Око Линкея» или европейские метафоры познания
Традиционные теории познания можно охарактеризовать как «стандартную матрицу гносеологии»2. Стандарт-
1 Цит. по указ. работе Пейперта. С. 164.
2 Аристотель. Соч.: в 4-х т. М., 1975. Т. 1. С. 440.
ная концепция гносеологии, как представляется, базируется на следующих идеях.
Во-первых, это идущая от Аристотеля мысль о преобладании зрительного восприятия над всеми другими чувствами. Греческий космос видимый космос. Это поворотный пункт в истории духа. Возникает образ мира, составленный из зрительных впечатлений и объективированный настолько, насколько способно к объективации человеческое зрение; опыт же остальных чувств включается в эту картину позже. Только у Аристотеля видимый образ вселенной достигает небывалой актуализации как мир вещей, хотя сам Стагирит рассматривал осязание как фундамент всякого чувства. Тогда зрение предстает как развитое осязание. Аристотель писал в трактате «О душе»: «...душа есть как бы рука: как рука есть орудие орудий, так и ум форма форм...». На наш взгляд, метафора руки как познающего органа выводит скульптурный образ познания и формирования действительности, столь характерный для античной культуры. Но более значимой для последующих веков стала метафора всевидящего ока и глаза как самого интеллектуального органа чувств. Европейская концепция познания жаждет «Ока Линкея». Символически последнее выражено в мифе о Линкее, брате Идаса. Линкей отличался необыкновенной остротой зрения, так что даже мог видеть предметы, находящиеся под землей. С вершины горы Тайгет Линкей смог увидеть Кастора, притаившегося в дупле дуба. В списке аргонавтов Линкей назван впередсмотрящим! .
Во-вторых, стремление все на свете видеть и понимать приводит к локковской идее о распознавании как основе мышления. Поэтому в основе теории познания как отражения лежит концепция зрительного восприятия. Перенос обыденных значений в философский контекст составляет
1 Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993. С. 63, 172;
Плотин. Избранные трактаты: в 2-х томах. М., 1994. Т. 1. С. 97.
одну из причин наивности и противоречивости традиционной гносеологии, базис которой составляет теория отражения. Ее основной тезис в максималистской форме утверждает, что ощущения, восприятия, понятия, высказывания о научных законах, теории представляют собой образы, «слепки», копии и даже «фотографии» внешнего мира, возникающие в результате отражения объективной действительности мозгом и анализаторами человека. Метафора зеркала часто олицетворяет теорию отражения, хотя при этом и оговаривают, что это не «зеркально-мертвенный акт».
Идея зеркала в европейской философии вначале возникает в космологическом смысле внутри платонизма. Так, материя выступает у Плотина в качестве соотносительного понятия с тем, что занимает по отношению к ней более высокую ступень. Материя — неопределенное подлежащее. Таких в системе Плотина три, т.е. столько, сколько начальных субстанций: Ум — неопределенное подлежащее Единого, Душа — Ума; собственно материя — воспреем-ница видов, творимых Душой. Материя, по Плотину, — поверхность зеркала. Ум и Душа — два зеркала, умопостигаемый и чувственный космос — два отражения. Но это зеркала особого рода. Они живо созерцают свои образы. Материя (как принцип) мыслилась как закон, позволяющий установить соответствие между стоящим на более высокой ступени образцом и его слабейшим подобием. Всякая более низкая ступень служит художественным воспроизведением более высокой. Такое воспроизведение — знаменитый мимезис в его платонической интерпретации. Плотин разъяснял, что каждая низшая ступень является подражанием более высокой так же, как некоторый предмет соотносится со своим отражением в воде или в зеркале, или же со своей тенью, когда с исчезновением предмета не может появиться и его отражение — тень. Материи врождено некоторое хитроумное свойство, некая мудрость в созидании призрачных подобий. Порфирий, ученик Пло-
тина, полагал материю обладающей свойствами отражения и текучести.
