Рекомендации студенту по подготовке

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЛОСОФИИ

Для студентов всех специальностей

Уфа 2004

Составители: Ф.С. Файзуллин, Э. Ф. Абдрахимов, Н. А. Абузарова, Ю. Р. Егорова, Б. В. Житков, А.Я. Зарипов, Ю. А. Кожевникова, С.А. Ли, Т.П. Моисеева, Ф.М. Неганов, В.Е. Обухов, А. Б. Столь, М.Т. Шафиков, Н.Х. Хазиахметов, З.Я. Хазиев

УДК 1 (07)

ББК Ю (я 7)

Планы семинарских занятий по философии/ Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: Ф.С. Файзуллин, Э. Ф. Абдрахимов, Н. А. Абузарова, Ю. Р. Егорова, Б. В. Житков, А.Я. Зарипов, Ю. А. Кожевникова, С.А. Ли, Т.П. Моисеева, Ф.М. Неганов, В.Е. Обухов, А. Б. Столь, М.Т. Шафиков, Н.Х. Хазиахметов, З.Я. Хазиев. – Уфа, 2004. – 53 с.

Планы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы по курсу философии в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Определено место семинарских занятий в системе образовательного процесса и преподавания курса философии в техническом вузе, основные формы работы на семинарском занятии, указаны рекомендации студентам по подготовке к занятиям, требования к студентам при изучении курса. Представлены планы семинарских занятий и рекомендуемая к ним литература, приведен перечень основных понятий по темам. В конце планов представлен библиографический список.

Целью данных рекомендации является оптимизация процесса изучения курса философии студентами в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Предназначен для студентов I курса всех факультетов, направлений и специальностей.

Библиогр.: 15 назв.

Рецензенты: Ширяев Л.А.;

Бикметов Е.Ю.

©Уфимский государственный

авиационный технический университет, 2004

Содержание

1 Содержание………………………………………………………… 2

2 Тематика лекционного курса……………………………………… 3

3 Планы семинарских занятий……………………………………… 8

4 Тема 1. Становление и развитие философии …………………… 8

5 Тема 2. Философское понимание мира, исходные философские категории: бытие, материя, сознание…………………………….. 16

6 Тема 3. Диалектика и её принципы, законы и категории……….. 22

7 Тема 4. Основные проблемы теории познания ………………….. 24

8 Тема 5. Общество как развивающаяся система…………………… 28

9 Тема 6. Проблема человека в философии. Общество и личность.. 42

10 Тема 7. Культура и цивилизация………………………………….. 46

11 Тема 8. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности……………………………………………………… 48

12 Основная учебная литература……………………………………... 52

Тематика

лекционного курса

(34 часа)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - -

Наименование тем Кол-во часов

- - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - -

1 Философия, круг её проблем и роль в обществе 2

2 Исторические типы философии 6

3 Философское понимание мира: бытие, материя как исходные понятия 2

4 Сознание, его происхождение и сущность 2

5 Диалектика, её принципы и законы. Концепция развития 2

6 Познание, его методы и сущность 4

7 Общество: основы философского анализа 8

8 Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и

формы 2

9 Проблема человека в философии. Личность и общество 2

10 Культура и цивилизация. Культура и ценности 2

11 Прогресс и глобальные проблемы современности 2

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Тематика

семинарских занятий

(32 часа)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Наименование тем Кол-во часов

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1 Становление и развитие философии 6

2 Философское понимание мира. Исходные философские

категории: бытие, материя, сознание 4

3 Диалектика и её принципы, законы и категории 2

4 Основные проблемы теории познания 2

5 Общество как развивающаяся система 14

6 Проблема человека в философии. Общество и личность 2

7 Культура и цивилизация 1

8 Общественный прогресс и глобальные проблемы

современности 1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Философия - одна из учебных дисциплин, составляющих основу высшего образования. Знание философии необходимо для формирова­ния научного мировоззрения и для решения практических социаль­ных задач.

С момента своего возникновения философия всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется, прежде всего, тем, что ядро философии, независимо от той или иной позиции философа, составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.

Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.

Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим объясняется непреходящая жизненность философии, необходимость овладения ею для обретения человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях - и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.

Сегодня, как никогда, от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой.

Предметом философии являются наиболее общие законы существования и развития природы, общества и познания.

Курс философии состоит из трех частей:

1. История философии.

2. Онтология и теория познания.

3. Социальная философия.

Основной целью изучения философии является выработка навыков диа­лектического мышления, материалистического понимания природных и социальных процессов.

Основная задача изучения философии заключается в формировании научного философского мировоззрения. Оно включает в себя изучение различных философских учений и теорий, методов логического и исторического анализа, владение категориальным и терминологическим аппаратом философской науки.

