Методические рекомендации по чтению первоисточника

Перечень заданий по философии для студентов 2 курса факультета экономики и управления

Учебный год, 3 семестр

Преподаватель – к. филос. н., доцент Хохлова Елена Ивановна

Виды заданий и количество баллов по БРС:

1) Ответы на семинарских занятиях –до 3 баллов за ответ на семинаре;

2) Чтение первоисточника по философии, конспект и устное собеседование – 8 баллов (список первоисточников прилагается);

3) Составление словаря философских терминов и ответы на вопросы по словарю – 6 баллов;

4) Заполнение таблиц по истории философии (письменно) – тритаблицы по 10 баллов (сумма – 30 баллов), образцы таблиц прилагаются.

Список первоисточников по философии

(факультет экономики и управления, 2 курс, 2013-2014 учебный год)

Составитель – к. филос.н., доц. Хохлова Е.И.

1. Камю А. Бунтующий человек.

2. Камю А. Миф о Сизифе.

3. Фромм Э. Иметь или быть?

4. Булгаков С.Н. Философия хозяйства.

5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод.

6. Ницше Ф. Антихристианин.

7. Ницше Ф. Генеалогия морали.

8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.

9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.

10. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря.

11. Кун Т. Структура научных революций.

12. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека.

13. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.

14. Лосский Н.О. Характер русского народа.

15. Бубер М. Я и Ты.

16. Ясперс К. Истоки истории и ее цель.

17. Кьеркегор С. Страх и трепет.

18. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.

19. Юнг К.-Г. Архетип и символ.

20. Фрейд. З. По ту сторону принципа удовольствия.

21. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.

22. Маркузе Г. Эрос и цивилизация.

23. Бодрийар Ж. Америка.

24. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.

25. Тоффлер Э. Третья волна.

26. Бергсон А. Творческая эволюция.

27. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике.

28. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального.

29. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.

30. Лосев А.Ф. Философия имени.

31. Фрейд. Тотем и табу.

32. Бодрийар Ж. Прозрачность зла.

33. Хайдеггер М. Ницше и пустота.

34. Поппер К. Открытое общество и его враги.

Студент сам может предложить преподавателю первоисточник для прочтения, но обязательно должен согласовать свой выбор с преподавателем).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЧТЕНИЮ ПЕРВОИСТОЧНИКА

(составитель методических рекомендаций – к.филос.н., доц. Желтикова И.В.)

При самостоятельной работе студентов изучающих историю и проблемы философии могут возникнуть объективные трудности, связанные со спецификой философского знания.

Первой и наиболее существенной трудностью является адекватность понимания конкретного философского текста и философской системы в целом. Эта трудность наиболее очевидна для удаленных во времени от нас философских систем и связана с тремя причинами:

- слабым знакомством с мировоззренческим контекстом, в котором формировалась философская система;

- терминологическим разночтением;

- преобладанием в сознании читателя собственного временного, ценностного, терминологического контекста.

Второй трудностью при изучении истории философии может стать необходимость формирования целостного представления о философской системе на основании отдельных, иногда незаконченных, или фрагментально сохранившихся философских произведений.

Наконец третьей, существенной трудностью при изучении философии выступает необходимость рассматривать всю историю философии как единый, взаимосвязанный процесс, а не как мозаику из обособленных мнений. История философии, как говорил Гегель – это “галерея героев мыслящего разума”, которые проникали все глубже в сущность вещей и добывали величайшие сокровища – знания. Поэтому история философии должна изучаться как внутренне необходимое, последовательное, поступательное движение мысли.

Каким образом можно преодолеть эти затруднения? Каких методов следует придерживаться при самостоятельном изучении философии?

Первой методологической рекомендацией при изучении философии самостоятельно служит установление культурно-исторической ситуации, в которой формировалось мировоззрение философа. Безусловно, можно констатировать наличие определенной взаимосвязи между структурой жизни конкретного общества и структурой мировоззрения этого общества, структурой мировоззрения и особенностями философской системы, им вырабатываемой. Определенный образ жизни накладывает отпечаток на мышление живущих, диктует те или иные принципы мышления. Для того чтобы адекватно понять философскую систему, необходимо как можно более детально представить контекст – временной, политический, культурный, ее создания. Соотношение между этими тремя категориями, социально-культурной ситуацией, мировоззрением и особенностями философии, опосредованно, но оно, несомненно, присутствует.

Второй методологической рекомендацией является следующая – для создания целостного представления о системе философских взглядов конкретного философа необходимо придерживаться двух взаимодополняемых принципов. Во-первых, определить круг вопросов, интересуемых философа, уяснить себе особенности этих вопросов. Во-вторых, определить позиции автора в ответе на основной вопрос философии, и его взгляды по центральным разделам философского знания.

Наконец, третьей методологической рекомендацией следует считать необходимость знакомства с философскими текстами.

Изучение истории философии, даже самое поверхностное, не может обойтись без знакомства с самими философскими текстами. Существует несколько методик работы с этими текстами, мы остановимся на принципах самого поверхностного, предварительного чтения философского текста. Критерием предварительного понимания философского источника может считаться готовность ответить на два общих вопроса – “о чем говорится в философском произведении” и “почему философ придерживается этой точки зрения”. Ответы на эти вопросы позволяют понять основное содержание философского текста, форму его написания, логику и аргументацию автора.

Для ответа на эти общие вопросы, при знакомстве с текстом необходимо последовательно определить:

- время и условия создания философского произведения,

- его структуру и тематику,

- главную проблему, поднимаемую автором,

- последовательность размышлений философа над этой проблемой,

- основные тезисы, или утверждения автора.

Нужно иметь в виду, что при чтении философского текста убыстренный темп представляется малоэффективным, равно как и слишком медленное, постоянно возвращающееся назад чтение. Оптимальным является неспешное, вдумчивое чтение и со размышление автору над поставленной им проблемой.

Экзаменационные вопросы по курсу «ФИЛОСОФИЯ»

Наши рекомендации