Для Плотина, сознание — нечто вроде зеркала: достаточно повернуть его в нужную сторону, чтобы оно отразило находящиеся перед ним предметы. Нужно прийти в состояние внутреннего покоя и отдохновения, чтобы воспринять жизнь мысли. Если то внутреннее зеркало, в котором появляются отражения нашего разума и духа не колеблется, в нем видимы изображения. Но если внутреннее зеркало разбито, так как гармония тела нарушена, разум и дух продолжают действовать, не отражаясь в нем. Мы не ощущаем в себе жизни духа, если наше сознание, наше внутреннее зеркало замутнено заботой о земных делах, о телесном. Душа — Ум — Единое для Плотина не только космологическая структура, но и лестница восхождения по ступеням нашего Я.
Именно в субъективном, а не космологическом смысле, неоплатонизм был понят последующими эпохами. Главным приобретением Блаженного Августина, извлеченным из чтения «Эннеад», было умение разбираться в собственном внутреннем мире. До этого Августин жил исключительно в сфере образов тела, не умел обратить внутренний взор на самого себя, на свою душу, распознать в ней элементы сложных ее движений. Если в своем внутреннем мире Августин не видел ничего, кроме образов вещей, то его мысль вращалась в области предметов внешнего мира. Он жил не в самом себе, а вне себя. Неоплатонизм ввел Августина во внутреннюю храмину собственной души.
Идея зеркала как опосредующей структуры, определяющей характер отражения, развита Данте в «Божественной комедии», что свидетельствует о неплатонических ин-туициях поэта. Интуиция зеркального отражения, кроме того, связана с интуицией прозрачности. Космические зеркала, их иерархия, словно вода, частично отражают и частично пропускают сквозь свою поверхность божественный свет. Неоплатонизм оказался той формой, в которой
эллинистический строй мышления был воспринят культурой Средневековья и Возрождения, а через них в какой-то мере и последующими эпохами!.
В средние века и мистицизм, и номинализм обращают личность к ресурсам личного чувственного и психологического опыта. Intuitus (взгляд, проникновение в сущность, интуиция) является излюбленным термином как Майстера Экхарта, так и Оккама. Но мистик полагается на свои чувства как на передатчиков зрительных образов и эмоциональных стимулов, в то время как номиналист полагается на них, как на передатчиков реальности. И мистицизм, и номинализм пришли к отмене разграничительной линии между конечным и бесконечным. Но мистик склонен расширять «эго» до бесконечности, а номиналист стремится расширить до бесконечности физический мир, не видит никакого логического противоречия в идее бесконечной физической вселенной и уже не принимает теологических возражений против этого. Номиналистическая школа XIV столетия предвосхитила гелиоцентрическую систему Коперника, геометрический анализ Декарта и механизм Гали-лея и Ньютона.
Подобным же образом позднеготическое искусство представило многообразие стилей, также объединенных субъективизмом, который в визуальной сфере соответствует тому, что можно наблюдать в интеллектуальной жизни. Наиболее характерным выражением этого субъективизма является появление перспективной трактовки пространства, которая, примененная уже Джотто и Дучче, начиная с 1330-40 гг. становится общепризнанной. Если принимать материальную поверхность живописного произведения как
1 Порфирий. О гроте нимф // Человек, 1993, № 3. С. 63.; Шича-лин Ю.А. «Третий вид» у Платона и материя-зеркало у Плотина // Вестник древней истории, 1978, № 1. С. 151—161; Адо П. Плотин или Простота взгляда. М., 1991. С. 24—26; Попов И.В. Личность и учение Блаженного Августина. Сергиев Посад, 1916. Т. 1. С. 153.
нематериальную проекционную плоскость, перспектива передает не только то, что непосредственно видимо глазу, но также и то, как это может наблюдаться при определенных условиях. Перспектива фиксирует прямой взгляд от субъекта к объекту, давая визуальное выражение концепции бесконечного. Ведь точка пересечения линий в перспективе может быть определена как проекция точки, где параллельные пересекаются.
