Тестовые задания для самопроверки. 1. Характерные особенности русской философии:
1. Характерные особенности русской философии:
а) научность;
б) приоритет нравственных проблем;
в) системность;
г) рационалистичность.
Ответ: б.
2. Кто из русских философов является автором «философии всеединства»?
а) Н.Бердяев;
б) Н.Лосский;
в) В.Соловьев;
г) Ф.Достоевский.
Ответ: в.
3. Учение в русской философии конца ХIХ – начала ХХ в.в о неразрывном единстве земли и космоса называется …
а) гелиоцентризм;
б) космизм;
в) антропоцентризм;
г) эволюционизм.
Ответ: б.
4. В последней трети ХIХ века в России широкое распространение получает:
а) прагматизм;
б) неокантианство;
в) марксизм;
г) неогегельянство.
Ответ: в.
5. Основоположником учения о «ноосфере» («сфере разума») является:
д) К.Э. Циолковский;
е) В.И. Вернадский;
ж) Н.Ф. Федоров;
з) В.И. Ленин.
Ответ: б.
Тестовые задания для самостоятельной работы
1. Основной проблемой русской философии, определяющей её специфику, является:
а) судьба России;
б) роль личности и народных масс в истории России;
в) проблема познаваемости мира;
г) роль религии и церкви в развитии России.
2. Философия «серебряного века» была:
а) диалектико-материалистической;
б) позитивистской;
в) сциентистской;
г) религиозно-идеалистической.
3. Какое философское направление оказало наибольшее влияние на развитие отечественной науки в начале ХХ в.
а) идеализм;
б) материализм;
в) гуманизм;
г) экзистенциализм.
4. С точки зрения Ф.М. Достоевского, путь к мировой гармонии (обществу без зла) – это:
а) революционные преобразования;
б) нравственное самосовершенствование;
в) экономические реформы;
г) такой путь не возможен вообще.
5. В поисках смысла жизни Л.Н. Толстой обращается к:
а) религии;
б) политике;
в) философии;
г) естествознанию.
ТЕМА 4. САМОРГАНИЗАЦИЯ БЫТИЯ, МОНИСТИЧЕСКИЕ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ
Вопросы по теме
1. Понимание бытия в философии, монистические и плюралистические концепции бытия.
2. Основные формы бытия. Реальность субъективная и объективная. Бытие как единство субъективной и объективной реальности.
3. Самоорганизация бытия.
Пояснения к вопросу № 1.
Центральное место во многих философских учениях прошлого и современности занимает категория бытия. Становление философии начиналось именно с постановки проблемы бытия.
Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность. Бытие фиксирует не просто существование чего-нибудь, а сложную связь всеобщего характера. Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
Понимание бытия в философии опирается на определенные принципы и специфика каждой философской системы заключается в том, что она строится на определенных принципах, представляет собой тот или иной способ философствования. По основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и идеализм. Решая основной вопрос философии, материализм придерживается принципа первичности материи по отношению к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает духовный компонент. В рамках материалистических и идеалистических воззрений используются разные принципы и способы исследований, благодаря чему формируются разновидности материализма и идеализма: идеализм объективный и субъективный, материализм метафизический, механистический, диалектический и др.
Можно отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют большое значение в формировании материалистических концепций. В рамках идеалистических систем, как правило, формировались такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего составляет разум. Одним из его важнейших направлений является панлогизм (от греч. Pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основной вид познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается как иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).
Метафизика выступает как методологический принцип, противоположный принципу развития, принципу диалектики, игнорирующий всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания материи.
Можно привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся в центр мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а также свободомыслие, как принцип мышления, признание права разума на свободное критическое исследование окружающего мира, выдвинутый в ХVII в., и др.
Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Идея единства всего бесконечного многообразия мира приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии была выработана категория субстанции. Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют.
С вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм и плюрализм. Монизм (от греч. monos – один, единственный) – философский принцип, согласно которому мир имеет одно начало. Учения, объясняющие единство мира, исходя из одной субстанции, называются монистическими. В зависимости от того, что мыслится в качестве субстанции – материя или дух – различают материалистический монизм и идеалистический монизм. Монизму противостоят дуализм, согласно которому существует два исходных начала (и материя, и дух), и плюрализм, допускающий множество самостоятельных субстанций. Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материального и духовного (напр. в философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis – множественный) – предполагает несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у древних мыслителей).
