Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Учебно-методический комплекс
Дисциплины
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
направления подготовки (080200) – (МЕНЕДЖМЕНТ)
В модульно-рейтинговом формате
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная
Разработчик к.ф.н., доц. Дидык М.А.
Ростов-на-Дону
Пояснительная записка
Предметом исследования культурологических дисциплин, прежде всего, выступает культура. Этот феномен отнюдь не является остаточным субсоциальным образованием, как обычно полагает обыденное сознание, сводящее культуру чаще всего к набору явлений, связанных с искусством и сходных с ним явлений. Культура – это система жизнедеятельности, куда входят и материальные, и духовные константы. К пониманию системного характера человеческой социальности и к ее характеристике как социокультурного образования европейское знание шло много столетий, и только к концу ХХ века такое осмысление было достигнуто.
В этом курсе культура рассматривается через призму социальных феноменов, объясняющих ее строение, способы трансляции и функционирования в обществе, механизмы ее самосохранения и обновления в историческом процессе.
1. Цели освоения дисциплины являются –
определение места культуры в обществе; определение системного характера человеческой жизнедеятельности (культуры); выявление специфики различных типов культур, смыслообразования, систем ценностей, систем знаний, их логику развития в каждой культуре; выяснение ее функций в различных слоях и группах общества и характеристика социального «измерения» культуры в истории. В курсе представлены различные пути осмысления культуры и методы ее научного анализа как общественного явления.
Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина Культурология относится к ГСЭ.Ф. Курс Культурология является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает опору на межпредметные связи с философией, социологией, религиоведением, этнографией, антропологией, мифологией, литературой, историей изобразительного искусства, эстетикой, этикой и т.д., отчасти выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, а, также помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности.
Место курса Культурология в учебном процессе определяется также тем, что он дает историко-культурную и философско-культурную теоретическую и методологическую основу для усвоения других гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в ВУЗе.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
Процесс изучения дисциплины Культурология направлен на формирование у обучающегося следующих компетенций:
- владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);
- способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
- способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-5);
- готовностью к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами (ПК-8);
- способностью к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16);
- способностью к использованию современных методик и форм учебной работы в общеобразовательных учреждениях (ПК-20).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: Структуру и состав современного культурологического знания. Типологию культуры. Культуру человека, общества, природы
Уметь:логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке критически использовать методы современной науки в конкретной исследовательской и социально-практической деятельности; применять современные теории, концепции и инструментарий культурологии в практической социокультурной деятельности; оценивать качество исследований в контексте социокультурных условий.
Владетьсоответствующимпонятийным аппаратом; познавательными подходами и методами изучения культурных форм; искусством интерпретации различных типов текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; навыками межсоциального и межкультурного взаимодействия.
2. Учебно-тематический план дисциплины (Общая трудоемкость дисциплины составляет 14 часов курса):
№ | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |
Всего | ||||||
Модуль первый. | ||||||
История развития культурологии. Культурология и история культуры. | Лекция - 1 | Проектное задание | ||||
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. | Лекция - 1 | Проектное задание | ||||
Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. | Лекция - 1 Семинар - 2 | Тест, контрольная работа | ||||
Модуль второй | ||||||
Типология культур. Восточные и западные типы культур. Место и роль России в мировой культуре. | Лекция - 1 | Проектное задание | ||||
Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Этническая и национальная культуры. Элитарная и массовая культуры. | Семинар - 2 | Собеседование Тест | ||||
Модуль третий | ||||||
Понятие культуры. Культура и цивилизация. Культурная картина мира. Культура и природа, общество, личность. | Лекция - 1 Самостоятельная работа | Проектное задание | ||||
Культурогенез. Динамика культуры. Язык и символы культуры. Культурные ценности и нормы, традиции. | Лекция - 1 | Проектное задание | ||||
Культура и ее функции. Субъект культуры. Инкультурация и социализация. Культурная самоидентичность и культурная модернизация. Межкультурные коммуникации. Социальные институты культуры. | Лекция - 1 | Проектное задание | ||||
Культура и глобальные проблемы современности. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. | Лекция - 1 Семинар - 2 | Собеседование Тест | ||||
Форма итоговой аттестации - зачет | 11, 12 | Лекции - 2 |
Учебные модули