Смысл жизни как философская проблема
Вопрос о смысле жизни относится к разряду не только "вечных", но и "предельных" - он аналогичен вопросу, что есть мир, каково его происхождение, почему он именно таков, а не другой и т.п. Следовательно, смысл жизни не может рассматриваться как отдельная самостоятельная проблема, поскольку ее решение исходит из существа той или иной философской концепции человека и мира в целом. Традиционно считалось само собой разумеющимся, что ответ на вопрос о смысле жизни должен вытекать из всей философской системы (онтологии, космологии, антропологии и т.д.), как из своего основания. Мыслители, включавшие данный вопрос в этику, считали ее заключительной частью философии, венцом и целью всех теоретических построений. Действительно, философия есть миро- и жизнепонимание; Поэтому всякое философствование, в конечном счете, есть философствование о смысле жизни. Мудрость, знание в подлинном своем значении нужны как знание жизни и знание для жизни. "Смысл жизни" - эта проблема была для философии и начальной и итоговой. Как известно, греческая философия начиналась с натурфилософии и космологии, причем нельзя не видеть, что натурфилософия и космология первых греческих школ были насквозь пропитаны этическим смыслом, являлись поиском и выражением определенного жизнепонимания. В индийской же и китайской философии проблема смысла жизни явственно выступает как изначальная и главная.
В современную эпоху актуальность смысложизненной проблематики определяется рядом причин.
Глобальные проблемы современности - кризисные процессы во взаимоотношениях человека и природы, загрязнение окружающей среды. Опасность термоядерной войны - создали такую историческую ситуацию, когда борьба за жизнь, наполненную гуманистическим смыслом, оказывается в то же время борьбой за сохранение жизни. Действительно, вопрос о жизненных ценностях и о самом смысле жизни никогда не стоял перед человечеством в целом, перед каждым мыслящим индивидом так остро, как сегодня.
Обычно поиски индивидом смыспожизненной нормы имеют место, когда он потерял или еще не обрел определенную ценностную » Ориентацию. Это бывает как в начале жизненного пути человека, так и при крутых, драматичных поворотах в его жизни. В общественном сознании проблема смысла жизни становится предметом повышенного теоретического интереса в период социальных потрясений, ломки старого и возникновения нового, то есть событий, которыми особенно оказался насыщенным XX в.
Ряд философских направлений и психологических школ, а также публицистика и журналистика фиксируют тот факт, что в XX в. человеческая жизнь катастрофически обессмысливается. Так, например, постмодернизм зафиксировал это в особого рода концепции, которая провозглашает смерть субъекта, распад рационального сознания, смыслоутрату как норму современного мира, как закономерный этап жизни человечества, когда на смену разного рода ценностным и интеллектуальным конструкциям, наполняющим культурную действительность, приходит деконструкция - разрушение всего и вся.
Называя эту утрату смысла жизни "экзистенциальным вакуумом", австрийский специалист по проблемам психологии личности Виктор Франкл пишет: "Когда меня спрашивают, как я объясняю причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: и в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему Должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)".
Проходя через всю историю религии, философии, психологии вопрос о смысле жизни имел множество решений, предлагавшихся самыми великими представителями людского рода: "жить, чтобы служить Богу", "жить, чтобы оставить после себя добрую память", "жить, чтобы принести как можно больше пользы обществу", "жить, чтобы способствовать прогрессу человечества", "жить для детей" и т.д. Все эти "смыслы жизни" выражены в языке как смысложизнен-ные нормы. Особое положение смысложизненной нормы состоит в том, что она реализует не отдельные акты или аспекты человеческой жизни, а берет ее в целом. Эта норма определяет способ "вхождения" индивида в общество, определяет смысл жизни как общую задачу, цель жизни. Наличие общей цели придает существованию индивида психическую устойчивость, дает ощущение полноты жизни, ее ценности, полезности, а следовательно, выступает необходимым условием счастья людей. Тем самым вопрос о смысле жизни касается каждого человека, является одним из самых главных для каждого из нас.