Эти новации отразили эмпирический дух номинализма и его приверженность к единичностям. Так сложился художественный стиль зеркальной репрезентации предметов. Возможен гносеологический подход к художественным стилям как воплощениям доминирующих образов мира, основанных на принципах и методах познания, отличающих каждую эпоху культуры. Им соответствуют принципы и методы создания художественной композиции, новые, ведущие виды искусства. Крайности номинализма и мистицизма сходятся в развитии мысли XIV века, сливаются на какое-то время, давая великолепный результат в произведениях фламандских художников и в философии Николая Кузанского.
Образ зеркала в картине отчетливо выявляет метафизическую сущность зеркала. Не случайно, например, в голландской живописи так часто безлюдный интерьер «напитывается» и оживляется «круглым глазом» зеркала. Этот дочеловеческий взгляд символизирует взгляд художника. Более полно, чем свет, тени, блики, образ зеркала позволяет обозначить в вещах работу зрения. Оно прорисовывает и расширяет метафизическую структуру нашей плоти. Благодаря ему мое внешнее дополняется, все самое потаенное, что у меня было, оказывается в этом облике , этом плоском и закрытом в своих пределах сущем, которое уже предугадывается в моем отражении в воде. Зеркало как бы выявляет мою плоть, то невидимое, что было и есть в моем теле. Само зеркало оборачивается инструментом универсальной магии, который превращает вещи в зримые пред-
ставления, зримые представления — в вещи, меня — в другого, другого — в меня. Лицо человека видимым образом не обретается, а существует только в изображениях. Н.Кузанский поэтому вводил следующее сравнение. Во всех размноженных от одного лица различных образах непостижимым, превосходящим все способности мысли и разума путем, единое лицо пребывает по-разному и многократно. Так и Бог в каждой вещи есть все то, что она есть как истина в изображении!.
Можно возвести зеркальную репрезентацию предметов в эпоху Ренессанса к требованию Ф.Брунеллески: «рисовать все так, как оно выглядит в зеркале». В знаменитой росписи баптистерия он ввел понятие точки схода. Вазари писал, что Брунеллески при этом пленяли мысли «о времени, движении, о том, как действуют грузы, как должны вращаться колеса, чтобы он мог построить хорошие и красивые часы». По мнению Леонардо Да Винчи, зеркало должно стать умом художника. Прежде чем стать средством выражения, рисунок у Леонардо был необходимой составной частью опыта. Посредством рисунка Леонардо начинает исследовать всю реальность, углубляя чувственный опыт, сводит явления ких простейшему строению, которое оказывается математико-механико-машинной структурой. Итак, зеркало показывает нам мир-машину.
В рассуждении Антонио Аверлино о зеркале содержится убеждение, что в зеркале явление перспективы видно яснее, чем невооруженным глазом. Глаз, непосредственно созерцающий балки на потолке, бессознательно руководится умом, а потому не сразу замечает, что балки по мере удаления сближаются между собой. Ведь умом человек
1 Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992. С. 57-59; Бергер А.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии, 1994, № 4. С. 114; Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992. С. 23; Кузанский Н. Соч.: в 2-х томах. М., 1979. Т. 1. С. 106.
понимает их равноудаленность друг от друга, и ум постоянно корректирует зрение. Нужно найти средство освобождения от этой сращенное™ глаза и ума. Таким средством оказывается зеркало: глядя на отражение в зеркале, человек не так легко соотносит видимый образ с реальностью, а потому зеркало являет предмет в его чисто чувственном виде, лишенном каких бы то ни было привнесений со стороны его понимающей способности.
