Глава II. О каком роде знаков здесь нужно рассуждать

3. Знаки же [условно] данные — это те, которыми каждое жи-
вое существо, по взаимному согласию и насколько возможно, оп-
ределяет себя для демонстрации волнения своей души,
или чувств, или каких-либо понятий. И у нас только одна причи-
на для обозначения, т. е. для придания знака — вынуть и перенес-
ти в душу другого то, что производит в душе то, что создает знак.
Итак, род именно этих знаков, поскольку он относится к людям,
мы решили исследовать и обсудить, потому что и знаки, данные
свыше, которые содержатся в Священном Писании, возвещены
нам через людей, которые их записали. Даже и некоторые живот-
ные общаются друг с другом знаками, которыми они выражают
страсти своей души. Ведь и петух, найдя пищу, голосом дает знак
курице, чтобы та поспешила к ней; голубь стенанием кличет го-
лубку, а голубка — голубя. Обычно на многое такое обращается
внимание; но таковы ли [эти знаки], как изменения в лице или
крик вопящего от боли, следуют ли они у них за душевным движе-
нием без волеизъявления или же условно даются для означива-
ния — это другой вопрос, и он не относится к тому, о чем идет
речь, потому мы удаляем часть [проблемы] из этого труда как не
являющуюся необходимой.






Глава III. Первенство среди знаков принадлежит словам

4. Итак, некоторые из знаков, с помощью которых люди обща-
ются друг с другом для выражения своих чувств, связаны с чувст-
вом зрения, большая часть — с чувством слуха, очень не многие
с прочими чувствам. Ведь когда мы [на что-либо] киваем, то пода-
ем знак только глазам того, кого хотим, благодаря этому знаку, сде-
лать участником нашей воли. А кто-то подает множество знаков
движением рук; гистрионы1 подают некие знаки перед знатоками
движением всех членов и беседуют как бы с глазами их; военные
знамена и значки внушают [воинам] через глаза волю вождей:
и все это — как бы некие видимые слова. Тех, что относятся к слу-
ху, — большая часть, и они главным образом состоят из слов (ver-
bum). Ибо и военная труба, и флейта, и цитра часто издают не
только приятный, но и значащий звук; но все эти знаки в сравне-
нии со словами весьма немногочисленны; слова, напротив, держат
у людей первенство в обозначении, они все улавливаются (conci-
pio) душой, если кто-либо пожелал бы их воспроизвести. Ведь
и Господь придал известное знаменование драгоценному миру, ко-
им помазаны были ноги Его (Ин. 12, 3-7), и ознаменовал, как Сам
благоволил, таинство искушаемого тела и крови Своей (Мф. 26,
28; Лк. 22, 19-20), и когда-жена, прикоснувшись к краю одежды
Его, оказалась исцеленной, Он все ознаменовал (Мф. 9, 20-22).
Но бесчисленное множество знаков преимущественно заключает-
ся в словах, коими люди выражают свои мысли. Ибо все роды зна-
ков, которые я кратко упомянул, я мог выразить словами, но слов
этими знаками [выразить] не мог бы никаким образом.

Глава IV. Откуда буквы

5. Но поскольку [слова], по сотрясении (verberatus2) воздуха,
тотчас исчезают, не задерживаясь дольше, чем звучат, то знаки
слов утверждаются с помощью букв. Таким образом, звуки пред-
ставляются глазам уже не сами собою, а через некие свои знаки.
Эти знаки, следовательно, не могли быть общими у всех народов
из-за греха человеческого раздора, так как каждый [народ] присва-
ивает себе первенство. Из-за этой гордыни была возведена та са-
мая башня до неба3, чем нечестивцы заслужили иметь не только не-
согласные души, но и несогласные звуки.

' Актеры, часто — трагические.

2 Здесь совершенно очевидна связь слова у Августина с колебанием, изме-
нением, дрожанием, готовностью к переходу извечного Слова в конечное
и временное и временного слова в другое временное и конечное.

Вавилонская башня.

Глава V. Различие языков

6. Отсюда последовало то, что божественное Писание, врачую-
щее многоразличные болезни человеческих помышлений, произ-
веденное на одном языке, на котором оно благоугодно могло рас-
пространиться по лицу земли, было повсюду и широко возвещено
народам во спасение, в переложении на разные языки. Читающие
его ничего иного не желают, как только обнаружить мысли и волю
тех, кто его записал, а через них волю Божью, по которой говори-
ли, как мы верим, таковые люди.

Наши рекомендации