Целью данных планов семинарских занятий является оказание помощи студентам в изучении курса философии при подготовке к семинарскому занятию.

Авторы ставят следующие задачи:

1. Оказать помощь студенту в изучении теоретических и методологических основ курса философии и повышении уровня научного мировоззрения.

2. Способствовать формированию у студентов логического мышления, закреплению и развитию приемов и методов философского познания мира.

3. Обучить студентов навыкам риторики, умению вести научную дискуссию в рамках заданной темы, аналитическим методам работы с первоисточниками и научной литературой.

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Семинарские занятия являются обязательным компонентом учебного процесса, который является дополнением к лекционной форме обучения и предназначается для более углубленной проработки тем, затронутых на лекции.

Как правило, темы семинарских занятий включают в себя вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы, источников и лекций. Методической особенностью семинарских занятий по курсу философии является применение двух основных форм работы со студентами:

1. аудиторной – в виде выступления или устного обсуждения изучаемых тем;

2. самостоятельной – включающей изучение лекционного материала, учебной, монографической литературы и первоисточников, подготовку и написание рефератов и докладов.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинарского занятия, списком рекомендуемой литературы;

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия;

3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме;

4. Внимательно изучить и постараться усвоить основные понятия изучаемой темы, так как эффективное освоение курса невозможно без владения философской терминологией;

5. В ходе изучения темы семинарского занятия необходимо подготовить тезисы или конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. Эти записи могут быть использованы на семинарских занятиях как подсказка при публичном выступлении.

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ

  1. Подготовка к семинару является обязательной для каждого студента учебной группы и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам.
  2. Учебная работа студентов на семинаре должна быть активной и соответствовать следующим требованиям при публичном выступлении:

¨ излагать подготовленное выступление без опоры на письменный текст, прибегая к нему лишь как плану или для зачитывания сложных цитат из первоисточников;

¨ свободно владеть основными понятиями темы выступления и терминологией, пройденных ранее тем курса философии;

¨ быть готовым и уметь отвечать на вопросы и делать выводы из проработанного и изложенного в выступлении материала;

¨ соблюдать временной регламент устного выступления примерно 8-12 минут.

3. Завершив изучение курса философии, студент должен владеть основными понятиями курса, знанием основных этапов развития философской науки, глубоким пониманием законов философии, уметь оперировать философской терминологией и использовать методологический и логико-понятийный аппарат диалектико-материалистической философии для анализа закономерностей бытия и познания окружающей действительности.

ПЛАНЫ

Семинарских занятий

Тема 1

Становление и развитие философии

(6 часов)

Занятие 1

Философия, круг её проблем и роль в обществе

1 Философия, её предмет и значение в современном обществе.

2 Философия как наука. Структура и функции философии.

3 Философия – теоретическая основа мировоззрения.

4 Специфика философского мышления. Основные философские проблемы: понимание мира и человека, отношение мышления к бытию. Материалистическое и идеалистическое решение этих проблем.

5 Философия и её связь с наукой, религией и искусством.

Основные понятия

Философия, мировоззрение, мироощущение, миропонимание, онтология, гносеология, аксиология, праксиология, антропология, логика, этика, эстетика, основной вопрос философии, материализм, идеализм, дуализм.

Список литературы

1 Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М.: Высшая школа, 1983 –387с.

2 Вольф Р.Г. О философии. – М.: Аспект Пресс, 1996-415 с.

3 Горелов А.А. Древо духовной жизни. – М.: Аргус, 1994.-360c.

4 Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991 - 464с.

5 Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. – 1996. - №7- С. 17-30

6 Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. - 574с.

7 Мамардашвили М.Н. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1998 – 201с.

8 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т. -2-е изд. - Т.1. - М.: Наука, 1976 - С. 6-9.

9 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Греко-латинский кабинет, 1996 – 231с.

10 Огородников Ю.Л., Тавыдов Г.Г. Философия: взгляд в начале XXI века // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №4 - С. 316-320

11 Основы философии: Учебник /Под ред. акад. Файзуллина Ф.С.- Уфа.: УГАТУ, 1997. – 375с.

12 Современный философский словарь. – М.:Политиздат,1998.- 1250с.

13 Сознание и теория мировоззрения. – М.: Мысль,1992- 403с.

14 Философия и политика (Материалы "Круглого стола") //Вопросы философии. -1996. -№ 1.- С.3-41

15 Что такое философия? (Материалы «Круглого стола») //Вестник Московского университета. -1995. – С.3-14,3-18

16 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. //Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т. -2-е изд. - Т.21. - М.: Наука, 1976 - 421с.

Занятие 2

Наши рекомендации