Зеркало выступает в его дидактической функции, как обучающее средство новому стилю зрения, видению предметов в перспективе. Зеркало становится средством освобождения от прежних перспективных установок. На это имеется прямое указание Леонардо, полагавшего, что живописцы находят в поверхности плоских зеркал учителя, раскрывающего значение светотени и сокращения каждого предмета в перспективе. Кроме того, стиль зрения, основанный на законах перспективы, — стиль зрения городского человека, урбанистичен сам способ перспективного построения, увлекавший художников. Пространство, ограниченное с двух сторон уходящими в глубину стенами — пространство городское, увиденное жителем города. Не случайно перспективное построение применялось, в первую очередь, при изображении городских видов и, по-видимому, не случайно современники связывали изобретение перспективы с городскими видами, написанными Брунеллески!.
Таким образом, историческое дело выработки перспективы шло вовсе не о простой систематизации уже присущего человеческой психофизиологии, а о насильственном
1 Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988. С. 222; Скалья Г. Строительство флорентийского собора //В мире науки, 1991, № 3. С. 37—38; Гарэт Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. С. 249—250; Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. М., 1987. С. 112—113; Данилов И.Е. Город в итальянских архитектурных трактатах кватроченто // Механизмы культуры. М., 1990. С. 37.
переворачивании этой психофизиологии в смысле отвлеченных требований миропонимания. Потребовалось более пятисот лет социального воспитания, чтобы приучить глаз и руку к перспективе, но ни глаз, ни рука ребенка, а также взрослого без специального обучения не подчиняется этой тренировке и не считается с правилами перспективного единства. Воспитанные с детства на изображениях определенного типа, мы видим так, как рисуем. Художник-пер-спективист выстраивает свою деятельность на следующих предпосылках:
— на вере в то, что пространство реального мира есть пространство евклидово, т.е. изотропное, гомогенное, бесконечное и безграничное, нулевой кривизны, трехмерное, представляющее возможность через любую точку провести линию, параллельную данной прямой, притом только единственную;
— на убеждении в существовании среди равноправных точек евклидова пространства одной исключительной , особенной по ценности. Эта точка местопребывания самого художника или, точнее, его ведущего глаза, его оптического центра. Такое место объявляется центром мира, а сам мир полагается совершенно неподвижным и вполне неизменным. Такой подход притязает отобразить кантовскую абсолютную гносеологическую значимость художника;
— на представлении, что оптический центр ведущего глаза художника (у большинства людей правого) по существу диктует законы восприятия мироздания, и в таком случае глаз не орган зрения человека, личности, а оптическая линза. Глядение не сопровождается ни воспоминаниями, ни духовными усилиями, предстает как внешний механический процесс, в котором психический момент полностью отсутствует.
Именно на этих основаниях, по убеждению П.А.Флоренского, возникает на возрожденческой почве мировоззрение Леонардо—Декарта—Канта. Также возникает изобразительный, художественный эквивалент этого мировоз-
зрения — перспектива. Мир стал пониматься как единая сеть канто-эвклидовых отношений, имеющих средоточие в Я созерцателя мира. Это бездейственное и зеркальное Я, некий мнимый фокус мира. Субъективность сама лишается реальности. Перспективность есть выражение меонизма и имперсонализма. Критика Возрождения здесь является критикой классического идеала рациональности.
Каноны геометрической оптики были включены в теорию восприятия и позднее в традиционную гносеологию. Неявным фундаментом теории отражения служит теория восприятия, основанная на геометрической оптике и убеждении в том, что нормой адекватной репрезентации объекта будет зеркальный образ. В стандартной концепции гносеологии происходит смешение идей здравого смысла и философских идей. Теория отражения тяготеет к буквальной трактовке соответствующей метафоры. Причиной буквальной трактовки является привычность метафоры, а не какие-либо подтверждающие свидетельства.