К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о тождестве мышления и бытия. При его решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира). Согласно агностицизму (от греч. аgnostos – непознаваемый), мир принципиально непознаваем (Протагор, Кант). Отрицательный ответ на этот вопрос давали представители скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.).
Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее
Пояснения к вопросу № 2.
Существование – предпосылка единства мира. Основные формы бытия: бытие вещей; бытие человека; бытие социального; бытие духовного.
Можно выделить и такие формы бытия:
- базирующиеся на предметном бытии: материальные предметы, относящиеся к природе, и материальные ценности, созданные человеком;
- идеальное бытие (мир психического, мир духовно-социо-культурного);
- по атрибутам материи (пространство и время, напр., это «пространственное бытие» и «временное бытие»);
- по формам движения материи (механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное бытие);
- по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное бытие);
- общественное бытие, под которым чаще всего понимают способ производства, взаимодействующий с общественным сознанием (моралью, искусством, наукой, религией, философией).
Среди бытия также выделяются:
- ноуменальное бытие (от слов «ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
- феноменальное бытие (от слова «феномен» – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.
Все существующее, все, что может возникнуть и возникло во времени образует реальность поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают два вида реальности: объективную и субъективную.
Объективная реальность – действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность противоположна объективной и обозначает наш внутренний мир. Различаясь по способу своего существования, они тесно связаны друг с другом и в реальной жизни постоянно переходят друг в друга. Такую глубинную связь между ними, их единство и фиксирует категория «бытия».
Пояснения к вопросу № 3.
На современном постнеклассическом этапе познания материального мира чрезвычайно важную роль играет парадигма самоорганизации, которая служит естественнонаучной основой философской категории развития. В настоящее время установлено, что обязательным условием развития является процесс самоорганизации, приводящий к возникновению качественно новых материальных структур.
Длительное время в науке доминировало представление об отсутствии явления самоорганизации в неживой природе. Считалось, что объекты неорганического мира способны изменяться только в направлении дезорганизации. Считалось, что самоорганизующиеся процессы присущи только живым системам.
Первые серьезные усилия по научному исследованию вопросов самоорганизации были предприняты в кибернетике. Эта наука имела дело как с живыми, так и с техническими (построенными из неживого вещества) управляемыми и саморегулирующимися системами, т.е. с системами, в которых самоорганизация заложена изначально. Комплексное осмысление различных процессов самоорганизации бытия привело к становлению нового междисциплинарного направления в науке – синергетике. Под синергетикой понимают теорию самоорганизации в сложных, открытых, неравновесных и нелинейных системах любой природы. Это новая наука, занимающаяся изучением возникновения, поддержания, устойчивости и распада самоорганизующихся структур, кооперативных эффектов в них.
Синергетика как наука о самоорганизующихся системах создавалась усилиями естествознания. Но постепенно идеи синергетики становятся одной из методологических основ общественных и гуманитарных наук. Синергетический подход в этих областях начинается с использования ключевых понятий синергетики для описания сложных социально-гуманитарных явлений. А вслед за этим обнаруживается удивительное сходство поведения, казалось бы, совершенно несхожих систем. Создается уверенность, что социальные, физико-химические и биологические объекты исследований при всем своем очевидном различии и несводимости друг к другу подчиняются одним и тем же фундаментальным началам.
На основе общих положений синергетики можно осмысливать ход исторического развития, оценивать роль той или иной личности или отдельных социальных слоев в исторических катаклизмах. В точке бифуркации даже ничтожные обстоятельства могут определить ход последующей эволюции системы.
Контрольные вопросы для СРС
1. Можно ли определить «бытие» без понятия «духовность»?
2. Абсолютное бытие – это бог? Бог – объективная реальность, так как «существует» вне и независимо от нашего сознания. Согласны ли Вы с этим утверждением?
3. Как соотносятся категории «бытие» и «материя». Можно предположить, что бытие более широкое понятие, чем материя? Как быть тогда с положением: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи?»
4. В чем отличие философского понятия материи от естественнонаучных представлений о материи?
5. Что понимается под самоорганизацией бытия?