Элементы философии познания у Галилея
Интересно познакомиться с некоторыми идеями о познании, науке, принадлежащими Галилео Галилею, жившему в одно время с Ф. Бэконом, и даже пережившему Бэкона более чем на 15 лет.
Галилео Галилей (1564 — 1642 гг.) — великий ученый-естествоиспытатель, первооткрыватель новоевропейского экспериментального и математического естествознания. Автор ряда важнейших методологических и философско-познавательных принципов. Учился на медицинском факультете, получил кафедру математики, считал своим учителем Архимеда. Работал на предприятиях, в частности, при венецианском арсенале.
Научная деятельность Галилея развивалась по двум направлениям: разработка принципов механики, по разделу динамики, и астрономия. Он автор трудов: "О движении", "Звездный вестник", "Письмо к Кастелли", "Пробирные весы", "Послание к Инголи", др. Он сконструировал подзорную трубу (лучшая из его труб давала 30-кратное увеличение). Обнаружил кратеры на Луне. Разглядел бесчисленные скопления звезд Млечного Пути. Отчетливо наблюдал пятна на Солнце. Обнаружил фазы Венеры, светлые явления вокруг Сатурна (кольцо). Галилея назвали "Колумбом неба".
В механике Галилей сформулировал первые законы свободного падения тел, дал строгую формулировку понятий скорости и ускорения, был близок к открытию закона инерции. Высказал идею относительности движения. Фактически, Галилей сформулировал понятие объективного, неантропоморфного, чисто физического закона природы. В трудах Галилея концепция Коперника из гипотезы, как тогда считалась, стала превращаться в действительно научную теорию. По этому поводу церковь даже «рекомендовала» Галилею не писать ничего в подтверждение учения Коперника, а Галилей обещал подчиниться рекомендации.
Важнейшие свои произведения Галилей писал в форме диалога. Они представляли собой явление в итальянской литературе. Среди его трудов нет собственно философских сочинений, но себя Галилей называл "философом и первым математиком" герцога Тосканского.
Астрологию Галилей не принимал всерьез.
Главное произведение Галилея — "Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой". Формально в диалоге "побеждает" сторонник птолемеевской традиции. Но в целом оставалось впечатление подавляющей убедительности коперникова подхода. Не случайно Галилей, уже на следующий год после выхода "Диалога", был привлечен к суду инквизиции. Галилей не произносил знаменитой фразы: "А все-таки она вертится", — это было ясно и так.
В конце жизни Галилей опубликовал "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки" (изучения движения и того, что позднее получило название сопротивления материалов).
Концепцию "двух истин" Галилей преобразовал в доктрину "двух книг" — книги божественного откровения (Священное Писание) и книги божественного творения (Природы). По Галилею, именно "великая книга природы" (божественного творения) есть "настоящий предмет философии". Галилей писал, что Священное Писание верно, однако далеко не безошибочны его истолкователи, в особенности, буквально трактующие библейские слова. Библия направлена на моральное поучение, она приспособлена специально к пониманию необразованных людей. Образованные люди не могут держаться буквального смысла Библии, особенно в тех случаях, когда библейский смысл противоречит результатам научного исследования.
Главное условие понимания "книги природы" — наблюдение природы чувствами и рассуждение разума. Галилей писал: "ни одно изречение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы". Он также говорил, что природа "насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов, и по их требованиям она не изменила бы ни на йоту свои законы и положения".
В своем истолковании истины Галилей подчеркивал, что ее достижение невозможно в результате какого бы то ни было одноразового акта. Истина — это не некое раз и навсегда данное состояние человеческого знания, а длительный процесс достижения конкретных и точных истин. Галилей сознательно сужал область своей исследовательской деятельности, чтобы получить более глубокие и максимально точные результаты.
В проблеме познания нужно различать экстенсивный и интенсивныйсмыслы. Экстенсивный смысл означает количество познанных истин. Объем человеческих истин всегда будет ничтожно мал по сравнению с бесконечно реализованным познанием Бога. Интенсивный смысл обозначает глубину постижения одной или нескольких истин. Интенсивно, по Галилею, "человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа; таковы чистые математические науки, геометрия и арифметика; хотя божественный разум знает в них бесконечно больше истин, ибо объемлет их все, но в тех немногих, которые постиг человеческий разум... его познание по объективной достоверности равно божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности не существует". И здесь нисколько не мешает понимание познания, связанное с Богом, ибо "разум человека есть творение Бога, и притом одно из самых превосходных".
По-новому, антисхоластически, Галилей подходил и к проблеме соотношения опытно-чувственного и рационально-логического факторов в достижении истины. Галилей выступал за максимальную ориентацию на опыт, который считал убедительней любого авторитета. Даже об Аристотеле он говорил, что тот пришел к своим важнейшим положениям чисто опытным путем, и только затем придал своим заключениям априорно-дедуктивную форму.
Опытное познание — это познание экспериментальное. Но в отличие от Бэкона Галилей настаивал на математическом осмыслении его результатов. Эксперимент — это планомерно проводимый опыт, в ходе которого исследователь как бы задает природе определенные вопросы. Ответы Галилей связывал не с умозрительно-схоластическими рассуждениями, а с дедуктивно-математической обработкой результатов опыта. Он доходил до того, что даже предлагал заменить традиционную логику, как бесполезное орудие мышления, математикой, которая единственная способна научить человека искусству доказательства.
Галилей пришел к идее систематического совместного применения аналитического и синтетического методов, которые называл резолютивным и композитивным. Тем самым Галилей на практике совмещал опытно-индуктивный подход (которым владел и Бэкон) и абстрактно-дедуктивный подходы. Так достигалось единство научного мышления, опирающегося на чувственный материал опыта, но невозможного без абстрагирования. Это был шаг вперед по сравнению с Бэконовской методологией. Галилей повторял путь Леонардо да Винчи, результаты которого тогда были еще просто неизвестны.
Аналитическая сторона методологии Галилея была ведущей. Именно она лежит в основе применения математики. И это не случайно. Он писал незадолго до своей смерти: "... книгу философии составляет то, что постоянно открыто нашим глазам, но так как она написана буквами, отличными от нашего алфавита, ее не могут прочесть все: буквами такой книги служат треугольники, четырехугольники, круги, шары, конусы, пирамиды и другие фигуры".
В своем истолковании бытия природы Галилей полностью порывает с чисто качественным истолкованием, присущим схоластике и натурфилософии, в том числе возрожденческой. Галилей — сторонник механистического истолкования природы. В связи с этим он отмечал субъективность чувственных качеств: "... запахи, вкусы и звуки..., по моему мнению, вне живого существа являются не чем иным, как только пустыми
именами... ".
Органистическо-гилозоистическую трактовку природы Галилей заменял геометрически-механистической. На место онтологической интуиции натурфилософии Галилей ставил опытно-аналитическое выявление конкретных причин.
Научные открытия, методологические установки Галилея (а также Кеплера) стали важнейшей предпосылкой механики Ньютона. Методология Галилея напрямую вела к формированию философского рационализма Нового времени.