В случае с отражением «эмпирическим базисом» буквальных трактовок служит широко распространенная практика использования зеркал. Закрепленная в языке, она обусловливает и лингвистическую невозможность отказа от метафоры отражения. На наш взгляд, тесно увязан» | друг с другом метафора познания как отражение и метафорическое понимание мира как механико-машинной структуры. Понимание человека как машины-животного-зеркала составило сердцевину традиционной гносеологии. Пер-спективизм в живописи связан, как было показано ранее, и с номиналистическими течениями в философии. Теории отражения увязываются с индуктивными эпистемология-ми, несущими ошибочные представления о «чистых данных» или восприятиях, из которых как из кирпичиков строится здание человеческого знания1.
1 Флоренский П.А. Иконостас. Избр. труды по искусству. СПб., 1993. С. 218, 233-234, 253-257, 267; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, М., 1978. С. 271; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 487.
Неистребимость метафоры зеркала в языке заметна в некоторых рассуждениях М.Хайдеггера о природе философской спекуляции. Хайдеггер замечал, что диалектика спекулятивна, ибо speculari, созерцать значит узреть, охватить зрением. Тогда характеристика созерцания у Гегеля станет яснее, если принять во внимание, что в спекуляции важно не только схватывание единства, фаза синтеза, но прежде всего и всегда схватывание «противоположного» как такового. Сюда входит схватывание взаимного отсвечивания противоположностей друг в друге, в качестве чего выступает антитезис, действие которого изображено в «Логике сущности» (т.е. в логике рефлексии). От этого саморефлектирующего отсвечивания, т.е. зеркального отражения, спекуляция (speculum — зеркало) получает свое достаточное определение. В этом случае диалектика предстает не как трансцендентальный, критически ограничивающий или полемический способ мысли, но зеркальное отражение и единение противоположного как процесс продуци-рования самого духа!. Хайдеггера не заподозришь в симпатиях к теории отражения, но платонический ход его мышления налицо.
Другая — «компьютерная» метафора имплицитно присутствует в концепции интеллекта, характерной для средневековой культуры. Мышление этого времени насквозь пронизано символами. Мир представляется огромной книгой, смысл которой раскрывается через систему божественных символов. Отождествление ума и памяти отличает культуру, основанную на запоминании множества текстов, а не на генерировании новых. Средневековая образованность видела идеал учености в безграничной памяти. Этот идеал персонифицирован в одном из главных героев романа У.Эко — «Имя розы» слепом монахе Хорхе Бургос-ском. Его интеллект — изощренная память гениального читателя.
1 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1983. С. 383.
С идеей интеллекта как безграничной памяти связан ее операциональный аспект — идея луллиевой машины. Рай-мунд Луллий исходил из убеждения, согласно которому в каждой области знания имеется небольшое количество исходных понятий, выражающих бесспорные, самоочевидные положения, не нуждающиеся в обосновании. Из комбинации этих понятий и представленных с их помощью истин возникает знание. В овладении этими комбинациями и тем, что из них вытекает, и заключается подлинная мудрость. Прибор Луллия поставляет человеку исходный материал для выведения следствий посредством размышления. Особенно широкое распространение луллиевы машины получили в XV—XVI вв. Причина не только в элементах тайны, окружающей их использование. Ренессансные гуманисты практиковали такую широту познаний, что для удержания этих сведений в памяти приходилось прибегатв к вспомогательным техническим средствам. Для этой цели использовал луллиеву машину и Джордано Бруно. «Знающему» грозила опасность утонуть в безбрежном море внешних познаний, и его сила (а знание — сила) готова была обернуться против него самого, он уже опасался потерять себя в потоке сведений.
Для Ламетри человек — такая сложная машина, что невозможно заранее составить себе сколько-нибудь ясное представление об этой машине и, следовательно, дать ей определение. У Ламетри рядом с компьютерной метафорой стоит метафора-близнец: «человек — это животное». Современная версия сочинения Ламетри «Человек-машина», а именно «Метафорический мозг» М.Арбиба, эксплицитным образом провозглашает упомянутую двойную метафору в качестве основы понимания человека!.
