышления – это брахманизм
171. Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения (Макиавелли; Коперник; Кампанелла; Фичино; Петрарка+)
172. Русский философ 19 в. , считавший религиозную веру выше разума – Соловьев В. С.
173. Русский философ 19 века, считавший религиозную веру выше разума: (Соловьев+; Флоренский; Федоров?; Вернадский; Чижевский)
174. Светская мирооззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви (материализм; идеализм; гуманизм+; природоцентризм; теоцентризм)
175. Свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов - раздражимость
176. Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса - отражение
177. Священная книга мусульман – коран
178. Сила, управляющая миром, в философии стоиков – фатум
179. Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством - право
180. Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством - право
181. Смена научной парадигмы – научная революция
182. Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла в... (ХVII+; XV; XIV; XVI; ХVIII)
183. Смысл философии, согласно Пифагору, – в поиске – первоначал, числовой гармонии, чисел, истины
184. Собрание древнеиндийских источников (кон. II -нач. I тыс. до н. э.), сборники гимнов в честь богов – это Веды
185. Собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии – Ветхий завет
186. Совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории: (нация; общество; государство; общность; народонаселение+)
187. Совокупность религиозных представлений, чувств, привычек, традиций, формирующиеся под воздействием носителей религиозного сознания ... религиозная идеология
188. Совокупность свойств и признаков организма, сформировавшегося в процессе индивидуального развития... фенотип
189. Создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете -Мальтус
190. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов: ( политическое+; правовое; религиозное; экономическое; общественное)
191. Сознания, отражающие политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – идеологические
192. Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении о (бесцельности истории; неизменности общественного бытия; неподвижности основных характеристик истории; целенаправленности истории+; цикличности исторического процесса)
193. Социально-политические мыслители XVII века: (Г. Лейбниц; Б. Спиноза; И. Ньютон; Д. Локк+; Т. Гоббс+)
194. Социальный институт, регулирующий и контролирующий поведение индивидов – право
195. Социолог, относящий к религии общественные идеи и верования, имеющие обязательный характер: (Вебер; Фейербах; Спенсер?; Дюркгейм+; Фрейд)
196. Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью освоения и преобразования – практика,техника, производство, деятельность
197. Специфические характеристики пространства и времени: (связь с движением математики; их непрерывность на макро уровне; бесконечность; их неразрывная связь друг с другом+; однородность и изотропность пространства и анизотропия времени+; трехмерность пространства и одномерность времени)
198. Способ познания, у Спинозы, предоставляющий адекватное знание. (дедукция; индукция; синтез; анализ; интуиция+)
199. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия – власть
200. Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту – рассудок,разум
201. Способность понятий, суждений, правил, по Канту ... (критика, моральность)
202. Средневековый автор изречения "верую, чтобы понимать" (Августин Блаженный+; Пьер Абеляр; Иоанн Росцеллнн; Альберт Великий; Фома Аквинский)
203. Сторона социального познания, объясняющая бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития – онтологическая
204. Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений: (онтологическая; гносеологическая; аксиологическая+; социологическая; антропологическая)
205. Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации – это социальная (динамика; мобильность?; философия; статика?; стратификация+)
206. Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств – восприятие
207. Субъективный принцип нравственности, по Канту – категорический императив, долг
208. Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает: (Агностицизм; Релятивизм; Плюрализм+; Дуализм; Скептицизм)
209. Существующее независимо ни от чего другого: (модус; интенция; атрибут; субстанция+; сознание)
210. Сфера деятельности, определяющая формы, задачи, содержание деятельности государства – политика
211. Сфера общественной деятельности, обеспечивающая блокирование разрушительных тенденций во всех сферах общественного развития: (материальная; духовная+; гуманитарная; регулятивная+; экономическая)
212. Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг – экономическая сфера.
213. Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг: (политическая; социальная; правовая; духовная; экономическая+)
214. Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования – политическая
215. Тенденция в философии ХVII-ХVIII вв. сводить все законы природы к законам механики – механицизм
216. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей - диалектика
217. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей – диалектика
218. Теория, рассматривающая развитые истории как естественноисторический процесс – марксизм,
219. Теория, рассматривающая размытые истории как естественноисторический процесс -
220. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве... (науки; бога+; человека; природы; космоса)
221. Термин "возрождение" означает восстановление интереса к (язычеству; христианству; средневековью; античности+; первобытности)
222. Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления государства, способную обеспечить целостность и устойчивость России: (космизм; консерватизм+; западничество; демократизм; либерализм)
223. Течение русской философской мысли 30-40 г. XIX в., в котором вера выступает первичным фактором, обуславливающим историческую деятельность народа - славянофильство
224. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания - антропоцентризм.
225. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождение, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу – индивидуализм,
226. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности - гуманизм
227. Умонастроение преобладавшее в эпоху Возрождение (гуманизм+; романтизм; идеализм; материализм; космизм)
228. Умонастроение характерное для средневековой философии (пантеизм?; дуализм; политеизм; гуманизм; деизм+)
229. Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии...(универсализм, концептуализм, реализм+)
230. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ – это антропоморфизм
231. Уровень познания, объясняющий и обосновывающий внутренние признаки вещей и явлений логический (имманентный, интерналистский) уровень.
232. Уровень политического сознания, формирующийся на основе житейского опыта – обыденный, идеологический, общественно-психологический уровень.
233. Учение о человеке – это антропология
234. Фактор, являющийся важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории – производство (производственные отношения)
235. Фактор, являющийся важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории – практика
236. Фамилия автора произведения "Критика чистого разума" – Кант
237. Фамилия лидера философского кружка западников – Станкевич (Грановский)
238. Фамилия мыслителя эпохи просвещения, давшего обоснование концепции "естественной религии" – Локк Дж.
239. Фамилия мыслителя, который первым ввел в науку термин "социология" – Конт О.
240. Фамилия мыслителя, наиболее глубоко раскрывшего роль способа производства в развитии общества – Маркс К.
241. Фамилия мыслителя, придерживающегося принципа "не может быть никаких исторических законов, объясняющих историю в целом" – Поппер К.
242. Фамилия мыслителя, придерживающегося принципа "не может быть никаких исторических законов, объясняющих историю в целом" – ...
243. Фамилия мыслителя, разработавшего идею многообразия типов культур: (Страхов; Чернышевский; Данилевский+; Достоевский; Григорьев)
244. Фамилия последователя 3. Фрейда, развивавшего учение о "коллективном бессознательном", определяющем социальное поведение людей – Юнг К. Г.
245. Философ - идеал стоиков: (Диоген Синопский; Панеций Родосский+; Гераклит Эфесский; Марк Аврелий; Парменид Элейский)
246. Философ античности, считавший, что ценности носят абсолютный характер: (Диоген; Сократ; Платон+; Аристотель; Гераклит)
247. Философ античности, считавший, что ценности носят абсолютный характер: (Аристотель; Гераклит; Сократ; Платон+; Диоген)
248. Философ Возрождения, утвердивший свободу воли человека как определяющий фактор жизни: (Пико дела Мирандола+; Николай Кузанский; Томмазо Кампанелла; Джордано Бруно; Никколо Макиавелли)
249. Философ средневековья, утверждавший противоположность независимых души и тела: (Фома Аквинский; Августин Блаженный+; Абеляр; Оккам; Авиценна)
250. Философ эпохи Просвещения, выдвинувший идею поступательного развития общества – Кондорсе (Ламетри)
251. Философ, рассматривавший общественные явления с позиции механистического материализма: (Фихте; Гоббс; Галилей+; Бруно; Мор)
252. Философ, считавший естественным состоянием "войну всех против всех" (Т. Мор; И. Фихте; Д. Дидро; Д. Бруно; Т. Гоббс+)
253. Философ, утверждавший в качестве первоначала огонь: (Пифагор; Анаксимандр; Фалес; Гераклит+; Анаксимен)
254. Философия Ломоносова, составившая основу физической химии – корпускулярная
255. Философия морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и саморегулирование поведения индивида – этика
256. Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности – натурфилософия
257. Философия средневековья, утверждавший противоположность независимых души и тела – патристика(схоластика)
258. Философия существования – экзистенциализм
259. Философия Фейербаха: (механистический материализм; антропологический материализм+; географический детерминизм; диалектический материализм; субъективный идеализм)
260. Философия, которая стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт в развитии человечества в явлении Христа: (античная; русская средневековая; немецкая классическая; марксистская; западноевропейская христианская+)
261. Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию – немецкая классическая, английская политэкономия
262. Философия, сформированная под влиянием немецкой классической и марксистской философии – ... философия – марксистко-ленинская, диалектический материализм
263. Философская категория, означающая уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития -
264. Философская категория, означающая уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития – снятие
265. Философская школа, в современном католицизме, исходящая изучения Фомы Аквинского - неотомизм.
266. Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания – неопозитивизм
267. Философское направление утверждающая, что подлинное знание – совокупный результат специальных наук – позитивизм
268. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю – это идеализм(монизм)
269. Философское направление, представители которого признавали бога, как мировой разум сотворивший природу и придавший ее движение, но не смешивающийся в ее бытие - это деизм.
270. Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность – телеология
271. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы – даосиз
272. Философ-софист: (Фалес; Платон; Протагор+; Аристотель; Сократ)
273. Философ-софист: (Фалес; Сократ; Платон; Аристотель; Протагор+)
274. Фихте является последователем Канта
275. Форма демократии, исходящая из идеи всеобщего равенства эгалитарная
276. Форма мировоззрения, выражающая признание абсолютного начала, Бога – религия
277. Форма правления, предполагающая сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию – монархия
278. Форма рационального познания – (понятие, суждение, умозаключение)
279. Форма рационального познания: (теория+; ощущение; интуиция; восприятие; представление)
280. Форма чувственного познания – (ощущение, восприятие, представление)
281. Функция науки, предоставляющая метод, систему правил и практических приемов обращения с миром – методологическая функция.
282. Функция социальной философии, позволяющая проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории: (гуманистическая; мировоззренческая; методологическая+; прогностическая+; теоретическая+)
283. Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению: (критическая; мировоззренческая; прогностическая; гуманитарная; аксиологическая; социальная+; методологическая)
284. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, ... (аксиологическая; методологическая; социальная; гуманитарная; критическая; прогностическая+; мировоззренческая)
285. Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей: (гуманитарная; критическая; методологическая; социальная; мировоззренческая; аксиологическая+; прогностическая)
286. Характеристика Вселенной в философии Бруно (временность; ограниченность; неодушевленность; подвижность; бесконечность+)
287. Характерная черта Ренессанса: (природоцентризм; наукоцентризм; антропоцентризм+; космоцентрнзм; теоцентризм)
288. Хронологические рамки патристики ... вв. (VII-Х; Х1-ХV; I-VII+)
289. Хронологические рамки среднего стоицизма: (III в. до н.э. – II в. н.э.; I в. – II в. н.э.; III – II вв. до н.э.; II в. до н.э. – I в. н.э.; II – I вв. до н.э.+)
290. Хронологические рамки эллинского периода античной философии ... вв. до н. э. (VII – VI; VI – V; VII – IV+; VI – IV; VII – V?)
291. Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась – (личными заслугами+; происхождением?; заслугами перед, Богом; социальной принадлежностью; соответствием общественным нормам)
292. Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась (социальной принадлежностью; личными заслугами+; происхождением; заслугами перед Богом; соответствием общественным нормам)
293. Центральная философская проблема Д. Юма: (познание+; материя; сознание; движение; бытие)
294. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений- это нирвана
295. Церковные области в Древней Руси – епархия
296. Частичное, неполное знание об объекте – относительнаяистина.
297. Часть природы, вовлеченная в сферу жизни общества, производственный процесс –... среда (экономическая; географическая+; производственная; политическая; социальная)
298. Школа, неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки - лингвистическая (аналитическая, оксфордская, кембриджская) философия
299. Эпоха, наследниками духовных ценностей которой явились французские просветители – Возрождение (рационализм)
300. Эпоха, центральной идеей которой явилось покорение природы человеком (возрождение; просвещение; новое время+; средневековье; античность)
301. Этическое учение Эпикура можно определить как этику (необходимости; благородства??; откровения; ответственности; свободы?)
302. Явление данное в опыте, чувственном познании –феномен.