Тестовые задания для самопроверки. 1. Характерные особенности русской философии:

1. Характерные особенности русской философии:

а) научность;

б) приоритет нравственных проблем;

в) системность;

г) рационалистичность.

Ответ: б.

2. Кто из русских философов является автором «философии всеединства»?

а) Н.Бердяев;

б) Н.Лосский;

в) В.Соловьев;

г) Ф.Достоевский.

Ответ: в.

3. Учение в русской философии конца ХIХ – начала ХХ в.в о неразрывном единстве земли и космоса называется …

а) гелиоцентризм;

б) космизм;

в) антропоцентризм;

г) эволюционизм.

Ответ: б.

4. В последней трети ХIХ века в России широкое распространение получает:

а) прагматизм;

б) неокантианство;

в) марксизм;

г) неогегельянство.

Ответ: в.

5. Основоположником учения о «ноосфере» («сфере разума») является:

д) К.Э. Циолковский;

е) В.И. Вернадский;

ж) Н.Ф. Федоров;

з) В.И. Ленин.

Ответ: б.

Тестовые задания для самостоятельной работы

1. Основной проблемой русской философии, определяющей её специфику, является:

а) судьба России;

б) роль личности и народных масс в истории России;

в) проблема познаваемости мира;

г) роль религии и церкви в развитии России.

2. Философия «серебряного века» была:

а) диалектико-материалистической;

б) позитивистской;

в) сциентистской;

г) религиозно-идеалистической.

3. Какое философское направление оказало наибольшее влияние на развитие отечественной науки в начале ХХ в.

а) идеализм;

б) материализм;

в) гуманизм;

г) экзистенциализм.

4. С точки зрения Ф.М. Достоевского, путь к мировой гармонии (обществу без зла) – это:

а) революционные преобразования;

б) нравственное самосовершенствование;

в) экономические реформы;

г) такой путь не возможен вообще.

5. В поисках смысла жизни Л.Н. Толстой обращается к:

а) религии;

б) политике;

в) философии;

г) естествознанию.

ТЕМА 4. САМОРГАНИЗАЦИЯ БЫТИЯ, МОНИСТИЧЕСКИЕ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ

Вопросы по теме

1. Понимание бытия в философии, монистические и плюралистические концепции бытия.

2. Основные формы бытия. Реальность субъективная и объективная. Бытие как единство субъективной и объективной реальности.

3. Самоорганизация бытия.

Пояснения к вопросу № 1.

Центральное место во многих философских учениях прошлого и современности занимает категория бытия. Становление философии начиналось именно с постановки проблемы бытия.

Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность. Бытие фиксирует не просто существование чего-нибудь, а сложную связь всеобщего характера. Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Понимание бытия в философии опирается на определенные принципы и специфика каждой философской системы заключается в том, что она строится на определенных принципах, представляет собой тот или иной способ философствования. По основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и идеализм. Решая основной вопрос философии, материализм придерживается принципа первичности материи по отношению к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает духовный компонент. В рамках материалистических и идеалистических воззрений используются разные принципы и способы исследований, благодаря чему формируются разновидности материализма и идеализма: идеализм объективный и субъективный, материализм метафизический, механистический, диалектический и др.

Можно отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют большое значение в формировании материалистических концепций. В рамках идеалистических систем, как правило, формировались такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего составляет разум. Одним из его важнейших направлений является панлогизм (от греч. Pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основной вид познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается как иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

Метафизика выступает как методологический принцип, противоположный принципу развития, принципу диалектики, игнорирующий всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания материи.

Можно привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся в центр мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а также свободомыслие, как принцип мышления, признание права разума на свободное критическое исследование окружающего мира, выдвинутый в ХVII в., и др.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Идея единства всего бесконечного многообразия мира приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии была выработана категория субстанции. Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют.

С вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм и плюрализм. Монизм (от греч. monos – один, единственный) – философский принцип, согласно которому мир имеет одно начало. Учения, объясняющие единство мира, исходя из одной субстанции, называются монистическими. В зависимости от того, что мыслится в качестве субстанции – материя или дух – различают материалистический монизм и идеалистический монизм. Монизму противостоят дуализм, согласно которому существует два исходных начала (и материя, и дух), и плюрализм, допускающий множество самостоятельных субстанций. Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материального и духовного (напр. в философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis – множественный) – предполагает несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у древних мыслителей).