В настоящее время компьютерная метафора трансформируется в метафору «голографического компьютера».
1 Эко У. Имя розы. М., 1989. С. 475,479; Маккормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры. М-, 1990.С. 369.
Одно из ее проявлений — попытка рассмотреть геном как голографический компьютер. Считалось, что геном — наиболее стабильная структура организма, устойчивая именно потому, что обеспечивает наследование признаков родителей у потомства. Оказалось, что стабильность удивительным образом сочетается с непостоянством. Геном подвижен на всех уровнях, начиная от определенных последовательностей ДНК и кончая высшими жидкокристаллическими и другими лабильными топологиями ДНК в составе хромосом.
Макроструктуры высших биосистем предполагают некий скачок в кодирующих способностях генома, переход от одномерных линейных генов к многомерным и нелинейным супергенам. Совокупность генов способна- породить только совокупность белков, в лучшем случае конгломерат клеточных субструктур и вирусов, которые отнюдь не являются целостными организмами. Хромосомы кодируют структуру, организма. По известной науке генетический код всю структуру биосистем не отображает. Вероятно, наследственные свойства проявляются двуедино и на уровне вещества (генетический, линейный, одномерный код ДНК), и на уровне вещества-поля (если увидеть в хромосомах носителей топографических решеток — многомерных нелинейных суперксозов). Голографические коды могут быть дешифрованы как в качестве внутренних лазерных полей, источниками которых являются хромосомы, так и внешних по отношению к биосистеме полей, которые не обязательно должны быть когерентными.
Большие блоки организмов, такие как центральные части листьев растений, ноги или глаза насекомых, могут регенерировать у взрослых особей или развиваться из эмбриона по программам фантомной голографической памяти хромосом. Отсюда следует, что хромосомный континуум есть, по сути, голографический компьютер. Голографический суперген (или их совокупность) содержит информацию в форме зашифрованного прообраза макропространст-
6 — 2327
венно-временнных структур высших биосистем. Возникает система образов-фантомов, как бы вложенных один в другой и описывающих потенциальную структуру биосистемы с одной степенью подробности — от внутриклеточных образований до клеточно-тканеорганического уровня!. Использование компьютерной метафоры позволяет выявить, во-первых, фрактальный самоповтор организма на разных уровнях структурной организации. Это хорошо соотносится с современным пониманием живого как открытых, нелинейных систем, дает возможность установить конкрет- j ные механизмы самоорганизации «белковых тел». Во-вторых, удается описать передачу наследственной информации не только на уровне вещества, но и на уровне вещества-поля.
Другая трансформация компьютерной метафоры связа"
на с идеей распределенного интеллекта или в более узкщ смысле нейроинтеллекта. Эти идеи позволяют обсудить! проблему координации неявного личностного и коллектив'! ного осознанного знания в масштабах общества. Особое! значение приобретают работы Ф.Хайека, который впервые! рассмотрел рынок как самоорганизующееся информацион-J ное устройство, позволяющее наиболее полно использован! рассеянное знание, являющееся достоянием множества ив-" дивидов. Идею разделения труда Хайек дополняет идеей! разделения знаний. Индивидуальное знание частично,! фрагментарно, но неизбежно экономически наиболее значимо, так как обладание им предоставляет преимущества в| выполнении тех или иных видов деятельности. Рынок! обеспечивает синтез высокоабстрактной информации с предельно конкретной. Каждый человек, располагая абстраги-1 рованной ценовой информацией о состоянии системы в целом, с одной стороны, и уникально-личностным знанием, с другой, — имеет возможность «вписаться» в общий |
1 Гаряев П.П., Васильев А.А., Березин А.А. Геном как голографичес-кий компьютер // Гипотеза (независимый научный журнал), 1991, № 1. > С. 24-31.