В самом широком плане возможны три варианта ответа на этот вопрос. Жизнь не имеет смысла, как не имеет его и природа. Нет единственно истинного пути для всех людей, возвышенный образ жизни или низменный в итоге равнозначны, Отрицающие высший смысл жизни не всегда приходили к отрицательной, пессимистической оценке ценности жизни. Здесь возможен и такой вывод - можно и нужно жить на радость себе, все остальное не имеет значения.
Другой вариант ответа: смысл жизни заранее объективно предопределен Богом, мироустройством, эволюцией. Нужно лишь постичь этот заданный человеку смысл и следовать истинному пути.
Существует, наконец, третья позиция, основывающаяся на принципе свободы. Отрицая какую-либо высшую санкцию, представители этой точки зрения видят смысл жизни именно в утверждении человеком своей безграничной свободы. "Если Бога нет, то я сам Бог", -говорит Кириллов из романа Ф.М.Достоевского "Бесы". "Человеко-бог" волен по своему усмотрению выбирать цели и, следовательно, определять смысл своего существования. Он не признает иных обязанностей. Они представляются ему путами, связующими большинство людей и превращающими их в рабов Бога или мирских страстей.
Уязвимость подобной позиции (Штирнера, Ницше, некоторых представителей экзистенциализма) в том, что свобода сама по себе не может быть самоцелью, высшей ценностью. Человек, имеющий великую цель и призвание, не может быть свободным от своего дела. Любящий человек не тяготится узами любви - они желанны. Самоутверждение путем отказа от всех привязанностей к миру неизбежно приносит с собой холод и пустоту, ведет к утрате "живой жизни", к внутреннему краху.
Проблема смысла жизни не является исключительной прерогативой теории. Она возникает в обыденном сознании, здесь место ее рождения и основная среда обитания. Каждый из нас решает так или иначе эту проблему своей жизнью, иногда независимо от философских размышлений и даже вопреки им. Л. Н. Толстой заметил, что люди труда, не рассуждающие о смысле жизни, имеют его, а люди образованного круга, ищущие смысл жизни, зачастую его не имеют.
Человек связан с миром множеством различных осознаваемых и неосознаваемых связей. То, к чему привязано его сердце, что составляет главный интерес, наполняет его жизнь, и является реальным смыслом его существования. Любовь матери к ребенку, например, может всецело быть смыслом ее жизни. В большинстве случаев индивид, скорее, "ощущает", чем знает смысл жизни. Смысло-жизненная норма есть в разной степени адекватности словесное выражение чего-то Ощущаемого индивидом как смысл жизни. Это "нечто" как онтологическую данность можно выразить различными понятиями: установка, общий личностный смысл, призвание, преобладающая ценностная ориентация и т.д.
Вопрос о смысле жизни тесно связан с вопросом о конечности человеческого бытия, о смерти. Сознание своей смертности - одно из свойств человека, отличающих его от животного. В конечном счете каждый из нас рано или поздно начинает размышлять о смерти, чтобы решить для себя не что есть смерть вообще, которую мы так или иначе наблюдали, о которой читали и слышали, т. е. смерть других людей и животных, но что есть наша собственная смерть.
Восприятие неизбежности смерти неоднозначно. Оно может быть проникнуто животным страхом, может вести к выводу о бренности и ничтожности всех дел и забот, может стимулировать и активизировать желание успеть урвать от жизни как можно больше. Но мысль о смерти может и заставить человека возвыситься духом, потребовать от него, чтобы он не откладывал более начало подлинной жизни. Мысль о смерти может дать правильный масштаб для оценки совершающихся событий, дать истинные критерии тому, значение чего мы преувеличиваем или преуменьшаем, отделить существенное от несущественного.
