Билет №15 Античный тип культуры
Общая характеристика: в античной культуре человек существовал как гражданин. Человек жил в полисах (городах). Человек полиса отличался гармоническим развитием, ярким восприятием мира. Мир мыслился в единстве богов и людей. Люди стали рассказывать истории. Время становится событийным, наполненным событиями. Событием считалась встреча. Во всем присутствовал дух соперничества (этот дух охватывал общение людей и общение людей с богами). Человек мыслил себя в единстве с миром. Формируются принципы гражданского поведения. Появляется и определение гражданской чести, чести гражданина. Античная культура стала зарей человечества, потому что была осмыслена радость интенсивного труда. Появление героя. Ценности античной культуры признает естество природы. В это время ценятся знания. Появляются первые школы, академии. Красота мира отражается в культуре. Скульптурность - особенность античной красоты. Зарождается демократия.
Античный мир — это культурное образование, которое стало своеобразным наследником культуры первых великих цивилизаций Ближнего Востока. Оно непосредственно предшествовало европейской культуре, культуре западного мира.
Колыбелью античной культуры является Греция. Именно там произошёл принципиальный прорыв на новый уровень, к новым принципам культурного развития. Этот прорыв часто называют греческим чудом.
Античная культура (от латин. “antiquus” - “древний”) - совокупность идеалов, норм, ценностей, идей и традиций - всех направлений греко-римской древности в области литературы, искусства, эстетического, этического, политического сознания, мифа, религии, философии и науки.
В античное время человек жил в полисах. Полис – это город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).
Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономической основой полиса являлась античная форма земельной собственности. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.
Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.
Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины).
В системе базовых ценностей жителя полиса сформировалось понятие гражданина как носителя неотъемлемых и зафиксированных в законах прав и обязанностей, нарушение которых сурово каралось по всей строгости закона.
В понятие гражданина, которым грек дорожил как высшей ценностью, входило понимание обязанностей: защищать полис от врага, приходить на помощь городу в трудную минуту, почитать отцовские святыни и повиноваться законам и избранным властям - как свободное и добровольное их выполнение, исключающее всяческое принуждение.
Культура представляет собой упорядоченную систему, имеющую свою внутреннюю структуру, мировоззрение, художественное и научное творчество каждого народа.
Культура греческих полисов наиболее ярко проявилась в чувстве неразрывной связи каждого гражданина с его городом, в ощущении коллектива граждан как союза свободных, равноправных личностей.
"Человек - мера всех вещей" – считал Протагор.
Протагор - древнегреческий философ, основатель школы софистов, он устраивал публичные диспуты, брал плату за обучение, ввёл в оборот софизмы. Протагор прославился своим тезисом: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Содержащийся здесь субъективизм понимался Протагором как вывод из учения Гераклита (вернее, его последователей) о всеобщей текучести вещей: если всё меняется каждое мгновение, то всё существует лишь постольку, поскольку может быть схвачено индивидом в тот или иной момент; обо всём можно сказать как что-то одно, так одновременно и нечто иное, ему противоречащее. Этот релятивизм проводился у Протагора и в религиозной области: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду».
Рассмотрим другие подходы к определению сущности человека в античной философии.
Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.
Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Его прежде всего интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.
Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного.
Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: "Человек есть общественное животное". Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.
Рассмотрим этические и эстетические учения античного мира.
Слово «Этика» - происходит от древнегреческого слова «этос», понимаемого вначале как «место проживания», затем как «порядок», «обычай», еще позже как «нрав».
Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и формирование раннего рабовладения.
Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев и нравов. Но очень быстро этого оказалось недостаточно, и примерно с 6 в. н.э. в русле философии появляются попытки осмыслить природу поведения человека, основные механизмы, определяющие поведение.
Этика Гераклита может быть представлена в виде силлогизма, где общей посылкой является идея логоса как единого, частной посылкой - утверждение об отступлении людей от этого закона, а выводом - требование восстановить разорванную связь с логосом, опираться на общее для всех.
Этика Пифагора состоит из двух частей: математизированной натурфилософской теории добродетели и практического образа жизни пифагорейской общины.
Пифагор впервые ввел термин "философия" и сделал это в противовес принятому обозначению выдающихся людей в качестве мудрецов (Семь мудрецов): мудростью, считал он, обладают боги, человек же не может всего достичь, его доля - стремиться к мудрости, быть любомудром (философом).
Софисты впервые подчеркнули формирующее значение образования, воспитания, культуры в жизни человека. Этика наряду с диалектикой спора, ее логико-языковыми основами была главным предметом их теории.
Этика Сократа может быть сведена к трем основным положениям: она начинается с эвдемонистической аксиомы, согласно которой благо тождественно удовольствиям, пользе, счастью; ее теоретическим центром является тезис о том, что добродетель есть знание; она завершается нормативным выводом: я знаю, что ничего не знаю.
Сократики. Противоположные тенденции мировоззрения Сократа послужили исходным пунктом различных этических школ, получивших название сократических.
Аристотель дал этике ее имя. Само слово "этика" образовано Аристотелем и введено им в качестве термина, обозначающего определенную отрасль знания.