порядок, предпринять те действия, который обеспечат ему наибольший выигрыш в производительности. Эффективное распределение ресурсов оказывается непосредственным результатом эффективной координации знаний. Для Хайека любой социальный институт — орудие по обнаружению, переработке и распределению информации. Судьба различных социальных институтов определяется их сравнительной информационной эффективностью!.
Идеи Хайека могут быть использованы в современных теориях функционирования общественного интеллекта, изучающих механизмы выработки социального знания, коллективного творческого процесса на основе информационных связей. Информационные связи воздействуют на мыслительные процессы индивидов,' причем не столько на их интенсивность, сколько на содержательность и результативность. Здесь неявно принимается метафора коллективного интеллекта как «мелкозернистой» многопроцессорной машины, состоящей из ограниченных по вычислительным возможностям элементов, но решающих сложные проблемы за счет богатых возможностей образования связей между группами процессоров.
Теорию общественного интеллекта обогащают представления о культуре как коллективном интеллекте. Ведь культура как целое обладает особым аппаратом коллективной памяти и выработки принципиально новых сообщений на принципиально новых языках. Коллективный интеллект как образец для ИИ обладает рядом преимуществ по сравнению с индивидуальным. Он в значительной степени эксплицирован, его механизмы выявлены в языках культуры и закреплены в многочисленных текстах. Память культуры обладает исключительной реконструирующей силой:
из нее можно извлечь больше, чем в нее внесено. Это — постоянное активное моделирование, хотя и повернутое в прошлое.
1 Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО, 1989, № 12. С. 9-10.
6t163
В узком смысле под нейроинтеллектом понимается форма ИИ, в которой реализация интеллектуальных функций достигается структурами, состоящими из нейро-подобных элементов, имитирующих работу нейронных систем. Мозг функционирует на основе параллельной обработки информации в распределенных нейронных сетях, поэтому компьютеры, построенные на этих принципах, и стали именоваться нейрокомпьютерами (здесь происходит взаимопроникновение двух метафор: мозг как компьютер и компьютер как мозг). Основой развития нейроинтеллекта стала нейронаука — интеграция данных нейрофизиологии, нейропатологии, нейролингвистики и т.д. Обобщение данных нейронауки позволяет выделить ряд базовых структур нейроинтеллекта и представить их взаимодействие в виде модели переработки информации. По мнению современного французского физика Ж.Тулуза, нейронаука подразделяется на биологию и коллекционирование моделей, цель нейронауки — понять, как работает мозг.
Важным результатом исследований является открытие спонтанной самоорганизации взаимодействующих нейросе-тей, в результате которого осуществляется их самовоспроизведение. Тогда долговременная память может рассматриваться как коллективный эффект. Самовоспроизведение позволяет взглянуть на мозг как на сообщество конкурирующих, делящих территорию нейронных ансамблей, что хорошо согласуется с известными биологическими моделями. Обнаружение самовоспроизведения нейросетей дает надежду на построение нейрокомпьютеров, способных автономно обмениваться информацией и не требовать от человека трудоемкого копирования связей. Таким образом, главная тенденция в развитии вычислительной техники состоит в переходе к использованию распределенных систем, образованных из логических элементов с простой внутренней структурой. Большие надежды здесь связываются с молекулярной микроэлектроникой. Уже сегодня отдельный логический элемент может быть уменьшен до
размеров крупной полимерной молекулы; подача и считывание информации должны осуществляться оптическим путем. Основная теоретическая трудность заключается в методах программирования. На элементарном уровне должна быть жестко запрограмирована способность к обучению. Приспособление подобной вычислительной сети к решению определенного типа задач достигается в индивидуальном обучении!.
Компьютер, таким образом, стал теоретической метафорой разума, позволяет отчетливее чем раньше понимать природу нашего сознания, выделять в нем не только явленные, вербализованные, но и особые, «неизреченные», чисто человеческие формы внерационального, недоступные для машины.