Сценические интерпретации пьес Шекспира
Цель практического занятия - познакомить студентов с судьбой пьес Шекспира на русской и зарубежной сценах, с исполнителями ролей Гамлета, Отелло, Джульетты и др., с различной трактовкой пьес Шекспира, дать представление о воплощении шекспировских характеров в музыкальном искусстве, средствами балета, привить студентам некоторые навыки самостоятельной работы с критическим материалом и источниками.
Форма - небольшие доклады студентов с использованием (по возможности) иллюстративного материала. Темы докладов (возможны другие темы по предложению студентов)
1. П. С. Мочалов в роли Гамлета.
2. В. И. Качалов в роли Гамлета.
3. "Гамлет" в постановке Московского театра им. Маяковского.
4. Гамлет в исполнении И. Смоктуновского.
5. Гамлет в трактовке В.Высоцкого.
6. «Гамлет» на сцене Горьковского театра драмы (1937г.)
7. Г. Уланова в роли Джульетты (балет А. Прокофьева «Ромео и Джульетта»).
8. А. А. Остужев в роли Отелло. Тексты
Литература
1. Белинский В. Г. «Гамлет». Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета // Полн. собр. соч. Т. 2. М., 1953.
2. Аникст А. А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.
3. Аникст А. А. Шекспир: ремесло драматурга. М., 1974.
4. Аникст А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет».М., 1986.
5. Вапновский А. Новые данные о влиянии Шекспира на Пушкина // Пушкинист. Вып. 1. М.,1989, С.380-402.
6. Козинцев Г. Наш современник Вильям Шекспир. М.-Л.,1962.
7. Морозов М. Шекспир. М., 1956.
8. Шекспировский сборник: Сборник статей о судьбе пьес Шекспира на сцене (Горьковский театр драмы, Московский театр драмы им. Маяковского и др.) // Ученые записки ГГУ им. Н. И. Лобачевского. Вып.69. Горький,1964.
9. Шекспир в меняющемся мире. М., 1966.
10. Шекспир в мировой литературе. М.-Л., 1964.
11. Шекспир и русская литература / Под ред. М. П. Алексеева. М.- Л., 1965.
12. Мельс С. Шекспир на советской сцене. М., 1960.
М. Сервантес «Дон Кихот»
1. Особенности Возрождения в Испании.
2. Жизнь и творчество Сервантеса.
3. «Дон Кихот»: традиции рыцарского, пасторального и плутовского романов. Новаторство Сервантеса. Роль вставных новелл.
4. Анализ «подвигов» Дон Кихота с точки зрения нравственности и с практической точки зрения. Какими чертами характера наделяет автор Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансу: оказывают ли герои Сервантеса влияние друг на друга?
5. Как характеризуют Дон Кихота его речи о социальной несправедливости и «золотом веке» (гл. XI), его мысли о свободе (II, гл.58), праве, морали, любви, человеческом достоинстве?
6. Какое значение имеет в романе эпизод с губернаторством Санчо?
7. Кто, по вашему мнению, Дон Кихот: опасный безумец, глупец, увлекающий на путь безумия других (Санчо Панса) и отвлекающий их от реальной жизни, или благородный защитник справедливости, мудрец, совершающий бескорыстные подвиги в мире заблуждений и пошлости? Чья точка зрения на Дон Кихота вам ближе: Байрона, Гейне, Белинского, Тургенева?
8. В чем состоит гуманистический пафос романа? Сохранил ли роман Сервантеса и его герой значение для наших дней? В чем сходство «Дон Кихота» Сервантеса с «Ромео и Джульеттой» и «Гамлетом» Шекспира и отличие от них? Как Гамлет и Дон Кихот воспринимают свое время (мысли Гамлета о «вправлении суставов» расшатывающемуся веку, слова Дон Кихота «О выправлении кривды» (I, 19); в чем видят цель жизни: Гамлет (он рожден в железный век, чтобы восстановить золотой -- I, гл. 20); как относятся к необходимости ее осуществления (Гамлет с сомнением в своих силах, понимая всю несоразмерность осознанной задачи и сил одного человека; Дон Кихот - с пафосом героического безумия).
9. Кто вам ближе: Гамлет или Дон Кихот и почему?
10. Дон Кихот и «донкихотство»: понятие о «донкихотовской ситуации» и «вечном образе» в мировой литературе.
Текст для обязательного прочтения
Сервантес М. Дон Кихот (любое издание).
Литература
1. Балашов Н. И. Сервантес// История всемирной литературы: В 9 т.Т.III. М., 1985. С. 372-381.
2. Державин К.Н. Сервантес: жизнь и творчество. М., 1958.
3. Сервантес и всемирная литература /Под ред. Н. И. Балашова, А. Д. Михайлова и И. А. Тертерян. М., 1969.
4. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот (любое издание).