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о тождестве мышления и бытия. При его решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира). Согласно агностицизму (от греч. аgnostos – непознаваемый), мир принципиально непознаваем (Протагор, Кант). Отрицательный ответ на этот вопрос давали представители скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.).

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее

Пояснения к вопросу № 2.

Существование – предпосылка единства мира. Основные формы бытия: бытие вещей; бытие человека; бытие социального; бытие духовного.

Можно выделить и такие формы бытия:

- базирующиеся на предметном бытии: материальные предметы, относящиеся к природе, и материальные ценности, созданные человеком;

- идеальное бытие (мир психического, мир духовно-социо-культурного);

- по атрибутам материи (пространство и время, напр., это «пространственное бытие» и «временное бытие»);

- по формам движения материи (механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное бытие);

- по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное бытие);

- общественное бытие, под которым чаще всего понимают способ производства, взаимодействующий с общественным сознанием (моралью, искусством, наукой, религией, философией).

Среди бытия также выделяются:

- ноуменальное бытие (от слов «ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

- феноменальное бытие (от слова «феномен» – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Все существующее, все, что может возникнуть и возникло во времени образует реальность поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают два вида реальности: объективную и субъективную.

Объективная реальность – действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность противоположна объективной и обозначает наш внутренний мир. Различаясь по способу своего существования, они тесно связаны друг с другом и в реальной жизни постоянно переходят друг в друга. Такую глубинную связь между ними, их единство и фиксирует категория «бытия».

Пояснения к вопросу № 3.

На современном постнеклассическом этапе познания материального мира чрезвычайно важную роль играет парадигма самоорганизации, которая служит естественнонаучной основой философской категории развития. В настоящее время установлено, что обязательным условием развития является процесс самоорганизации, приводящий к возникновению качественно новых материальных структур.

Длительное время в науке доминировало представление об отсутствии явления самоорганизации в неживой природе. Считалось, что объекты неорганического мира способны изменяться только в направлении дезорганизации. Считалось, что самоорганизующиеся процессы присущи только живым системам.

Первые серьезные усилия по научному исследованию вопросов самоорганизации были предприняты в кибернетике. Эта наука имела дело как с живыми, так и с техническими (построенными из неживого вещества) управляемыми и саморегулирующимися системами, т.е. с системами, в которых самоорганизация заложена изначально. Комплексное осмысление различных процессов самоорганизации бытия привело к становлению нового междисциплинарного направления в науке – синергетике. Под синергетикой понимают теорию самоорганизации в сложных, открытых, неравновесных и нелинейных системах любой природы. Это новая наука, занимающаяся изучением возникновения, поддержания, устойчивости и распада самоорганизующихся структур, кооперативных эффектов в них.

Синергетика как наука о самоорганизующихся системах создавалась усилиями естествознания. Но постепенно идеи синергетики становятся одной из методологических основ общественных и гуманитарных наук. Синергетический подход в этих областях начинается с использования ключевых понятий синергетики для описания сложных социально-гуманитарных явлений. А вслед за этим обнаруживается удивительное сходство поведения, казалось бы, совершенно несхожих систем. Создается уверенность, что социальные, физико-химические и биологические объекты исследований при всем своем очевидном различии и несводимости друг к другу подчиняются одним и тем же фундаментальным началам.

На основе общих положений синергетики можно осмысливать ход исторического развития, оценивать роль той или иной личности или отдельных социальных слоев в исторических катаклизмах. В точке бифуркации даже ничтожные обстоятельства могут определить ход последующей эволюции системы.

Контрольные вопросы для СРС

1. Можно ли определить «бытие» без понятия «духовность»?

2. Абсолютное бытие – это бог? Бог – объективная реальность, так как «существует» вне и независимо от нашего сознания. Согласны ли Вы с этим утверждением?

3. Как соотносятся категории «бытие» и «материя». Можно предположить, что бытие более широкое понятие, чем материя? Как быть тогда с положением: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи?»

4. В чем отличие философского понятия материи от естественнонаучных представлений о материи?

5. Что понимается под самоорганизацией бытия?

Наши рекомендации