О нравственно-позитивном содержании, которое следует извлекать из сознания конечности своей жизни, прекрасно сказал Мике-ланджело: "Если вы хотите вновь обрести себя и собою насладиться, нет необходимости доставлять себе столько развлечений и столько радостей, но... надо подумать о смерти. Эта мысль - это единственное, что позволяет нам снова познать самих себя, что сохраняет наше единство, не давая себя похитить ни родственникам, ни друзьям, ни сильным мира сего, ни тщеславию, ни алчности, ни прочим порокам и грехам... Действие же этой мысли о смерти поистине удивительно, ибо смерть, по самой своей природе уничтожающая все на свете, сохраняет и поддерживает всех, кто о ней думает..."1. Чтобы любить и ценить жизнь, чтобы уметь ее наполнить истинным смыслом, нужно знать о смерти и помнить о ней.
В чем же заключается истинный смысл жизни? Ответ на этот вопрос прост - надо жить подлинной жизнью, надо быть человеком при всех обстоятельствах и вопреки им. Человек сам - своими делами и мыслями - сообщает жизни тот или иной смысл или не сообщает никакого и, соответственно, делает осмысленной или бессмысленной и свою смерть.
Такой ответ может разочаровать. Но напрасно думать, что вот-вот явится долгожданная формулировка, которая сможет примирить и свести к единому все мнения. Конкретные, содержательные определения и мысли относительно смысла жизни (в труде, в самоутверждении, в служении людям, в содействии прогрессу и т.д.) оказываются верными только применительно к конкретным обстоятельствам и обнаруживают свою недостаточность в иных обстоятельствах. Говоря точнее, каждое из них в отдельности не исчерпывает многогранности проблемы. Здесь дело обстоит так же, как и с определением добра и красоты. Они не могут быть определены раз и навсегда конкретно, ибо их содержание меняется от эпохи к эпохе.
Смысл жизни не может быть определен окончательно потому, что он. не задан наперед и полностью историей или высшей силой, человечество создает его и будет создавать, продолжая ход развития. причем безотносительно к какой-либо заранее установленной цепи.
Контрольные вопросы
Чем объясняется обострение интереса к проблеме человека в XX столетии? ' В чем специфика философского подхода к человеку? Что означают античные понятия "макрокосмос" и "микрокосмос"?
В чем суть средневековой христианской концепции человека? Каковы основные идеи антропологических учении И. Канта, Г.Ф. Геаеля, Л. Фейербаха?
Как"определяет сущность человека К. Маркс? В чем особенности понимания человека Ф.М. Достоевским? В чем сущность фрейдистской концепции человека? Как оценивает специфику человеческого существования философия экзистенциализма?
Каковы основные идеи философской антрополоеии М. Шелера? Что такое антропосоциогенез? Каковы основные подходы к пониманию его сущности?
Как соотносятся биологическое и социальное начала в человеке? Что означает вопрос о смысле жизни? Каковы варианты ответов на этот вопрос, предлагаемые философией?
Темы рефератов
. Антропология как ведущее содержание культуры XX в.
Идея богочеловека в философии В. Соловьева и Н, Бердяева.
Проблема-.принципиальной обоснованности бытия человека в философской антропологии XX в. (М. Шепер, X. Плеснер).
Смысл жизни и ценности жизни.
Проблема бессмертия в религии, искусстве, философии.
Литература
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Барулин В.С. Современная философская антропология. М.. 1994.
Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.
Гуревич П.С. Философская антропология: Учеб. пособие. М.,
1997,
Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогене-
за.Л., 1981.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи. 1844 // Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.
Образ человека XX в.: Реферат, сб.. М., 1988.
Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Смысл жизни: Антология / Общ. ред. Н.К. Гаврюшкина. М. 1994.
Соловьев б.С. Чтение о богочеловеке // Соч.: В 2 Т. М., 1989. Т, 2.
Соотношение биологического и социального в человеке. М.,
1975.
Феномен человека: Антология. М., 1993.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти
и бессмертии. М., 1991.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти
и бессмертии. Х1Х век. М., 1995.
Человек в зеркале наук. СПб., 1993.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.